Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире программа «Паломники онлайн» и я, Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Сегодня мы с вами едем в Иудейскую пустыню, и сейчас я буду рассказывать вам и нашим паломникам об этом удивительном месте.
Наша пустыня прославилась многими известными подвижниками. Мы с вами едем к удивительному святому, его звали Георгий Хозевит. Он жил в VI веке в лавре аввы Иоанна, основателя монастыря, игуменом которого потом будет святой Георгий. Авва Иоанн пришел к нам из Сирии. Там были так называемые «сыны и дочери завета», и они целый день молились. Одну девицу, молящуюся в Риме (она по воскресеньям иногда выходила в храм), как-то спросили: «Не скучно ли тебе целый день сидеть дома?» Она сказала: «Нет, я не сижу дома, но я постоянно в пути».
Правда, прекрасно сказано? Действительно, духовная борьба, покаяние, беседа с Богом – это путь, и, как говорят те, кто им ходил, он намного более увлекательный, чем наши с вами путешествия. И эта пустыня сразу дает нам ассоциации с путешествием как будто по долинам нашего сердца. Макарий Великий говорит: «Наше сердце – прекрасная страна, в которой есть долины, горы, в которых водятся змеи, скорпионы, драконы и прочие существа. Если их оттуда выгнать, то будет очень красиво». Так и мы с вами сейчас. Правда, этот пейзаж мистический?
Георгий пришел в монастырь аввы Иоанна из Малой Азии после того, как прожил какое-то время в послушании у своего старшего брата в лавре Герасима Иорданского. Похоронив брата, он пришел сюда.
Когда умирает очередной игумен, братья умоляют Георгия занять это место. Он, конечно, отказывался, но они его вынудили. Первое, что сделает Георгий, – совершит дело любви к нам с вами, паломникам. Через ущелье Вади-Кельт, в котором находится монастырь, ходили паломники из Иерусалима в Иерихон. Поначалу монастырь был строгий, как монастырь святого Саввы, то есть он был закрыт для женщин. Мужчин принимали, а женщины сидели на улице. Георгий Хозевит велит принимать всех, и женщин тоже, кормить их, поить в монастыре, давать отдых в тени и так далее.
С этого момента братия непрерывно обслуживает паломников. Когда Георгий состарился и ему пришло время умирать, он зовет к себе ученика Антония. Ученику говорят: «Старец тебя зовет». А в это время как раз пришли паломники. Тогда были большие караваны, ходили по сто-двести человек, а не как мы сейчас с вами – по двадцать пять. Антоний говорит: «Как же мне быть? У меня же паломники! Спросите старца, как я могу их бросить?» Старец Георгий ответил: «Ничего-ничего, я его подожду. Пусть он сначала людей примет». Антоний освободился только за полночь, пришел к старцу, тот благословил его и почил.
Какая строгость к себе и любовь к людям! Таков был святой преподобный Георгий Хозевит. На иврите «обманная река», которая открывается только зимой, называется Кзав. «К» поменялась на «х», получилось ущелье Хузива, лавра Хузива. Отсюда и пошли имена: Иоанн Хозевит, Георгий Хозевит. Еще есть Иоанн Румынский (или Иоанн Новый Хозевит).
Иоанн Новый Хозевит родился в маленькой румынской деревне, с детства остался сиротой и, еще будучи маленьким ребенком, претерпевал многие унижения, лишения, голод. В восемнадцатилетнем возрасте он ушел в монастырь и впервые приехал сюда поклониться святыням. Он жил в монастыре святого Саввы с двумя другими монахами, которые уехали домой, а он навсегда остался на Святой Земле. Десять лет он прожил в этой обители, а потом некоторое время был игуменом монастыря Иоанна Предтечи на Иордани (мы сегодня увидим это место). А после этого подвизался в лавре Георгия Хозевита, прожил там полтора года и ушел в пустыню, в пещеру. Семь с половиной лет он жил как настоящий подвижник. Он ел раз в день один сухарик. У него были крошки, перемешанные с изюмом, не такие вкусные, как наши с вами русские московские сухарики, с которыми мы пьем чай, а просто сухой хлеб и горсточка изюма, то есть корки, которые давали ему в монастыре. Он спускал корзиночку, забирал ее наверх и так питался.
Весь день он читал Священное Писание, молился, потом спал перед заходом солнца пару часов, а затем молился как Антоний Великий. Знаете, как молился Антоний Великий? Он начинал молиться спиной к солнцу, воздев руки к небу, и кончал, когда солнце появлялось перед его глазами. Так молился и наш Иоанн Новый Хозевит.
На этом пока все, оставайтесь с нами! До встречи на Святой Земле!
Записала Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!