Союз-онлайн: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Выпуск 10

30 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Союз-онлайн представляет: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ. Рассказывает Ирина Анатольевна Горячева — создатель филологического блока образовательной системы РКШ. Ведущая Светлана Ладина. Часть 2.

Фрагмент первой части программы:

– Сейчас мы увидим, что действительно книги Ушинского не ножницами скроены. Ребенка нужно знакомить с миром исходя из его опыта, его возможностей.

– Это же как раз принцип природосообразности, да?

– Совершенно верно. Так, постепенно-постепенно, расширяющимися кругами, сознание ребенка вырастает и накапливает этот опыт.

– И переход к следующей книге для чтения. Это все «Родное слово», третья часть. Просто посмотрим, как она устроена. Она состоит из двух частей: «Вокруг да около» и известного всем раздела «Времена года». Вот уже по типу этого раздела были составлены практически все советские учебники – первые «Книги для чтения» для детей. Если посмотрим, канва опять та же: «В школе и дома», «Домовые животные», «Конюшня, скотный двор и птичник», «Огород и сад», «На улице и на дороге». Что интересно: каждая тема заканчивается духовной доминантой и выводом. Вот какой сказкой заканчивается раздел «В школе и дома»?

– «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»: «...Не послушался Иванушка Аленушку, напился из лужицы...»

– И в кого он превратился?

– «... и стал козленочком».

– Стал козленочком. Значит, малый грех, малое ослушание может превратить человека в козлище.

– А покаяние?

– Вернуть ему человеческий облик… И мы видим: ребенок опять в центре внимания, и всё вокруг него и около, еще недалеко. «Детский мир» – это уже широта мира, потому он уже и «Детский мир». Тема «Конюшня, скотный двор» заканчивается сказкой «Сивка-Бурка». Здесь опять духовные акценты. Показан народный простец и, в общем-то, дан образец для подражания. А тема «Огород и сад»...

– …«не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

– Это сказка «О Машеньке и медведе». Медведь – как некое воплощение мирового зла; и Машенька, которая мышке помогла. Машенька поделилась с ней ложкой каши, и мышка выручила ее из беды. Значит, где у человека заключается ограда? В его...

– ... сердце.

– В его сердце. А тема «На улице и на дороге» заканчивается сказкой «Змей и цыган». Вспомним пушкинского «Балду», это некоторая аналогия. Значит, если в духовной жизни мы должны полагаться на сердце, то в жизни житейской – на что?

– На разум. И при этом – трезвость и там, и там.

– Абсолютно. Ну а «Времена года»... опять всем известно. Но советские учебники были построены на советских праздниках, а этот – на канве двунадесятых праздников. И здесь как бы проходит генеральный цикл из детских воспоминаний. Было очень интересно установить, от чьего лица Ушинский писал эти воспоминания. Там в одной из статей «Двадцать девятое июня» написано: «У меня сегодня именины. У нас заканчиваются классы...» Если по новому стилю, это 12 июля.

– День Петра и Павла.

– Да. Старший сын Константина Дмитриевича – Павел. От его имени и были написаны эти детские воспоминания. Мы, ничтоже сумняшеся, вдохновились и решили изобразить иллюстрации к этим циклам и сопроводить их изображением семьи Ушинского. Слава Богу, сохранились фотографии – и детки прямо узнаваемы.

Это «Родное слово». И далее широта мира постигается уже на «Детском мире». Он потому и «Детский...», что написан доступным языком и на том уровне, на котором ребенок может этот мир воспринять. Мы поделили «Детский мир» на отдельные книги: «Из истории», «Из природы», «Из географии». И отдельно выпустили хрестоматию. Сейчас Вы сами увидите, что та канва, которая была заложена на той клетчатой основе, опять здесь повторяется. То есть это некая вышивка, которая прошивается, прошивается – и обогащается. Там – первооснова, а здесь уже идет золотое шитье... Я немножечко пролистаю, и мы увидим, что здесь опять во главе идет кто?

– Человек.

– Да, человек. Мы здесь поместили описание Ушинского: как устроены и зубы, и нос, и скелет, и нервная система, и пищеварительная. И заканчивается этот курс известной притчей «Чудный домик». Слышали ее?

