Союз онлайн: ПАЛОМНИКИ ОНЛАЙН. Часть 29

27 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Интервью с протоиереем Игорем Пчелинцевым, настоятелем подворья праведной Тавифы в Яффо. Паломничество по Святой Земле со Светланой Ладиной и Анной Мусан-Леви, гидом паломнической службы «Радонеж».

– Доброго дня, дорогие друзья. Наш проект «Паломники онлайн» гостит сегодня на подворье Русской духовной миссии, в храме святой праведной Тавифы в городе Яффо. Протоиерей Игорь Пчелинцев, настоятель церкви, согласился ответить на наши вопросы.

Батюшка, здравствуйте! Пожалуйста, благословите и поприветствуйте наших зрителей, которые будут очень рады получить приветствие со Святой Земли!

– Поклон всем зрителям телеканала со Святой Земли, из древнейшего города Яффо от нашей святыни – святой Тавифы и апостола Петра.

– Отец Игорь, как давно Вы служите на Святой Земле?

– Уже почти пять с половиной лет.

– Вы служили в Нижнем Новгороде, если я не ошибаюсь. Это все-таки одна история: свои традиции, определенный менталитет, более привычный, чем то, что, может быть, Вы видите сейчас?

– Конечно, разница есть, и климатическая, и разница в людях, хотя наши прихожане – это выходцы из Советского Союза: России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. Это представители Русской Православной Церкви, поэтому тут сильно перестраиваться не пришлось.

Но есть какие-то не то чтобы сложности, а специфика взаимоотношений с внешним, окружающим нас миром. Пока все мирно проходит.

– Вы сказали, что этот храм не приходской, но это совершенно приход, это семейные взаимоотношения. Я наблюдала сейчас за Божественной литургией – сколько было ребятишек! И почти все, кто были в храме, причастились.

– Это такая традиция. Получилось так, что очень много репатриантов из России в 90-е годы переехало в район Тель-Авива, в ближайшие города, и это самый близкий, единственный православный русский храм. В Яффо есть еще греческо-арабский, именно приходской храм и монастырь. И так получилось, что на подворье миссии никогда не было прихожан за всю его историю с 1868 года, и когда построили храм в 1894 году. Мы читаем воспоминания тех, кто тут служил, есть воспоминания паломников.

Ныне покойный владыка Саратовский Пимен писал: «Был на престольном празднике в Яффо апостола Петра (летом скоро будем праздновать). После службы была трапеза, на которой участвовали все присутствующие в храме, все 19 человек». Или архимандрит Киприан (Керн), известный богослов, который тоже был здесь настоятелем, писал, что был на каком-то чуть ли не престольном празднике, и в службе принимали участие две монахини из Горнего монастыря и все, больше никого.

В 90-е годы ситуация меняется, при моем предшественнике здесь создалась приходская община на подворье миссии, и это хорошо, я думаю. Люди получили свой духовный дом. До приезда на Святую Землю я много интересовался церковной миграцией, у меня даже была задумка писать диссертацию в университете по этой теме, но это не осуществилось. Я знакомился с жизнью зарубежья, с тем, как русские люди, оказываясь в разных странах (причем даже в мусульманских странах, в Марокко) первым делом старались организовать храм или, если он был, поддерживать его и собираться вокруг него. Это, видимо, естественно для души православного человека – быть рядом с храмом. Так люди собрались здесь с середины 90-х годов, прошло 20 лет, уже выросли дети тех, кто тогда пришел. И мы их детей сейчас крестим, происходит смена поколений. Это очень интересно. Люди не теряют храм.

В Израиле еще есть такая специфика: часто люди (не все) переезжают с места на место, не имея собственных квартир.

– То есть принято снимать дом или квартиру?

– Да, и из-за этого они могут, если вдруг нашли работу в другом городе, уехать туда. Некоторые специально ищут места, чтобы переехать туда, где есть храм. Но здесь немного русских храмов: в Хайфе, Яффо и Иерусалиме, поэтому православные стараются жить ближе к этим городам, не уезжать куда-то далеко в пустыню. Есть люди, которые по разным обстоятельствам уезжали далеко на юг Израиля, к примеру, в Эйлат, это 300-400 километров от Тель-Авива, но все равно они стараются не терять связи с храмом.

Там есть много православных людей. Я знаю, что на Пасху нанимают автобус и едут в Горний монастырь, сюда тоже приезжали целой паломнической группой, чтобы праздник встретить в храме, поисповедоваться, причаститься. И нам в ответ приходится иногда приезжать в эти далекие города, чтобы тех, кто не может добраться до храма (к примеру, пожилые люди), тоже причастить, поисповедовать, пособоровать.

– Батюшка, приход не только многочисленный (мы только что наблюдали полный храм: суббота, выходной день, но тем не менее могло быть и 19 человек, как Вы сказали), но еще и многонациональный, и мало того скажу ужасную вещь многоконфессиональный.

– Многоконфессиональный – это нас обвинят в экуменизме в каком-то…

– Нет, я ни в коем случае не хочу, чтобы наши бдительные строгие зрители (есть у нас и такие) что-то такое подумали, но индусы, например?

– Я расскажу. У нас храм действительно многонациональный… Так же, как Израиль собрал людей из разных стран, не только евреев, но и членов семей тех людей, которые сюда репатриировались, и у нас здесь в храме украинцы, русские, белорусы, молдаване, румыны, сербы, которые живут в Тель-Авиве. Кто-то постоянно здесь живет, кто-то временно здесь работает.

К нам в гости приходят эфиопы, эритрейцы, у них вера христианская, но не православная, они у нас не причащаются. Собратья индусы, которые работают в Израиле рабочими, – это в основном католики и представители древней Церкви апостола Фомы, которая есть в Индии. Мы с ними иногда общаемся. Они просто приходят почтить храм, помолиться сами про себя. Ходит много тамилов, я даже пытался изучать тамильский язык.

– Прошу прощения за свою дремучесть, расскажите, пожалуйста, кто такие тамилы?

– Тамилы – это одна из индейских народностей, там очень много разных национальностей и разных языков, не похожих друг на друга. Но на юге Индии и Шри-Ланке, в соседнем государстве на острове Цейлон, живет многомиллионное племя – тамильское. У них очень интересный язык, наверное, самый быстрый на земле. Это очень открытые, радостные люди, отрадно, что многие из них христиане. Я думаю, что большинство из тех, кто сюда приходит, это христиане.

Мы сейчас пытаемся для них переводить православные молитвы на тамильский и индийский язык (хотя до конца миссионерской работы мы среди них не начали), я думаю, что они оценят это.

– Батюшка, даже если бы Вы не были профессиональным фотографом, а все-таки Вы таковым являетесь, то эта красота, которая вокруг, наверное, сподвигла бы к тому, чтобы Вы попытались ее запечатлеть, а Вы это делаете на высоком уровне. У Вас недавно открылась новая выставка?

– Мы здесь открыли выставку на Пасху, потому что 2016 год в Русской Православной Церкви объявлен годом 1000-летнего присутствия русского монашества на Афоне. Когда мы ездили на Афон, паломничали, там удавалось фотографировать, какие-то впечатления выразились в этой выставке, которая оказалась настолько востребована, что в прошлом году мы ее открыли в Англии, в этом году – в Нижнем Новгороде и здесь, в Яффо, а в следующем году она открывается в Кембридже. Это только по афонской теме.

Уже сейчас спрашивают: «А когда будет про Иерусалим?» Я думаю, пройдет 2016 год, и мы начнем решать, как сделать иерусалимскую выставку. Еще у меня есть любимая тема на Святой Земле – это пустыня. Я очень люблю пустыню и, когда сильно устаю, ухожу туда. Но не как древние отцы, конечно, у меня нет такого внутреннего подвижничества. Просто день провести здесь, в Иудейской пустыне, в Негеве, в кратерах, где полная тишина, абсолютно космическая, с молитвой, тишиной в сердце – это очень помогает все поставить на место.

– Может быть, здесь и эстетическое восприятие играет роль? Как сказал наш экскурсовод: эти цвета природы, это пространство византийской иконы, по сути дела, то, чем впечатлялись первые иконописцы и что они выносили на иконописный образ.

– Это так и есть, наверное.

– Батюшка, пока мы разговариваем, нас сопровождает хор попугаев и еще периодически павлины начинают подпевать. Вот эту всю совершенно потрясающую красоту для русского человека, приехавшего буквально на неделю, но отвлекающую его от молитвы и от того, зачем он сюда пришел, отец Антонин (Капустин) здесь завел? Или это уже современные?

