Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Почти одиннадцать лет назад в столице Узбекистана, Ташкенте, был создан Отдел по культуре «Сретенье». Сегодня мне очень бы хотелось познакомить вас с этим уникальным проектом и людьми, которые его осуществляют.
Андрей Евсеевич Слоним – режиссер-постановщик Государственного академического большого театра Узбекистана имени Алишера Навои.
Андрей Евсеевич Слоним:
– Добрый день!
– Руководитель и, наверное, создатель?
Андрей Евсеевич Слоним:
– Да, абсолютно верно.
– Людмила Васильевна Слоним – концертмейстер ГАБТа, и сподвижница, и спутница жизни Андрея Евсеевича.
И ведущая солистка Государственного академического большого театра Узбекистана Анастасия Юдина.
Анастасия Юдина:
– Здравствуйте!
– Спасибо, что вы пришли к нам в гости.
Андрей Евсеевич, не зря я сказала, что проект уникальный, потому что я в своей практике впервые узнаю, чтобы епархиальный отдел культуры существовал такими силами.
Андрей Евсеевич Слоним:
– Да, я тоже до внедрения нашего проекта таких примеров не знал. Получилось так, что почти одиннадцать лет тому назад мы с нашим владыкой Владимиром (Иким), который был тогда митрополитом Ташкентским и Узбекистанским, начали проводить просветительские проекты. Мы руководствовались единственной целью: в наш век, когда важна духовность, мы хотели подчеркнуть духовность высокого классического музыкального искусства. Это оперное, романсовое, инструментальное искусство, и это, конечно, высокая лирическая поэзия.
Начали мы с русской культуры, а потом получилось так, что мы охватывали самые разные течения и направления в мировой культуре. Это были истории труда и творчества русских композиторов и писателей – от Пушкина до Булгакова. Затем мы перешли к мировым течениям, мы говорили о чарующем мире романтизма, который зародился в Германии и распространился по всему миру. Мы касались важных тем, когда был юбилейный год семьи Романовых, мы проследили всю историю рода Романовых на разных этапах. Наши вечера и концерты обязательно включали в себя оперные или камерные произведения, которые оттеняли это творчество.
Затем у нас были ознакомительные передачи «На сцену приходит опера». Мы раскрывали оперу не просто как искусство пения, а как искусство насыщенного действия, когда в концертных костюмах, с элементами бутафории и атрибутики наши солисты показывали сцены из спектаклей прямо в епархиальном конференц-зале. И, должен сказать, что у нас за эти одиннадцать лет появился свой зритель, группы людей собирались даже из пригородов, ближайших областных центров. Зрители специально приезжают на микроавтобусах, зная, что такого-то числа будет очередной вечер «Сретенья».
Я не могу не сказать еще об одном соавторе нашего дела – это отец Алексей Назаров, который начал священником, а сейчас он принял монашеский постриг и носит имя Аввакум. Последние полтора года он по нездоровью не участвовал в наших вечерах, но он остается с нами как соавтор идей и даже сказал нам перед нашим приездом сюда, что хотел бы с сентября вернуться к этому делу. Мы были бы очень этому рады и очень этого ждали.
Людмила Васильевна расскажет, как происходит подбор номеров для концертов «Сретенья», которые готовятся каждый раз как отдельный спектакль. Произведения разучиваются, мы их выстраиваем, и я цементирую это все не просто комментариями, а неким рядом, который позволяет увидеть номер как единое целое. Так мы существуем почти одиннадцать лет.
Нас поддерживает нынешний владыка Викентий. Когда в сентябре минувшего года мы отмечали десятилетие деятельности нашего Отдела, он очень тепло приветствовал нашу группу и даже нашел возможным наградить Патриаршими медалями, в данном случае, к 200-летию победы над Наполеоном. Весь наш коллектив получил такую награду, мы этим гордимся, и очень рады, и благодарны владыке Викентию, который имеет самое непосредственное отношение к городу, в котором мы сейчас находимся.
– Спасибо, Андрей Евсеевич. Вы практически озвучили мой вопрос, адресованный Людмиле Васильевне. Как же происходит подбор музыкальных произведений?
Людмила Васильевна Слоним:
– Надо сказать еще о том, что в театре достаточно солистов, но энтузиастов, таких, которые бы согласились безвозмездно участвовать в наших вечерах, находится не так много. Наша группа сейчас сформировалась и стала ударной, такой, на которую можно положиться. В ней присутствуют все типы голосов: сопрано и тенора. Подбор репертуара происходит таким образом, чтобы это и публике было интересно, и в то же время отвечало тому месту, в котором мы проводим концерты.
Происходит очень тщательный отбор содержания произведений на духовность музыкального текста. Мы стараемся играть очень много русской музыки, у нас звучит Чайковский, Рахманинов – это большая классика. Последнее время, благодаря участию Насти, мы стали исполнять и народные песни, которые логично входят в наши программы.
Как-то у нас была тема «От Баха к XX веку», мы провели концерты, там тоже звучали духовные произведения, очень хорошие.
– Людмила Васильевна, скажите, кто Ваш любимый композитор?
Людмила Васильевна Слоним:
– Вы знаете, это всегда очень сложный вопрос, потому что…
– Это как «кого ты больше любишь: папу или маму?»
Людмила Васильевна Слоним:
– Бывают периоды, когда ты больше склонен к кому-то одному. Звучит, например, Метнер, и кажется, что ты только это можешь слушать, только это нравится. Потом Рахманинов – ты находишь в его произведениях такие звуки, отзвуки души, что просто болеешь этим произведением. Иногда бывает так, что звучит Чайковский, который не оставляет тебя, он постоянно с тобой. Чтобы ты ни делал, он постоянно у тебя в душе, голове и ушах.
Я тоже пишу музыку, и иногда исполняются и мои произведения благодаря ребятам, которые откликаются на это.
– Анастасия, можно я Вам задам тот же вопрос? Понимаю, что он сложный, но Ваш любимый композитор и Ваше любимое произведение?
Анастасия Юдина:
– Конечно, это композиторы, связанные с проявлением себя, со своим отношением к сцене, поэтому я обожаю русских композиторов. Безусловно, это Чайковский и Римский-Корсаков, потому что там проживается все свое, русское: русский характер, русская культура, свое отношение к переживаниям, которые тебе близки.
Одна из самых моих любимых ролей – это партия Любаши из оперы «Царская невеста», что особенно символично и связано с царским временем, где эмоционально проживаешь, переживаешь все отношения. Еще мировой шедевр – это «Евгений Онегин». Мне посчастливилось спеть партии как Ольги Лариной, так и Татьяны Лариной.
Это очень символично, это смена характеров, образов. Благодаря Андрею Евсеевичу и его постановке спектакль проходит именно в этой эпохе, в этом времени. Это особенно ценно для того, чтобы наш молодой зритель знал, понимал нашу культуру, наши истоки, чтобы он был ознакомлен с этим удивительным материалом. Потому что «Евгений Онегин» – это хит, высочайшее произведение, которое написано Александром Сергеевичем Пушкиным, и потом переведено в ноты.
Сплетением двух гениев – Чайковского и Пушкина – все переведено в оперный шедевр, и у нас замечательная постановка. Людмила Васильевна, наш концертмейстер, ведет нас в этой опере.
Все-таки любимые композиторы – это русские композиторы, они близки духом, потому что я русский человек. Но мне нравятся и западные композиторы, которые заставляют работать, перевоплощаться, мыслить по-другому. Это, безусловно, Жорж Бизе, у которого мне посчастливилось спеть Кармен, Верди – «Риголетто», «Травиата». Многие значительные иностранные композиторы также любимы и ценны.
– Спасибо, Анастасия! У нас, к сожалению, осталось буквально две минутки, но раз уж заговорили о классических постановках и о «Евгении Онегине», то спрошу. Андрей Евсеевич, в одной из Ваших публикаций я прочитала, что Вы с болью говорите о том, как сейчас могут поставить «Евгения Онегина», увидев в нем только плотские поползновения. Или другие классические произведения извратить настолько, что в них будут прочитываться только низменные инстинкты. Мне кажется, что организация Отдела «Сретенье», в котором вы все активно трудитесь и служите, это еще и ответ нашей общей тенденции. Можно, конечно, долго критиковать, бурчать и говорить, что все плохо, все вокруг негодяи, а нужно что-то делать. Вот Вы и делаете, так?
Андрей Евсеевич Слоним:
– Вы абсолютно правы. Но Вы очень хорошо затронули вопрос об «Онегине». Почему он не поддается всем этим ухищрениям, он сопротивляется? Потому что это новаторское произведение Пушкина, которое несет импрессионистические черты, и оно еще более импрессионистично у Чайковского, у которого «Онегин» даже отличается от пушкинского. Потому что, как мы знаем, Пушкин относится к Ленскому чуть иронично, а у Чайковского Ленский – это романтик, который гибнет первым, как всегда бывает в жизни, правильно?
В общем, это произведение об опасности опустошения человеческой души, потому что Евгений Онегин, играя некоего байронического героя, постепенно опустошает свою душу, потому что Татьяна, став волею судьбы княгиней (у Пушкина просто княгиней, а у Чайковского княгиней Греминой), в чем-то безвозвратно утрачивает простоту тех начал, которые ее воспитали. Ее это тяготит, и возврата нет, и это касается буквально всех. Вот об этом, наверное, надо ставить спектакль, а не о мотоциклах и компьютерах, потому что строй произведения неразрывно связан с миром усадьбы, миром романтической чеховской духовности. Если вырвать его из природных корней, получится полный абсурд. Проще написать какое-то новое произведение и сделать его инсценировку.
Возможно ли вообще в опере переносить действия? В каких-то случаях – безусловно, да. Существуют выдающиеся произведения Моцарта, к примеру, сказка-притча «Волшебная флейта», там может быть все, что угодно. Это комедия о превратностях любви. Она может быть перенесена в какую угодно эпоху, но «Царскую невесту» эпохи Ивана Грозного нельзя переносить в эпоху Сталина и Троцкого, как это сейчас делается в театре. «Пиковую даму» нельзя переносить в психбольницу, это тоже становится штампом, от которого надо избавляться.
Эти псевдоновации уже настолько набили оскомину, что на Западе зрительским вниманием и симпатией все больше и больше пользуются спектакли, которые возвращаются к первоисточнику. Они все равно современны, потому что мы, люди XXI века, мыслим этими категориями. Не важно, одеты мы в джинсы или носим средневековые одежды, согласно опере, допустим, «Риголетто», «Трубадур», но мы несем духовный мир героя, и мы обязаны его представить во всей полноте, а не в урезанном виде.
Вот почему опера – это сложнейшее искусство, которое при постановке требует осторожности сапера.
– Я Вас сердечно благодарю. Бывают такие программы, которые заканчиваешь (ввиду ограниченности эфирного времени) с ощущением «не наговорились». Вот сейчас именно та ситуация. Я вам от всей души желаю Божией помощи. Мы теперь будем стараться особое внимание уделять репортажам о Ваших работах. Спасибо вам!
– Спасибо!
– Дорогие друзья, спасибо за то, что вы были с нами!
Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 24 апреля 2024
Хранители памяти. Третьяковская галерея. Средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова
Вторая половина. Матушка Анна Кизина
Плод веры. Заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!