– Нет.

– «Чудный домик» – это некий аналог человеческого тела. Например, в этом домике есть мельничка (рот), эконом (сердце), слуги (кровь, бегающая по сосудам и разносящая пищу), окошечки (глаза), ставенки (веки). У этого дома есть и хозяйка. Кто?

– Душа.

– Душа. И когда эта хозяйка уходит на небо, ставенки закрываются и домик рассыпается в прах. Никакого назидания и никакого страха перед смертью при этом! Все совершенно естественно, потому что хозяйка жива, она вечна. Соответственно, после человека... сами уже догадывайтесь, о ком пойдет речь?

– О животных.

– О животных. И опять же в какой логике? Теперь уже в логике науки; это научно-познавательное чтение. Мы сопроводили эту книгу иллюстрациями из Брема. Здесь все настолько говорящее, настолько реалистичное и правильное...

– Ирина Анатольевна, по этим книгам для чтения вообще можно изучать естествознание, географию.

– Здесь закладывается основа всего. Это именно научно-популярное чтение, оно содержательное и правильное. Вторая часть, как Вы понимаете, это «Растительный мир». А потом, как мы догадываемся, пойдет «Неживая природа». Вот она: «Изготовление стекла», «Медь», «Воздух» и «Явления природы». Опять вся эта система, схема повторилась, но она разрослась на новом витке. Это уже не вокруг да около, это уже далеко.

Раздел «Из истории». Ему тоже можно смело доверять. Книги по истории Ушинский составлял, писал, обрабатывал. Слог Карамзина, то есть это на основе «Истории государства Российского». Но опять Ушинский не был бы Ушинским, если бы давал какие-то однообразные описания. Открыв оглавление, мы увидим, что здесь включены отрывки из пьесы Островского, стихотворение Майкова; тут Пушкин, Толстой, Лермонтов, конечно, – «Бородино». И поскольку Ушинский скончался в середине XIX века, вторая часть – это наша работа, наш труд. Мы постарались представить историю ХХ века с точки зрения христианства. Очень трогательное повествование, много уделено Великой Отечественной войне.

Последний раздел – «География». Ушинский начинает очень просто, только открывая детям перспективу. И далее что? Ребенок учится чертить.

– А что это такое?

– Это план. И далее более масштабно – карты. И в итоге – глобус, то есть понятие перспективы. Ушинский очень образно говорит. Он уподобляет человека, который не знал, как устроена земля, мошке, ползающей по куполу храма и не знающей, какой она формы. А как можно это развить? Ну, «ползать» по этому земному шарику. А вслед за кем?

– За Колумбом.

– За Колумбом, за Васко да Гама, за Магелланом. То есть он отправляет детей в путешествие и рассказывает о том, как открывался Новый Свет, как было совершено кругосветное путешествие, каким образом поняли, как устроена Земля. Но после того как поплавали по морям, Ушинский отправляет куда?

– В небесный свод.

– Поднять взор от земли и посмотреть уже с высоты. У детей просто вырабатывается географический инстинкт благодаря тому, что Ушинский так открывает мир. Небесный свод; затем, конечно же, имена великих астрономов. Всё попутно, всё по ходу; благодаря кому мы это знаем... Затем опять спускаемся на земную поверхность, восходим на гору. Нам путешественник рассказывает, как устроена подошва горы, что на вершине.

Страны, города. Соответственно, приходим уже в родное Отечество. Хоть это и география, но здесь еще и историческая подоплека. Рассказывается об Иерусалиме, и затем идет переход – стихотворение о Киеве, далее – стихотворение о Москве и уже рассказ о Санкт-Петербурге. Вот такими художественными произведениями сразу вся картина представлена.

– Если, может быть, вначале были вопросы, как учиться читать, писать и одновременно с этим учиться любить мир, сейчас Вы на них ответили в полной мере. Ирина Анатольевна, это действительно очень мудрые книги, но все-таки это книги, которые создавались более ста лет назад. При адаптации что вы хотели в первую очередь донести до нынешних учителей и учащихся? Чем руководствовались?

– В первую очередь хотелось сохранить их. Сохранить и подвергнуть аккуратной реставрации. Что бросалось в глаза? Некие совсем устаревшие выражения, и Ушинский был бы не против, если мы их поправили. Например:  не говорим мы уже «стеклянный завод» или «бычачья кожа». Это режет слух, поэтому эти выражения мы спокойно сделали такими, как они звучат на современный лад. Но «верста», «аршин» – это все осталось нетронутым. У нас дети эти версты, аршины пересчитывают. Это именно тот дух книги. Мы убирали то, что царапает именно слух, тщательно проверяли авторство всех произведений в «Хрестоматии», авторство всех включенных Ушинским произведений, исторические даты, исторические данные, все географические названия, то есть прошерстили всё от и до.

Очень много времени и сил, конечно, заняла работа над разделом по естествознанию, потому что биология сейчас представлена, можно сказать, совершенно в ином разрезе, и очень много терминов пришлось менять. Тем не менее, если это касалось слога, мы оставляли какие-то важные устаревшие названия, потому что они очень образные. Для первичного восприятия они гораздо важнее, нежели уже окончательные, сегодняшние термины.

Исторические факты. Дополняли некоторым образом «Детский мир» и, конечно же, разработали вторую часть по истории.

В отношении оформления тоже хотелось сохранить этот дух. И все удивляются чему? Что прежде всего бросается в глаза? То, что все в одноцветной гамме.

– Знаете, она одноцветная, но не черно-белая. Здесь выбран тон, очень приятный для глаза. И эти учебники (даже нет, это не учебники, а книги) не выглядят блеклыми. Эти картинки интересно рассматривать, они привлекательны… Именно этот уют, который в этих книгах, эта привлекательность – они отчасти достигнуты... Кстати, я хочу сказать и про цвет страниц, и про размер шрифта, и про расстояние между строками – все продумано до мелочей.

– Все продумано тщательно.

– Но вот иллюстрации, конечно, заслуживают особого внимания.

– Да, это стиль сепия... Сейчас, конечно же, гравюру мы не могли бы изобразить, но все прорисовано художником пером, то есть это некая стилизация под гравюры, которые использовал Ушинский. Вот это очень хотелось сохранить. Но это в «Родном слове», а в «Детском мире», как видите, мы использовали богатые фотоматериалы, старинные иллюстрации. У нас единственная часть цветная – вторая часть «Географии»: «Волга в произведениях художников-живописцев». Дети читают описание и находят, какому изображению оно соответствует. Там словесные иллюстрации – а здесь иллюстрации в красках.

– Это было бы обидно обесцветить.

– Вся Россия, описанная в этой части, заиграла в красках уже воочию просто.

Ну и, конечно же, методические пособия. Вот Вы их видите: сопроводили всё методическими пособиями, потому что многие брали эти книги и не понимали, что с ними делать.

– То есть это в помощь педагогу. Будь то родитель, который со своими детьми занимается, или учитель в классе.

– Совершенно верно. Расписан каждый урок в вопросно-ответной форме, даны конспекты и расставлены все акценты. И, несмотря на то, что книги такого сдержанного оформления, к этим методическим пособиям приложено очень много фотоматериалов, которые привлекаются уже вне этих книг. Но сами книги являются некими рамами для того, чтобы их прочитать, сосредоточиться и воспринять главное – слово. И породить образ.

– Я хочу сказать, что «Отечественная история», «Родной язык» и «Мир, созданный Богом» – это для разработчиков образовательной системы «Русская классическая школа», по моему и впечатлению, и теперь глубокому убеждению, уже не только предмет интереса или просто изучения, а предмет искреннего уважения и любви. И мне кажется, только с таким подходом возможна педагогика, которая приносит добрые плоды. Потому что в противном случае либо нет добрых плодов, либо есть откровенное зло. И, наверное, живи Константин Дмитриевич Ушинский сейчас, в наше время, он бы обязательно обратился к традициям и создал бы «Русскую классическую школу».

Спасибо, Ирина Анатольевна!

– Спасибо Вам!

– Уважаемые зрители, наши встречи с разработчиком филологического блока образовательной системы «Русская классическая школа» в эфире телеканала «Союз» продолжатся. Всего доброго!

Ведущая Светлана Ладина

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы