Союз-онлайн: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Выпуск 17

15 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Союз-онлайн представляет: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. В Челябинске, в центре семейного образования «Родное слово» при храме св. Иоанна Воина, действуют классы РКШ. Опытом перехода на семейное обучение делятся Ольга Владимировна Бурлакова и Наталья Сергеевна Бутина. Ведущая Светлана Ладина.

– «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы – вылавировали бы». Своей любимой скороговоркой со смыслом мне хочется начать очередной выпуск программы о «Русской классической школе». Эту образовательную систему берут на вооружение те, кому вера помогает вылавировать в бурном море современности, полном опасных рифов и коварных течений, и тем самым подарить детям и доброе воспитание, и надежные знания, и любовь к учебе как к посильному и увлекательному труду.

Центр семейного образования «Родное слово» стал первым в Челябинске, в котором преподают по программе «Русская классическая школа». Работает он первый год, и пока здесь учат только второклассников. Занятия идут по семи дисциплинам: основные предметы плюс английский, церковнославянский, ИЗО, каллиграфия и музыка. Организовали семейный центр две мамы – Ольга Бурлакова и Наталья Бутина. С помещением помог настоятель храма Иоанна Воина отец Павел Курбатов. Уроки проходят в классе для воскресной школы при приходе.

Священник Павел Курбатов, настоятель храма Иоанна Воина (г. Челябинск):

– Мои дети тоже обучаются по этой форме. Поэтому с Ольгой мы сошлись именно на этом вопросе. Было предложение – создать класс по преподаванию именно по программе «Русская классическая школа». Мы им предоставляем возможность, стараемся, насколько можем, помочь, и дай Бог, чтобы эта школа разрослась.

Кроме того, Ольга и Наталья первыми в Челябинске организовали занятия по РКШ и для дошкольников. В группах учатся дети четырех, пяти и шести лет.

– Вернемся к скороговорке, с которой я начала программу. Это вовсе не было баловством с моей стороны, ведь одна гостья нашей студии по специальности логопед и со скороговорками имеет дело регулярно.  Это Наталья Сергеевна Бутина. Я рада представить также Ольгу Владимировну Бурлакову. На примере центра семейного образования «Родное слово», который действует в городе Челябинске (оттуда и прибыли наши гостьи), мы поговорим о том, как родителям решиться на такую форму обучения – семейное образование. И какие практические шаги нужно сделать, когда такое решение принято.

Ольга Владимирова, я попрошу Вас вкратце рассказать, как создавался центр «Родное слово».

Бурлакова Ольга Владимировна, руководитель школьного отделения центра семейного образования «Родное слово» (г. Челябинск):

– История началась с моей дочери. Мы отучились первый класс в обыкновенной школе по программе «Школа России», и к концу года я начала замечать у нее пробелы в знаниях. Начала думать: почему, откуда. Наткнулась на программу «Русская классическая школа». Начали дома с дочерью параллельно по ней заниматься, и тогда мне открылась, как жемчужина, эта программа. Дочка сказала: «Мама, почему у нас в школе не преподают по этой программе?» Это было первой отправной точкой.

Дальше, конечно, пошли сомнения, поиски. То ли продолжать заниматься дома дополнительно, то ли все-таки уходить из школы на семейную форму обучения. Было очень страшно, скажу сразу, потому что вырваться из системы не каждый может. Было страшно, было сложно, было тяжело, потому что не было ни педагогов, ни помещения, ни детей. Потом мы создали группу в сети «ВКонтакте», дали объявление о наборе детей. Вероятность того, что дети придут во второй класс, была фактически нулевая. И, к нашему удивлению, на собрание пришли только дети-второклассники.

– Есть еще вопрос, который каждый родитель задает себе, принимая решение, что ребенок будет получать семейное обучение. Как он встроится в систему, если такие условия создадутся?

– Во-первых, нужно понимать, что образование – это все-таки ответственность в первую очередь родителей; не надо перекидывать ее на учителей, еще на кого-то. Я за то, чтобы проходить аттестацию ежегодно, хотя семейная форма обучения подразумевает свободный выбор, то есть можно проходить ее раз в год, можно только в четвертом классе, но, думаю, правильнее все-таки раз в год.

Мы прикреплены к православной гимназии города Челябинска. За поддержку и понимание огромное спасибо директору отцу Александру Власову, который помог нам в этом деле, поддержал и с пониманием к этому отнесся. Потому что во многих школах с опаской относились к семейной форме обучения.

– Наталья Сергеевна, беседуя в этой студии со специалистами, которые работают по образовательной системе «Русская классическая школа», слово «жемчужина» я слышу многократно. И каждый эту жемчужину увидел с какой-то своей стороны. Что Вы скажете как специалист-логопед?

Бутина Наталья Сергеевна, руководитель дошкольного отделения центра семейного образования «Родное слово» (г. Челябинск):

– Я работаю с детками как логопед по устранению речевых нарушений. За последние два-три года идет большое обращение детей со стойкими нарушениями чтения и письма: это дисграфия, дислексия. И причины я вижу в недостатках педагогических методик обучения грамоте в дошкольном возрасте и в целом в несовершенстве нашей образовательной системы дошкольного и младшего школьного звена. Мое знакомство с «Русской классической школой» для меня тоже было ценной находкой, потому что я увидела в ней именно тот ресурс, который может помочь моим деткам преодолеть эти нарушения. Потому как многие дети с дисграфией в дошкольном возрасте вообще не имели нарушений звукопроизношения, речевых нарушений...

– И они сформировались уже в процессе обучения?

– Да, они сформировались в процессе обучения. Что увидела я в этой программе? Я со своей стороны рассматривала только филологический блок. Я увидела не просто механическую работу над письмом и чтением, а целый комплекс профилактических мер, которые направлены на преодоление нарушений устной и письменной речи. Это было для меня удивительно, потому как было много моментов, схожих с логопедической программой. Здесь перечислять можно долго: это и углубленная работа над звуковой стороной речи, и развитие фонематических процессов. То есть ребенка с пяти лет (даже с четырех) учат слышать звук, уметь его различать, уметь выстраивать его в правильной последовательности в речи, определять заданный звук в слове, находить его место и многое другое. И с каждым годом эти упражнения усложняются. Это работа над активизацией и обогащением словаря, работа над значением слова. Ни в одной программе такой работы нет. И многое-многое другое. Работа над графическим образом букв. Ребенку с четырех лет просто впечатывают, можно сказать, графический образ буквы (когда он с ним играет, строит домик), и он уже никогда не спутает белку с парусом, потому что белка – это «б», а парус – это «п».

– Еще по практическим шагам. По вашему опыту – какие плоды вы видите?

Бутина Наталья Сергеевна:

– Мне хотелось бы рассказать про наш опыт первого класса. У нас на начало сентября не набрался полноценный первый класс на полный учебный день, но были родители, желающие ребенка отдать на выходные обучаться по этой программе.

– То есть имеется в виду, что ребенок учится в школе, а в выходные еще учится и у вас?

– Да. Мы согласились на этот эксперимент, но, конечно, очень переживали – мы боялись, что ребенок будет перегружен информацией, что ему будет неинтересно. Мы сделали субботний курс обучения, то есть раз в неделю родители привозят первоклассников. У них проходит математика, каллиграфия и «Родное слово». Мы увидели результат спустя два месяца. Самое главное, мы видели в глазах детей радость, когда они приходили к нам. То есть им интересно было приходить, они этого хотели. Конечно, мы их не перегружали домашними заданиями, но при этом им нравилось учиться. И мы понимали, что раз им нравится, значит, им понятно и доступно это обучение. Также слышали отзыв родителей, которые говорили, что у ребенка изменился почерк, он стал считать в уме, а не на пальцах, как было изначально, стал любить читать и понимать прочитанное. И вот этот отклик нас, конечно, очень порадовал. И самый главный вывод, который мы сделали для себя, – этот курс помогает родителям определиться. Этот курс для сомневающихся, которые боятся переходить на семейную форму обучения сразу и которые хотят посмотреть программу, посмотреть, как будет вести себя ребенок, пойдет или не пойдет программа.

– Подведем итог. Самое первое – решиться, понять, для чего мне это надо, насколько это важно мне и моему ребенку, возложить надежду на Господа Бога, попросить помощи и начать действовать. И куда бежать?

Бурлакова Ольга Владимировна:

– Первое – решимость. Программа «Русская классическая школа» дает хорошее, качественное образование, возможность быть в кругу единомышленников. Второе, что нужно сделать, – естественно, найти педагога. Педагог должен быть профессионал в своем деле. И главное, гореть программой «Русская классическая школа», без этого не получится. Если педагог не видит разницы с другими образовательными программами, то это бессмысленно. Третье – помещение. Варианты здесь абсолютно разные: можно это устраивать при храме, можно снимать помещение, кто-то оборудует место в квартирах. Здесь финансовый вопрос всегда стоял, стоит и будет стоять, и его надо преодолеть. И здесь единственное – просить Господа о помощи. Потому что, как правило, православные люди, для которых, в частности, и организована эта программа, – многодетные родители, они платить большие суммы просто не могут. В частности, и у нас была такая же ситуация. Но не можешь платить – организуй что-то, у нас был такой лозунг. А дальше действовать, работать и, главное, гореть – тогда все получится. И не бояться.

– Я так понимаю, что, узнав вообще для себя о программе «Русская классическая школа», вы обращались к ее создателям, чтобы получить и методическую помощь, и какие-то советы, и, возможно, учебные материалы…

Бурлакова Ольга Владимировна:

– Узнав о программе, мы заказали литературу с сайта «Русская классическая школа» – и методическую, и учебники. Изучили, прониклись, поняли, что это возможно. Просмотрели все обучающие семинары; мучили, если можно так сказать, организаторов на предмет того, будет ли очный семинар. И здесь был второй этап вдохновения, когда мы увидели слезы родителей, педагогов, прочувствовали себя в роли учеников с первого по четвертый класс. И настолько было радостно! И было понятно – да, мы движемся в нужном направлении, как бы ни было сложно.

– Как вы выстраиваете свои взаимоотношения с государством? Это лицензированный центр? Вы проходите какую-то аккредитацию? Что придется делать родителям в этом направлении?

– Два варианта. Можно просто организовываться в семейный класс. Если же выходить на более широкий уровень, то возможно зарегистрировать либо ИП, либо некоммерческую организацию (НКО) и в ее рамках уже работать. Получать лицензию и аккредитацию в этом случае не нужно. Аккредитацию, как говорится, еще и вредно получать. Потому что если мы аккредитованная организация, то должны использовать только  программы ФГОС, а нам это неинтересно.

– Уважаемые зрители, если вы услышали в нашем разговоре то, что поможет вам организовать достойное обучение вашим детям, добро пожаловать на сайт образовательной системы «Русская классическая школа». И в нашем эфире мы продолжим цикл программ об этом.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать