Прямой эфир с Алексеем Ильичом (От 5 декабря)

6 декабря 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседу с профессором МДА А.И.Осиповым в прямом эфире ТК СОЮЗ ведет игумен Димитрий (Байбаков). Тема беседы: молитва Иисусова и молитва вообще, Выпуск от 5 декабря

 

- Сегодня 5 декабря 2013 года мы молитвенно вспоминаем преставление в обители небесные, ровно 5 лет тому назад, Святейшего Патриарха Московского Алексия. Вы с ним общались, скажите, пожалуйста, нашим телезрителям несколько слов об этом человеке и святителе.

 

- Мне приходилось не только встречаться со Святейшим на конференциях и заседаниях, но и работать вместе. В бытность заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, его назначили председателем Комиссии по изданию богословско-этической энциклопедии в Афинах, я был  секретарем, и мы много лет вместе работали над подготовкой статей от Русской Церкви.

О Святейшем Патриархе Алексии у меня осталось впечатление как о человеке замечательной культуры, удивительной выдержки и деликатности. При возникновении разногласий по каким-то вопросам всегда поражал уровень его великодушия, хладнокровия и снисходительности. Мне тогда было всего двадцать семь лет, а он был гораздо старше и уже был архиепископом, но характер его отношений ко мне, совместной работы, реакций на мои оплошности, ошибки, несогласия – всегда производили самое благоприятное впечатление своей, выражаясь светски, этической стороной.

Он обладал поразительной памятью и малейшие детали разговора вспоминал без запинки. Его отношения к людям, делам жизни производили самое благоприятное впечатление: к нему невольно обращалась душа, он невольно вызывал к себе уважение. Это достоинство его природы и личности, и в этот памятный день нужно об этом сказать.

 

- Прошу в этот день особых молитв наших телезрителей об упокоении в обителях небесных Святейшего Патриарха Алексия.

Алексей Ильич, начнем с самого главного: что такое молитва? Расскажите, пожалуйста, так, чтобы людям, даже впервые включившим телеканал «Союз», стало понятно.

 

- Моя функция не передать телезрителям то, что я сам испытал или получил, но передать тот багаж, что оставила по этому вопросу святоотеческая мысль. Ведь одним из главных положений Православной Церкви является то, что мы утверждаемся на Священном предании Церкви. Рассказать людям то, что сохранило Священное предание о молитве  - всегда было важнейшей задачей, сейчас это тем более важно.

Часто говорят, что молитва есть разговор с Богом. Важно пояснить, что значит это абсолютно справедливое высказывание. Ведь разговор может быть разным: на равных, высшего с низшим, с человеком, которого уважаешь или испытываешь неприязнь и, наконец, разговор может быть с самим Богом. Как по-разному  ощущает себя разговаривающий в каждом из этих вариантов: он может быть и гордецом, и независимым, и просящим, а может быть благоговейным, высказывающим благодарность или свою любовь. Так что разговор – понятие одно, а содержание широко.

Когда мы говорим о молитве как разговоре с Богом, исключается даже то, что можно назвать неким равенством в отношениях. Общаясь с Богом, мы говорим с Ним с величайшим благоговением, ведь мы говорим с Тем, Кому поклоняемся, Кого благодарим, Кого – насколько позволяет наша жизнь, душа и ум – любим. Мы разговариваем с Богом коленопреклоненно, несмотря на то стоим ли, сидим или лежим. Только тогда молитва и является молитвой, когда совершается с величайшим благоговением. Это одно из самых главных условий разговора с Богом. Но лишь одно из них - та основа, без которой молитва не может состояться.

Мы не язычники. Вспоминаю один пример, сказав о язычестве. Николай Рерих живо описывает случай в одном из своих путешествий в Индию, в Гималаях, когда  лама отхаживал прутиком одного из божков, приговаривая: «Я тебя просил об этом – ты не сделал, просил о том – ты не сделал…» Такое вот отношение к богу…

Молитва у христиан – это разговор, а точнее просьба, обращение, благодарение Бога. Вот суть того общего понятия, которое мы называем молитвой.

 

- Как человеку, который никогда в жизни не молился, начать свой первый в жизни разговор с Богом? Например, домохозяйке, которая сейчас моет посуду и впервые включила по телевизору нашу передачу.

           

- Это зависит от того, в какой степени человек верующий. А если верит, то как он верит. Как-то я сказал в беседе, что святые отцы запрещают во время молитвы представлять образы – Бога, Христа или ангелов – по той причине, что тогда создается ложное духовное настроение по отношению к Богу. Одна из женщин подошла ко мне после встречи и спросила, как же вообще можно молиться, если даже нельзя представить Богородицу?

Так и здесь, все зависит от того, как человек верит, какой образ – не предметный, а мысленный – у него имеется. Если как-то верит, что Бог есть или присутствует, а у человека есть проблемы, будет естественно обратиться к Нему со словами: «Господи, у меня вот такие вопросы, проблемы, недостатки» или: «Господи, благослови мое дело». На Руси не начинали ни одного дела без просьбы к Богу о благословении. Начинать можно с самых простых слов, например: «Господи,  благослови», «Господи, помоги». Хотя, конечно, содержание молитвы должно быть иным, но мы еще об этом поговорим.

 

-А зачем это домохозяйке, у которой итак все хорошо: она вкусно готовит, в холодильнике все есть, а в еежизни нет особенных проблем. Зачем ей обращаться: «Господи, благослови. Господи, помилуй»?

 

- Такое состояние человека, вероятно, и может быть, но как редчайшее исключение. Единственный, о ком я слышал подобное, был папа Римский Иоанн XXIII, который прямо заявлял: «У меня никогда не было скорбей», и весь его вид - румяного и пухленького колобка - подтверждал эти слова… Но это редчайшее исключение, у обычного человека всегда есть какие-то проблемы, трудности и есть, о чем помолиться.

Самый элементарный уровень молитвы – это «Господи, помоги мне в моих делах» (хотя святые отцы говорят об этом иначе). Уровень  обращения ребенка к матери – пожалуй, самый подходящий образ для такой молитвы.

 

- Не будет ли это поминанием Имени Божьего всуе?

 

- Всуе – это произнесение имени Бога без всякой молитвы, как присказку. Если же человек обращается к самому Богу, то, даже если по непониманию или незнанию, он обращается не с тем, о чем следовало бы молиться – это не будет всуе.

 

- Тем, кто в первый раз обращается к Богу, лучше молиться по молитвослову или своими словами?

 

- Тому, кто только начинает лучше, наверное, своими словами. Канонические молитвы из молитвослова будут такому человеку непонятны не только по содержанию, но даже подчас по языку. Поэтому для начинающего лучше молиться своими словами, выражая свои личные просьбы. Молитва должна отличаться искренностью, но не стандартностью. При чтении из молитвослова может возникнуть ощущение формы, а не содержания, что очень опасно. И опасно не только для начинающих, но и для тех, кто в церкви давно, и кто начинает воспринимать молитву как некую стандартную форму, предписанную Церковью. Тогда молитва исчезает, поскольку в ней не остается искреннего, сознательного обращения к Богу.

 

- А для человека, воцерковленного, много лет выполняющего утреннее и вечернее молитвенные правила, который порой знает их слова наизусть, насколько для него полезно молиться каноническими или своими словами?

 

- Полагаю, что для человека, который уже многое знает и канонические молитвы ему понятны и доступны, они весьма полезны, так как научают, как нужно молиться. Ведь создается подчас впечатление, что многие не знают, как молиться.

У святителя Игнатия Брянчанинова мы встречаем слова, которые, на первый взгляд, поражают. Он говорит о том, что многие не знают, как молиться, а молитва нужна только правильная и все время подчеркивает, что только правильная молитва дает соответствующие плоды.

Именно в молитвослове и богослужебных книгах мы находим «правильные» молитвы, которые дают нам необходимые примеры. Например, молитва «Богородице Дево, радуйся» - какое в ней благоговение, или, если выражаться светским языком, почтение, уважение. Молитва «Отче наш», данная самим Господом, научает нас тому, как обращаться к Богу и о чем Ему можно молиться.

Также молитва Макария Великого «Боже, очисти мя грешного». Нам ведь кажется: я и так чистый… Далее у него сказано еще более невероятно: «яко николиже сотворих благого пред Тобою», то есть никогда не сделал ничего благого… Верующий разумный человек ахнет: я не сделал ничего не благого? А ведь так думает о себе великий Макарий! Таким образом, молитва научает, как должен чувствовать себя молящийся человек для того, чтобы молитва действительно дошла до Бога.

 

- Вы очень много говорите в лекциях о правильной и неправильной молитве, и это, действительно, необходимо, чтобы молитва не стала празднословием. Сейчас Вы упомянули о плодах молитвы, а каковы они?

 

- Молитва имеет разные уровни, соответственно различны и плоды.  Самый первый этап, на котором, к сожалению, многие и остаются – это так называемые гласные молитвы, те, которые читаются вслух или про себя, но при этом в них все равно участвует язык. Каковы ее плоды? Говорят, что если человек совершает ее со вниманием, пониманием и покаянием, то одним из важных плодов является приучение ума к внимательной молитве.

Одно из страшных бедствий нашего христианского народа - потеря внимания во время молитвы, чем молитва обесценивается и просто уничтожается. При внимательной гласной молитве ум постепенно приучается удерживать внимание – это первый и важнейший плод. Затем постепенно согреваются душа и сердце, и человек понемногу умиротворяется. Это плоды первой ступени молитвы, но есть и другие ступени.

 

- Какие?

 

- Молитва гласная может постепенно и незаметно для самого человека, который постоянно понуждает себя к молитве, перейти в молитву умную, совершаемую не только языком, но в уме. Каким образом? Например, когда мы лежим перед сном, мысли сами приходят нам в голову.

Молитва постепенно переходит с языка на ум – и это очень большое достижение. То, что становится содержанием ума – неизмеримо выше. Действие молитвы здесь тоже более сильное – она производит некое радование души. Умная молитва очень действует на сердце. Одним из законов духовной жизни является положение о том, что сердце не может долго противиться уму. Во время умной молитвы человек начинает ощутимо чувствовать действие призываемой благодати Божией. Появляется гораздо больший мир, радость и соответствующие результаты в поведении человека в жизни – это уже вторая ступень.

 

- Вы говорите об умиротворении, радовании, но в лекциях часто предупреждаете о необходимости различать духовное и физическое. Как здесь отличить духовные плоды от физиологии? И здесь будет уместен вопрос о том, чем молитва отличается, например, от аутотренинга?

 

- Это очень насущный вопрос. Дело в том, что есть критерий, который позволяет судить о направлении, в котором мы идем. Этот критерий таков: правильная молитва обязательно должна сопрягаться с правильной жизнью. Если человек молится, как ему кажется, с благоговением, но при этом продолжает воровать или лукавить, нисколько этим не смущаясь и не каясь, в таком случае молитва может привести к тем ложным состояниям, которые могут увести человека в совсем другую сторону. Обычно это происходит по простой причине, которую надо четко понимать.

Один из святых, Петр Дамаскин, выражая опыт многих святых отцов, говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов». Причем оно расширяется до таких пределов: «видение своих грехов, как песок морской». Это один из важнейших критериев. Человеку очень легко сориентировать себя на поиск восторгов, радостей и внешних плодов. Когда человек ищет этого, молитвенное обращение действует на его психику и может производить то, что святые отцы называют «ложное утешение», «ложные радования». Более того, они могут привести к более серьезным последствиям, потому человек и должен знать этот важный критерий.

Если я живу, как мне кажется, нравственно, постоянно молюсь, но ощущаю все большие духовные сладости - я должен знать, что иду не туда. Даже в добрых делах и молитве я все равно согрешаю – вот что должно открываться при молитвем правильной. И тогда у человека все больше возрастают чувства смирения и собственного недостоинства, а из них происходит все большее покаяние. Этот критерий – спасительный якорь, за который нужно держаться всеми силами. Происходит видение поврежденности всей человеческой природы, а значит, в первую очередь, самого себя, и тогда человек даже в своих добрых делах осознает эту поврежденность и может сказать с Макарием Великим: «яко николиже сотворих благое пред Тобою».