– Эти попугаи, конечно, не помнят Капустина…

– Саму традицию, что здесь должна быть живность.

– Да, здесь все было, я не читал у отца Антонина про павлинов и попугаев, хотя они у нас не заведенные, они как дикие, они сами по себе здесь живут. Но при отце Антонине были в пруду рыбы, ослики какие-то ходили. Он любил животных, поэтому, я думаю, что это можно считать продолжением его отношения к тем участкам, которые он здесь приобрел, основал, о которых заботился. Мы же понимаем, что «всякое дыхание хвалит Господа»: попугаи на своем языке, павлины – на своем. Мы их не понимаем, они нас не понимают, а Бог понимает всех.

– Они очень громко хвалят! Батюшка, Вы ощущаете себя продолжателем дела отца Антонина? Понятно, что это огромная ответственность, что Вы теперь и за маму и за папу для тех, кто приезжает в Яффо, для паломников. С Яффского порта когда-то начиналось паломничество Руси, во Христе бродячей. Как Вам тут живется?

– Отец Антонин был настолько масштабной фигурой, что даже сравнивать себя с ним не берусь по разным отраслям его деятельности, его заботе о Русской Палестине, его исторических, археологических изысканиях. Когда в Киеве недавно вышла книга об отце Антонине, для меня лично стало открытием, что, оказывается, он был очень интересный живописец, сохранились его картины. Всю жизнь он писал стихи, и весьма неплохие. Стихи я раньше читал, сейчас больше читаю. Что для меня особенно интересно, отец Антонин занимался фотографией, и в те времена он был фактически одним из первопроходцев в этой области. Он сам фотографировал и покровительствовал местным фотографам. К сожалению, из его персональных снимков я ничего еще не встречал, где-то, может быть, они сохранились, а может быть, нет, это печально.

Что касается нашего храма, то он был построен при нем, но еще не был расписан. И отец Антонин (Капустин) планировал его расписать в стиле древней византийской живописи Мануила Панселина – это классический, выдающийся стиль афонских росписей. Он сам посылал на Афон фотографа и художника для фотографирования и зарисовки росписей Мануила Панселина, чтобы перенести их сюда, в этот храм.

К сожалению, он умер через три месяца после освящения храма, и эта идея не получила своего завершения, храм расписали в таком виде, как мы сейчас видим, живоподобном. Но мне кажется, что не было такой воли Божией на тот момент. Я думаю, если бы отец Антонин это сделал, было бы очень красиво.

– Я смотрела, лики строгие, но в то же время приветливые. И меня, например, очень порадовало, что есть жены-мироносицы, и они названы по именам, и каждая написана в полный рост. Потому что праздновать-то мы празднуем православное 8-е марта, а попроси назвать мироносиц по именам, наступит неловкая минута.

– Верно, да. Но здесь это и память о святой Тавифе, которая, в принципе, может быть названа в числе жен-мироносиц, хотя она непосредственно не следовала за Господом, как они, но была представительницей первой христианской общины в Яффо. Как мы знаем по историческим свидетельствам из других мест, существовали женские общины, где вдовицы, девицы и даже замужние женщины временно в отрыве от семьи трудились ради Господа, первых христиан и вообще ради людей, совершая дела милосердия и добра. Поэтому здесь все логично выстраивается: жены-мироносицы у нас, мы их любим.

– Батюшка, все-таки вериги апостола Петра играли роль, когда храм освящался?

– Даже гиды сейчас говорят, что храм освящен в честь вериг апостола Петра.

– Я в интернете прочитала. А это не так, да?

– Дело в том, что храм освящался в день, когда празднуется поклонение веригам апостола Петра, 29 января, и, видимо, это как-то наложилось. Но в дневниках Антонина (Капустина) написано о дне, когда была закладка храма (на шесть лет раньше освящения): «Сегодня заложили храм в честь святых апостолов Петра и Павла и святой праведной Тавифы». И официальное название, как в Патриархии, как у нас в документах – это храм апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы.

– Батюшка, спасибо Вам большое за эту беседу! Помоги Господь! И, может быть, на прощание какое-то пожелание нашим зрителям телеканала «Союз»?

– Живите мирно!

– Аминь.

Дорогие друзья, спасибо вам за то, что вы путешествуете с нами по Святой Земле. Надеемся, что будет еще много интересного! Оставайтесь с нами сегодня и всегда!

 

Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать