Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Ирина Анатольевна, есть такое понятие в РКШ: наблюдение над текстом. Что это значит на практике? Опять-таки формулировка замечательная, текст представляется чем-то живым: как раз не наукообразным, а чем-то таким, над чем можно понаблюдать, делать какие-то выводы и опять-таки это полюбить.
Ирина Анатольевна Горячева, разработчик филологического блока образовательной системы РКШ:
– Данную форму работы Ушинский позаимствовал у Буслаева и довел ее до совершенства. Эта первоначальная практическая грамматика построена на анализе «Сказки о рыбаке и рыбке». И, наблюдая за этим, ребенок выделяет какую-то общность, группы, следит за грамматическими категориями, потому что грамматика и есть результат наблюдения за языком. Ушинский опять идет историческим путем, и мы идем вслед за ним. Только мы не брали «Сказку о рыбаке и рыбке», а применили эту методу уже исключительно к тем текстам, которые прочитаны для детей. То есть Вы видите, что учебники с упражнениями у нас есть, но в гораздо меньшей мере, чем при обычной школьной программе. И все книги работают. Например, «Кремень» из раздела о природе. По нему есть конспект. У ребенка в голове уже целостное представление об этом минерале; ему не нужно отвлекаться на содержание. Плюс это не упражнения, составленные из разнородных предложений, а все постоянно сплавлено, сочетается со смыслом. И все время данные образы в голове у ребенка; они ему помогают освоить эти грамматические категории совершенно естественно. Они ему понятны, когда идет контекст.
– Я, кстати, помню: в школе, когда попадалось упражнение – цельный текст, это было всегда гораздо интереснее, чем пронумерованные предложения, между которыми нет никакой связи.
– Согласна, несмотря на то, что эти предложения взяты у классиков.
– Да. Но они же вырваны из контекста; нет какой-то цельной истории…
– И нет возможности варьировать, поиграть... Вот, например, текст «Кремень»; такое задание, 3-й класс: объедините простые предложения в одно простое. Это значит создать предложение из двух простых с однородными членами.
«В тоненьких пластинах кремень прозрачен. В тоненьких пластинах кремень пропускает свет». Объедините.
– «В тоненьких пластинах кремень прозрачен и пропускает свет».
– Совершенно верно. Это некое перечисление, если по-детски говорить; потом к этому спокойно прилаживается термин «однородные члены», и ребенок понимает, как он соединил эти однородные члены, с помощью чего. С помощью «и» – для него это узел, для него это союз.
Или: объедините простые предложения в сложное. «Кремень находят большими кусками. Куски покрыты известковой корой».
– «Кремень находят большими кусками, они покрыты известковой корой».
– Или «которые»…
– «…которые покрыты известковой корой».
– Или обратное действие: разделите сложное предложение на простые. «Если вы ударите молотком по гвоздю, то молоток и шляпка гвоздя нагреются». Страха не возникает, потому что в скобочках даны ответы и для учителя, и для родителя.
– «Вы ударите молотком по гвоздю. Молоток и шляпка гвоздя нагреются».
– Ребенок вырезал что?
– «Если».
– И еще «то». Вот такой составной союз. В методических пособиях все прописано абсолютно. И мы еще используем наглядные формы работы, чтобы оживить восприятие детей и как-то сделать урок динамичным. Наглядные формы работы при определении членов предложения, частей речи – такие есть пособия у детишек…
– Это похоже на комод.
– Они его так и зовут. И вот ленточка с чем?
– С предложением.
– Правильно. Прочитайте его.
– «Его острые края легко режут дерево и оставляют черточки на стекле».
– Да. А теперь разорвите это предложение на слова.
– Вот прямо на все?
– Да. Вот очень интересно, они спрашивают: а «и» – это слово? И потом ощущают, что это действительно слово и что роль его значима. Вот, например, мы их перемешаем. Прочитайте, что получится в этом порядке.
– «Черточки легко и дерево острые на его края стекле режут оставляют».
– Какое впечатление складывается из этой работы? Какой вывод дети делают?
– Важна последовательность в предложении.
– Да, последовательность, порядок слов. И задача: перестройте, пожалуйста, это предложение в своей последовательности. И у детей будет еще один очень важный вывод.
– «Его острые края режут дерево легко и на стекле оставляют черточки».
– Какой вывод будет из этой работы у детей?
– Что слова должны быть связаны друг с другом по смыслу.
– Да.
– Что от последовательности слов тоже зависит смысл.
– Да. А теперь если так сделаем...
– «Края его острые дерево режут легко и на стекле черточки оставляют».
– Да, можно и так. Какой вывод?
– Поэзия уже практически выходит…
– В общем-то, обратный порядок слов. Вы это почувствовали: поэтично звучит. А какой вывод в отличие от английского языка?
– В русском языке последовательность слов может быть разной.
– Совершенно верно. Довольно свободный порядок слов. А теперь мы из этих же слов попробуем изобразить некое древо. Еще раз давайте вспомним это предложение.
– «Его острые края легко режут дерево и оставляют черточки на стекле».
– И когда дети манипулируют вот этими ленточками, предложение у них остается в голове; плюс ко всему они крепко держат мысль. А теперь: о чем здесь сказано? Здесь сказано о краях. И это слово мы приклеим – «края». Это предмет нашей речи. Что сказано о краях?
– «Края режут». Ой, это у нас подлежащее и сказуемое?
– Конечно. Ничего не сказано еще о краях?
– «Оставляют».
– И если мы всё сравним с деревом, то это основная и зримая, видимая часть. Это ствол. Но у ствола есть ветки. Мы говорим: зависимые слова. Или: предложение распространенное. Вот в сторону у нас будут смотреть ветки. Края – они какие?
– Острые.
– … И вопрос нам подтверждает эту связь.
– На эту веточку вниз.
– Так, дальше. Режут…
– … легко.
– И подтверждаем вопросом: режут – как? Легко. Еще?
– Оставляют – что? Черточки. А теперь получается…
– Режут…
– Что? Дерево. А вот края – чьи? Его.
– То есть кремня. Дети прекрасно ощущают роль местоимений, потому что контекст им помогает.
– Оставляют – где? На стекле. «На» тоже приклеиваем?
– Да, без этого слова никак. Это и есть тот самый предлог, благодаря которому у нас соединяются «оставляют» и «на». И сразу вырастает термин «предлог», потому что он впереди, стоит перед тем словом, которому служит. И осталось у нас слово «и». Это некий узелок. Что он связывает, какие слова?
– «Режут» и «оставляют».
– Совершенно верно. И вот здесь будет ему место. Мы видим, что между собой все слова сочленены. Правильно? Значит, что это? Члены предложения. Теперь это же предложение мы снова разорвем на слова и посмотрим, что эти слова называют. Здесь мы смотрели, как они связаны.
– Готово.
– Найдем слова, называющие предметы.
– «Края», «дерево».
– Тоже в верхний ящичек группируем. Сюда складываем слова – названия предметов, и из этого вырастает термин «имена существительные».
– Стекло.
– Стекло...
– Черточки.
– Верно. Предметы имеют признаки. Какие-нибудь есть признаки у краев, у дерева, стекла или черточек?
– Острые.
– Это признаки чего?
– Признаки краев.
– Так, дальше.
– У нас еще есть слово «легко». Мы его сюда не будем класть?
– Не будем, потому что это признак не предмета, а признак действия. Здесь у нас признаки предметов, то есть имена прилагательные. Слова, называющие числа, есть?
– Нет.
– Значит, некий прочерк. Но, как Ушинский говорит, слова могут заменять название предметов, признаков предметов и чисел. Есть у нас такие слова?
– Его.
– Правильно. Из этого какой термин потом вырастет, если они вместо имени?
– Местоимение.
– Местоимения действия у нас будут в этом ящичке.
– Режут и оставляют.
– Режут, оставляют. У нас были признаки предметов, а здесь будут признаки действий.
– И вот теперь уже «легко».
– Да, то самое наречие. Ну а роль этих слов дети уже прекрасно знают из контекстов: что «на» стоит впереди, перед словом «стекло», служит ему. Роль союза также они видели, в этом ящичке «и». Если здесь мы смотрели, как слова сочленены, то здесь смотрели, что они называют, разбивали слова на части. И какой термин это?
– Части речи.
– Части речи. И в этой последовательности Ушинский предлагает изучать все части речи. Очень грамотно. Вот такие наглядные формы работы.
– Очень увлекательно, хочу сказать. И не просто, между прочим. То есть это к тому, что учение – это труд, но труд посильный и осмысленный.
– Осмысленный. И вот здесь та самая дидактическая игра, можно сказать. Ушинский признавал только дидактические игры, а шутейную педагогику отвергал напрочь.
Константин Дмитриевич Ушинский поставил три цели первоначального преподавания русского языка: развить в детях дар слова, ввести их в сознательное обладание сокровищами родного языка и помочь усвоить детям логику этого языка, его грамматические законы в логической системе, поскольку грамматическое изучение имеет чрезвычайную важность. Внимание детей от внешней природы направляется на их же собственные душевные состояния и душевные процессы. Многие науки обогащают сознание ребенка, давая ему новые и новые факты. Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, то есть именно ту способность, вследствие которой человек является человеком. Вот почему грамматику, не без оснований, причислили к числу наук, очеловечивающих человека.
Ведущая Светлана Ладина, редактор телеканала «Союз»
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!