Вот тогда будут даны и правильные утешения, о которых также говорят святые отцы: и мир, и радость, и благодарение Бога, но при условии видения своей греховности. Вот та линия, тот водораздел между вещами, одинаковыми с виду, но прямо противоположными по содержанию.

В качестве примера перескажу небольшой видеофильм, который я видел на конгрессе в Канаде. За пять минут в нем была показана вся история человечества: человек был изображен в виде муравья и показаны все этапы человечества – каменный век, машины и, наконец, - ядерный взрыв. Атомный гриб, груды камней от небоскребов – и тут из какой-то расщелины выползает муравей. В это время мы видим Божественный перст с неба: «Видите, что вы наделали, строители своего счастья…» Муравей увидел этот перст, ему стало интересно, и вот он бегает вокруг него, изучает… перст его не трогает – и наконец, что делает муравей? Он впивается в этот Божественный перст и начинает качать из него кровь. Этот замечательный фильм поразил меня глубиной своей мысли. Так и в молитве, можно начать качать кровь, то есть, искать наслаждения, а это страшный обман.

 

- Одной из самых кратких молитв. после «Господи, помилуй». является Иисусова молитва6 «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вы часто говорите о большой ЕЕ значимости, что в этих кратких словах особенного, необычного?

 

- Если мы обратимся к истории, то увидим, что многие из подвижников четвертого века, уходившие в пустыни, знали не так уж много молитв, ведь немало из тех, что мы видим в молитвословах, появились гораздо позднее.

Во-вторых, для человека, только приступающего к молитве, который учиться молитве, очень важно научиться молиться начиная с самых кратких слов. Долгие, большие молитвы ум еще не выносит, рассеивается, а рассеивание уничтожает действие молитвы.

Более чем двухтысячелетний опыт христианства говорит о том, что человек, который хочет приучить душу и ум к молитве, должен  начинать с самой краткой молитвы - молитвы Иисусовой. Она является не просто краткой, но очень емкой, в ней выражена вся суть молитвы, и она дает возможность очень внимательно и сосредоточенно обращаться к Богу, что очень важно. Невозможно научиться молиться, если человек будет лишь читать утренние и вечерние молитвы и ходить в церковь по праздникам.

Человек должен обратить внимание на слова апостола Павла «непрестанно молитесь», то есть, молитесь в любое мгновение, в любом месте. Здесь невозможны долгие молитвы, а молитва Иисусова является замечательным способом обращения человека к Богу в любых ситуациях. Как капля долбит камень, так и молитва –постоянная и упорная - может пробить камень нашего сердца и согреть его, и тогда наконец сама душа начнет взывать к Богу.

Мы говорили об умной молитве, но есть и следующая ступень. Если человек пребывает в умной молитве, сердце его согревается, при этом он все больше видит свое недостоинство и смиряется, и вот тогда Бог дает ему совершенно исключительный дар – соединение ума с сердцем. Не сочувствие сердца уму, как бывает во время умной молитвы, а полное их соединение. Об этом невозможно говорить, потому что нет слов для выражения этого состояния. Это уже благодатный дар, о котором знали лишь святые отцы. На этой ступени молитва носит совсем иной характер – это благодатная молитва. Как писали о том святые отцы, здесь к человеку приходит понимание слов Священного Писания «Дух Божий ходатайствует за вас воздыханиями неизглаголанными». Начинается молитва благодатная и непрестанная. Здесь человек, видимо, выходит на ту ступень, когда можно говорить, что это духовный человек.

 

- Насколько человек должен быть подготовлен к Иисусовой молитве? должна ли быть духовная подготовка и особые условия для этой молитвы, можно ли ее читать, например, выполняя работу или сидя за рулем?

 

- Чтобы начать заниматься Иисусовой молитвой, человеку прежде надо знать, о чем необходимо молиться. Не о радостях или сладостях - это может привести к беде. Книга «Откровенные рассказы странника» как раз начинается словами: «Как это можно – непрестанно молиться?» - и вот человек пошел по иному пути.

Человек, который утопает, разве ищет наслаждений? Первое, что необходимо начинающему - знать, что молиться надо об исцелении тех страстей, которые он в себе видит. Возможно, он замечает, что раздражается, осуждает других, завидует кому-то, видит, какие внутри него плотские страсти и переживания. Вот об этом и надо молиться. «Помоги мне, Господи, исцелиться от этих очевидных, элементарных и даже грубых вещей». Вот что крайне важно, иначе молитва пойдет по другому пути.

Как вести себя, держать свое тело? Одно дело – церковная молитва, другое – исполнение заповеди «непрестанно молитесь». Это разные вещи. Но основной принцип – независимо от того, где и как мы молимся – благоговение. Молитву Иисусову можно совершать в любом месте и в любом положении: за работой, за рулем, и не только можно, но и нужно, при этом обязательно сохраняя благоговение к Богу. Более того, на собрании или в шумной компании особенно нужна молитва Иисусова, так важно напоминать себе о Божьем присутствии, прибегая к этой удивительной замечательной молитве, которую нам оставили святые отцы.

 

- То есть, молитва Иисусова должна быть у новоначального постоянно в голове, но, чтобы она не превратилась в пустословие, произносить непременно с благоговением, вниманием и неспешно. Некоторые приходские священники предостерегают от того, чтобы новоначальные молились этой молитвой и советуют лучше читать утреннее и вечернее правила по молитвослову.

 

- Дело в том, что они, видимо, боятся, что человек будет не молиться, а «заниматься» Иисусовой молитвой, то есть, опасаются тщеславия. Некоторые неподготовленные люди, которые начнут «заниматься» этой молитвой, опаляя всех кругом своей «благодатью», могут впасть в настоящую гордыню. Но тем, кто способен понять, что мы не занимаемся, а молимся молитвой Иисусовой, она необходима.

Святитель Игнатий Брянчанинов, отвечая на опасения, что молитва Иисусова может приводить к прелести, говорит, что это глубокая ошибка: к прелести приводит не молитва, а то состояние, из которого человек ее начинает. Он пишет о том, что Иисусовой молитвой должен молиться каждый христианин, ведь благодаря ей жизнь приобретает совсем иной характер.

Мы постоянно находимся в суете, расстройстве – в смысле расстроенности души, которую как раз собирает и настраивает молитва Иисусова. В  расстройстве человек допускает ошибки даже в жизненных вопросах, поэтому если благодаря Иисусовой молитве, он будет умиротворен, то он сможет спокойно разрешить и свои житейские дела.

Оптинские старцы не советовали некоторым людям Иисусову молитву именно потому, что видели их состояние и понимали, что они будут не молиться, а «заниматься» ей и впадут в прелесть, то есть самомнение. В то же время есть замечательная молитва оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой. Нет, наверное, ничего более страшного, чем самомнение. Разбойник и тот покаялся, спасся, а вот люди с самомнением, то есть фарисеи, Христа осудили.

 

- Алексей Ильич, наша передача подходит к завершению, а разговор о молитве Иисусовой, наверное, бесконечный. Скажите, пожалуйста, в завершении, какие книги о молитве Иисусовой Вы порекомендовали нашим зрителям, чтобы сегодняшний разговор продолжился у них, но уже с книгой, а главное – перешел к практике?

 

- Для нашего времени нет лучшего наставника в молитве Иисусовой, чем Игнатий Брянчанинов, особенно его «Беседа старца с учеником о молитве Иисусовой», где он выясняет все подробности, которые необходимо знать. Это замечательное произведение, в котором можно видеть и основы, и опасности и критерии совершения этой молитвы.

Молитве Иисусовой надо учиться, потому что наш ум к молитве очень слаб, в противном случае, мы молиться не сможем. В этом отношении творения Игнатия Брянчанинова для нашего времени - лучшее, что есть.

Недавно был издан сборник «О молитве Иисусовой»  (уже в нескольких томах), но хочу предупредить о нем, что там собраны очень разные вещи: не только разумные и прекрасные высказывания, но и слова авторов, которые говорят о молитве так, что диву даешься, поэтому читать эту книгу надо с осторожностью и вниманием.

 

- Спасибо Вам, Алексей Ильич, но время нашей передачи подошло к концу. Мы благодарим и прощаемся с Алексеем Ильичом и с уважаемыми телезрителями.

 

Гость передачи: Алексей Ильич Осипов

Ведущий: игумен Димитрий (Байбаков)

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать