Союз онлайн. Паломники-онлайн

3 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
О праотце Аврааме, его пути в Хеврон и готовности послужить ближнему расскажет Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы Радонеж.

На дорогах Святой Земли снова встретились гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви и корреспондент телеканала «Союз» Светлана Ладина.

– Сегодня мы отправляемся в Хеврон – к праотцу Аврааму. Сейчас мы будем рассказывать об удивительном библейском пейзаже и о местах, куда мы направляемся… Можно было бы вам сказать: добро пожаловать в XXI век до Рождества Христова – именно тогда праотец Авраам вышел из Месопотамии и пришел сюда. И я сейчас буду рассказывать вам об Аврааме, а вы увидите землю практически такой, какой Авраам ее видел, – я за это особо люблю хевронскую дорогу: ничего в этом пейзаже не изменилось. Посмотрите: вы видите террасы – гряды, обложенные камнями; террасы естественные, природные – у нас горы известняковые, мягкие, поэтому эрозия почвы дает такие ступени, и крестьяне укрепляют их камнями и получают идеальные посадочные места для оливок, инжира, гранатов, для всех деревьев. Ведь у нас сезон дождей бывает очень мощным – всего лишь три месяца идут дожди, но сильные – часто ливни. И чтобы деревья, посаженные на склонах холмов, не вырывало с корнем, их сажают на этих террасах, тогда вода равномерно опускается и идеально орошает, не вредя корням. А в долинах – виноградники; это библейская пасторальная картина – вы можете вспомнить о виноградниках, и в Песне Песней говорится, и когда семь злаков Библии упоминается, там есть и маслины, и виноград.

– Итак, Авраам был родом из потомков Сима, его прямым предком был некто Евер; возможно, поэтому евреи и называются евреями – в смысле, потомки Евера из рода Сима. Авраам жил в Месопотамии в городе Уре Халдейском (это примерно где современный Иран). Ур был столицей южного царства, очень богатым развитым городом. Как вы знаете, в Месопотамии еще за четыре тысячи лет лет до Рождества Христова научились отводить каналы от рек Тигр и Евфрат и орошать плантации – выращивали очень большие урожаи зерна, и за счет торговли с Египтом пользовались всеми благами тогдашней цивилизации. И Авраам жил безбедно и счастливо со своим большим семейством. У него были и наложницы, и жена Сара (в то время многоженство было дозволено у восточных народов). У него был скот в большом количестве, жили вместе с ними его братья со своими детьми, его престарелый отец.

И вдруг этот клан, огромная семья, поднимается с места, покидает благополучный Ур и отправляется сюда. Тогда наша земля представляла собой очень странное место – здесь в основном жизнь была вдоль караванных путей и около долин, где возможно было сельское хозяйство. Много земель было пустых – у нас каменистая почва, и сельское хозяйство здесь намного сложнее вести, чем в Египте или Месопотамии, где есть прекрасные реки. У нас все зависит от дождей, поэтому часто в Библии мы читаем с вами о засухах и голоде в этой земле. Культура, цивилизация тоже были развиты здесь гораздо меньше, но Авраам почему-то встает и проделывает огромный путь из Ура Халдейского на юге на север – до современной Сирии, ведь между Месопотамией и Израилем лежит Аравийская пустыня – через пустыню он не идет, это было бы очень опасно. Он идет в Харран, это современная Сирия – почти 600 километров наверх, может быть, даже больше. Затем он спускается на столько же вниз: здесь как раз были голод и засуха. Авраам поначалу селится в Египте, потом возвращается и поселяется в Хевроне…

Такие перемещения народов бывают, если случается война, или голод, или еще какое стихийное бедствие, а здесь человек совершенно добровольно совершает такой путь. Почему? Его позвал Бог – Он сказал Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (но у Авраама нет детей, они с Сарой бездетны). И вот как написано в Библии: поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Хочется особо обратить ваше внимание на этот ключевой момент: почему Господь избирает Авраама? Почему от Авраама произойдет народ, который родит нам Пресвятую Богородицу – Человека такой чистоты, что способна Она будет во чреве своем вместить Бога Невместимого. Почему избирается Авраам? Из-за его веры. Вот эта способность верить Богу не на словах, а на деле, всю свою жизнь изменить и быть послушным во всем Богу.

Вот мы едем с вами в Хеврон, который даже и называется так – в честь Авраама, – Хеврон в корне имеет слово hover, то есть «друг, союзник»: Хеврон назвали Хевроном уже после Авраама, в память об Аврааме. Это город друга Божия. На арабском языке так и называется Хеврон – Эль-Халиль, то есть «друг Божий». И вот для того, чтобы стать другом Божиим, Аврааму нужна была прежде всего вера, которая у него была, а еще – любящее сердце. Авраам обладал замечательным качеством – любовью к ближним, гостеприимством. Давайте вспомним, как мы с вами узнаем из Библии об этом качестве Авраама.

Авраам, поселившись в Хевроне, избирает себе небольшую рощу, которая называлась дубрава Мамре – кто был этот Мамре, мы с вами уже не знаем (скорее всего, это был один из хеттских князей, которые жили в Хевроне. Хеврон принадлежал хеттам, это те самые жители Хеттского царства, когда оно рухнуло, когда эта империя рухнула, они бежали, и часть из них поселилась у нас, – кстати, тоже индоевропейский народ, так что, можно сказать, наш с вами родственник). Мамре, скорее всего, было имя одного из владельцев этой дубравы, но к временам Библии она была уже ничья, поэтому Авраам там поселяется, строит шатры, выкапывает колодец. И однажды в полдневный зной Авраам видит, как по дороге идут три путника. И что мы читаем в Библии: Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, – если бы вы у нас побывали в полдневный зной, то последнее, о чем бы вы думали, – это вскочить и побежать: когда на улице плюс 35 градусов в тени, то вскочить и побежать можно только на пожар или если кого-то убивают. А так люди у нас в полдень сидят, пьют воду, отдыхают (ну, сейчас кондиционеры), никто никуда не бежит и не вскакивает – если нужно ходить, мы ходим медленно, не торопясь, по тенечку: может просто стать плохо.

Авраам же вскакивает и бежит, он видит, что три путника в зной идут по дороге, – наверное, какое-то важное дело заставило их это сделать. Авраам подходит к одному из них, видимо, духом почувствовал, что надо обратиться только к одному из них, который был Сам Господь, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего, – Авраам понимает, что, вероятно, срочное дело вынудило путников отправиться в дорогу. И на этом обеде Авраам принимает Самого Господа в сопровождении двух ангелов. Он велит Саре растопить печь, готовить лепешки, если вы помните (опять же, мы – хозяйки, женщины – никогда в жизни здесь в жару, в этот полдневный зной, не будем печь – это просто невозможно себе представить; мы готовим рано утром или поздно вечером) – он и Сару вовлекает в дело любви и милосердия: принять странников так, как будто это самые родные и близкие тебе люди. Авраам, может быть, духовно чувствовал что-то, но точно не знал, Кто перед ним.

И Сара готовит, они принимают странников наилучшим образом – закололи теленка, приготовили еду, и один из путников говорит Аврааму: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. Сара была уже старенькой и по человеческой природе рождать уже детей никак не могла. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? И когда выходит они из шатра, сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.

И вот этот момент тоже хочется как-то осмыслить по дороге в Хеврон... Мы с вами все выросли в Советском Союзе, я, правда, росла с детства в верующей семье, православной, в советские годы мы ходили в храмы, и с этим было связано много приключений. Но в школе тоже я эту пропаганду проходила, и, помню, больше всего меня возмущало и в советских фильмах, и в учебниках, в устах учительницы, когда представлялось, что Бог – это что-то страшное, что тебя покарает. Вот это «Бог покарает», помню, меня всегда ужасно обижало: я, ребенок, чистой душой тогда понимала, что Господь – это любовь, это как мама с папой (даже еще ближе). Как же можно представлять себе, что Бог – это грозная бессмысленная сила, которая может тебя покарать? Это просто несопоставимо было, и в Библии можно найти очень много моментов, когда мы видим, с какой любовью и нежностью Господь говорит с праведниками, хотя на самом деле Сара усомнилась в этот момент: может ли такое быть? И как Господь легонько поставил на место Сару – показал ей: Я знаю твои мысли – не смейся, будет так, как Я сказал. И действительно, через год Сара родила сына и назвала его Ицхак, от слова «ицхок» – «смеяться», по-русски Исаак: ведь она рассмеялась.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать