Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Добрый день, дорогие друзья! «Паломники онлайн» продолжают свое путешествие по Святой Земле. Мы находимся в пустыне Иудейской, в пещере, где можно головой задеть нерукотворный потолок. Здесь, можно сказать, встретились трое великих святых: Илия пророк, праведный Иоаким и преподобный Георгий Хозевит.
О каждом из них сейчас нам немного расскажет Анна Мусан-Леви, наш постоянный проводник по Святой Земле.
– Да, действительно, здесь все начинается со святого Илии пророка. За 800 лет до Рождества Христова в Израиле правил нечестивый царь Ахав. Его жена Иезавель была язычницей и везде ставила идолов. Народ стал уклоняться в идолопоклонство и молиться богу Ваалу.
Илия неоднократно предупреждал Ахава о том, что Господь прогневается на него за это, но царь не слушает, и Бог посылает засуху. Это для нас означает голод. Три с половиной года не идет дождь. Илия пророк получает от Господа откровение, что он должен бежать в Иудейскую пустыню, к потоку Хораф, жить и молиться в этой пещере. Воронам Господь велит приносить Илии хлеб и мясо. Так он здесь питается, живет и молится.
Мы с вами видим, что Илия был древним подвижником, аскетом. То есть еще до Рождества Христова в нашей пустыне были подвижники.
– Анечка, поразительно, что праведный Иоаким тоже сюда пришел, потому что мы, только лишь дойдя до монастыря Георгия Хозевита (не живя здесь, хотя сегодня здесь достаточно комфортные условия – уже обустроено), убедились, что пустыня – тяжкое место для жизни.
– Да, но в древности, видимо, у людей было понимание, что для того, чтобы просить Бога о чем-то, нужно взять на себя какой-то труд, подвиг. Действительно Иоаким, богатый человек, идет молиться не к себе домой, в уютную комнату, а, по сути дела, отправляется в паломничество.
– Пещера Илии пророка была известным местом?
– Я думаю, что праведный Иоаким знал о нем. Точно никто не может сказать, было ли это известным местом, но я полагаю, что отец Девы Марии, возможно, надеялся на особую помощь Божию, потому что он молится на святом месте. И здесь, в этой тесноте, в этом малом помещении ему явился ангел. Здесь Иоаким узнал о том, что у него родится Пресвятая Богородица.
– Вернемся к преподобному Георгию Хозевиту. Меня в рассказе об этом подвижнике поразил один штрих (можно больше ничего не говорить): человек, придя сюда подвизаться, попросил себе послушание пекаря. Здесь и так печка, вся окружающая действительность – это пекло. И если ты еще выпекаешь просфоры или что-то другое…
– Он пек хлеб.
– … то ты это температурное воздействие на себя удваиваешь и утраиваешь. Конечно, надо быть человеком очень самоотверженным. С другой стороны, он еще избавил от этого послушания какого-то монаха?
– Да, он еще говорил, что ему эта раскаленная печь напоминает адский пламень, «в котором буду гореть, если не покаюсь». Так что он в назидание и как акт любви избавил других от этого тяжелого послушания. Когда умер очередной игумен, то Георгия Хозевита буквально заставили занять это место, он не хотел.
– С одной стороны, монастырь производит очень аскетическое впечатление, если можно употребить это слово. Здесь нет ничего лишнего. Но, с другой стороны, такая доброта, такое гостеприимство. При входе нас встретил игумен и отнесся ко всем очень доброжелательно. А о том, что он игумен, мы узнали только от тебя, потому что на нем нет никаких опознавательных знаков, кроме старенькой, очень простой монашеской рясы. А потом мы входим в архондарик, или как правильно это называть?
– Это терраса. Архондарик здесь есть, но это как терраса для паломников, и там нас угощали.
– И что мы видим? Сок, вода, кофе, сушки – все потрясающе вкусное, и все это с такой любовью нам преподнес другой батюшка монах. И про чашу холодной воды…
– Сперва пару слов про игумена. Дело в том, что, к великому сожалению, мы не можем вам, дорогие телезрители, его показать, потому что насельники монастыря Георгия Хозевита категорически не разрешают никому никогда их снимать. А насчет приветливости, которую мы видим…
– Оказать любовь – вот точные слова.
– Святой Леван Лепонтийский говорил: «Монах уединяется для того, чтобы быть объединенным со всеми любовью». Когда любовь переполняет, она выливается даже на нас, простых паломников. А что касается гостеприимства, то на Востоке оно приобретает совершенно другой смысл. У нас чаша воды – это не просто символ чего-то, что тебе ничего не стоит, ты ее дашь и не потеряешь мзды своей.
– Все шутят: женись, а то, когда будешь умирать, стакан воды будет некому подать – а пить перед смертью совсем не хочется. А здесь пить хочется, и понятно, что это не просто какая-то «хотелка» организма, это важная потребность.
– У нас вода – это именно символ жизни. Дать человеку стакан воды – это спасти его от обезвоживания, которое здесь наступает моментально. Во всех местах в Библии, где упоминается вода, она всегда означает символ жизни. Поэтому Иисус Христос о Духе Святом и Себе Самом, как Источнике Духа Святого, говорит: «Аз есмь источник воды живой», потому что для всех его слушателей вода равняется жизни, когда нет воды – смерть. Поэтому это угощение носит не просто характер любви и гостеприимства, а жизненно важного гостеприимства. Понимать это начинаешь только на Святой Земле – какова сила образа, что такое вода. Мы без воды здесь, в этой пустыне, умираем, и без Христа, без источника воды живой, человек умирает. Это становится понятным в наших условиях.
– Еще я хочу поделиться своим впечатлением. Пока мы с паломниками пили кофе, воду, сок, мы весело разболтались, но потом, как только мы вошли в храм, возникло ощущение, что мы оказались в пространстве молитвы. Хотя я церковный человек, но я первый раз в жизни почувствовала, что такое намоленность, – это здесь.
Дорогие друзья, спасибо вам, оставайтесь с нами! Надеемся, будет еще много интересного!
Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!