Союз онлайн: Есть что сказать. Царские дни

20 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
О противостоянии клевете на Царя-Страстотерпца беседуем с Петром Мультатули – кандидатом исторических наук, правнуком повара Царской семьи Ивана Михайловича Харитонова. Ведущая - Светлана Ладина.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Петр Валентинович, я хочу начать разговор со слов патриарха Тихона. 21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе святитель сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его». И вот сейчас мы видим, как общество тоже делится. Кто-то всеми силами выражает свою любовь к убиенному государю, которого, впрочем, сейчас мы уже воспринимаем не как жертву, а как победителя, и это многократно доказано: хотя бы возьмите тот же царский крестный ход – сто тысяч человек идут двадцать один километр. Ну кого можно под дулом пистолета или какими-то коврижками, за печеньки заманить к таким действиям?

Но вместе с тем мы видим противодействие народной любви. И уже сейчас нашлись люди, которые посягнули на ту часть жизни государя, которая, казалось бы, всегда была неприкосновенной даже для врагов. Уж если было традицией говорить в учебниках истории, которые мало изменились к настоящему времени, что да, слабый политик; да – «Кровавое воскресенье», вообще не принимая во внимание исторические факты, говорящие об обратном, то теперь оказалось, и «семьянин» подлежит разрушению, ведь он очень любил семью. Я имею в виду фильм Алексея Учителя «Матильда», против которого Вы выступили. Петр Валентинович, расскажите, пожалуйста, об этом. Что Вы видели, какие фрагменты фильма; и Ваше восприятие, Ваша оценка?

– В чем здесь дело? Почему сейчас они перешли на семейное? Потому что все то провалилось. Рухнуло 9 января, повалились все ходынки, всем стало ясно, что Николай II не несет ответственности ни за Ходынку, ни за 9 января. Как раз те, кто всё это организовывал, все эти последыши, пытаются всё ему приписать. Что тогда остается? Развенчаем вот это… Фильм А. Учителя еще не вышел на экраны, поэтому мы не можем говорить о фильме, только о трейлере, который он выпустил.

– Трейлер есть в сети, его можно посмотреть.

– Да, его можно посмотреть. Мы сразу отреагировали, и отреагировали другие православные христиане, которые написали запрос в Прокуратуру. Сейчас, я знаю, это сделали. Я выступил сразу с роликом, был просто ролик – наш ответ по поводу этого. А другие люди написали письмо на имя Генерального прокурора, в другие места с просьбой проверить фильм, трейлер на присутствие в нем экстремизма и оскорбления чувств верующих, потому что это святой царь. В нем показываются абсолютно ложные сведения о царе. Царь изображается как блудник, человек, которого бьют по лицу (вообще непонятно, что это и кто это); и еще как прелюбодей, потому что понятно, что он изменяет государыне.

То есть создается абсолютно ложный образ, оскорбляющий нашего государя, святого царя-мученика, и, как я уже сказал, мы не имеем права не реагировать на такие вещи. Мы не имеем права не реагировать на любое оскорбление русской истории, ее святынь. В свое время мы очень резко реагировали на оскорбление памяти героев-панфиловцев, на попытку сказать, что их вообще не было. Бывший глава Государственного архива Российской Федерации вообще заявил, что панфиловцев не было. У нас чуть ли не политический скандал с Казахстаном по этому поводу, потому что панфиловцы – одни из главных героев Казахстана… Мы реагируем всегда. А в данном случае это святотатство.

– Говоря «мы», Вы имеете в виду и себя, и Российский институт стратегических исследований?

– Не только. Когда я говорю «мы», я имею в виду вообще православную общественность. Православная общественность у нас есть или нет? У нас, в принципе, этим должны заниматься и священнослужители, церковнослужители, потому что это оскорбление нашего общего святого. По этому поводу должна говорить не только православная общественность, это должно возмущать и оскорблять каждого православного человека, носит он рясу или не носит. Это святой! Это то же самое, если бы показали такую мерзость про преподобного Серафима, или святителя Луку (Войно-Ясенецкого), или праведного Симеона. Это оскорбление Господа нашего Иисуса Христа. «Дивен Бог во святых своих». И поэтому пока это все еще не вышло, нужно показать, что просто так это не прокатит.

– Петр Валентинович, если мы попытаемся быть максимально добрыми и воспринять этот ролик так: ролик смонтирован иначе, он не дает нам представления о логике фильма, просто взяли какие-то моменты, а в фильме все будет хорошо. Может быть такое?

– Нет, не может, потому что в ролике уже видно полуобнаженную Кшесинскую, на которую вожделенно смотрит так называемый в кавычках «царь».

– Актер.

– Да, по фильму-то он царь.

– Язык не поворачивается.

– Ведь это не только появился А. Учитель, до этого был П. Лунгин со своим в кавычках «царем». Заметьте, он не назвал фильм «Иван Грозный и митрополит Филипп», «Иоанн Грозный», он назвал «Царь», то есть вот вам цари ваши. Вы быдло, вот вам ваши цари. Был удар по первому Божиему помазаннику, Иоанну Грозному.

– У Лунгина до этого – «Остров»...

– Нет, сейчас мы не говорим про «Остров», мы говорим про «Царя». «Царь» – это мерзость. Про «Остров» можно разговаривать, это другой вопрос. Был удар по царю П. Лунгина. Теперь появляется А. Учитель с нашим последним государем, святым. Это опять оскорбление, опять удар. Александр III говорит, что только он один не спал с балеринами, все остальные русские цари спали – это же глумление. Кто-то бьет царя по лицу – это неслыханно.

Этот фрагмент я видела. За Александра III, кстати, очень обидно…

– Знаете, мне не обидно. Я объясню, почему не обидно. Мы не должны обижаться, что на них обижаться? Что, господин А. Учитель любит Николая II? Он поставил фильм, выполняя определенный заказ, так он видит. Он вообще удосужился изучить этот вопрос? Если бы он взял вопрос, он бы выяснил, что никогда ничего дальше юношеского общения между цесаревичем Николаем Александровичем и Матильдой Кшесинской не было. Это Кшесинская в своих воспоминаниях, написанных в преклонном возрасте, писала все что угодно. Есть дневники государя, там все четко и ясно, что они никогда не встречались одни, вдвоем, там всегда кто-то был, это были молодые компании. Да, это была юношеская влюбленность.

Дело в том, что все эти люди не понимают одного, одной простой вещи, что то общество было целомудренным, особенно круг такого царя, как Александр III. Пускай они читают Александра Николаевича Боханова, доктора наук, который изучил этот вопрос. Он писал, что Александр III, вступая в брак (не люблю говорить на эти темы, но приходится), был девственником.

Что там городят эти учителя? Пусть они учат других. А если вы прикасаетесь к русской истории, вы должны относиться к ней как к святыне. Это история великого народа, великой страны, и влазить вот так… Нет, такого не будет, вы не имеете права пачкать ни русскую историю, никакую другую. Но если вам так хочется, идите ставьте про Генриха Птицелова или еще про кого-нибудь, а русскую историю пачкать просто так вам никто не даст. И поэтому реакция на этот фильм, на эти ролики, этот трейлер должна быть очень жесткой в самом начале, пока не появились... Появятся, значит будем бороться дальше, если этот фильм будет оставаться в тех рамках, какой он сейчас.

Наша православная совесть не может с этим мириться. У нас есть примеры народов, которые за свою историю готовы умирать и бить (и за это их можно только уважать), бить любым способом – законодательным, бойкотом. Попробуйте сказать что-нибудь евреям, показать в таком виде еврейскую историю, поставить что-нибудь про Моисея, я посмотрю, что с вами будет. Попробуйте что-нибудь сказать армянам...

– А вспомним православных греков, которые громили кинотеатры, где шел фильм «Последнее искушение Христа». Насколько я помню, старец Паисий Святогорец благословлял активные действия, когда шло поругание святых.

– Вы знаете, в первую очередь о поругании святых... Я считаю, что в нашей ситуации все нужно... Между прочим, у нас закон дает большие возможности. Закон!

– Что сейчас делать конкретно? Я знаю, что 17-го числа в Москве будет митинг протеста против этого фильма.

– Ну вот, люди имеют право законным образом, если будет разрешение на митинг московскими властями, организованно выражать свое мнение. Это написано в нашей Конституции. Поэтому какие вопросы с этим? Точно так же если происходит святотатство, люди могут обращаться в прокуратуру, суды. Можно реагировать законным, спокойным способом.

– Петр Валентинович, есть всегда еще такая поправка, что, мол, когда вы протестуете, вы делаете этому фильму рекламу.

– Нет никакой рекламы. Все это лукавство. Значит, давайте мы будем молчать, а фильм будет идти и никто не пойдет? Пойдут, просто никто ничего не будет понимать, скажут: «Вот какой был Николай II». Вот и всё. Вы помните, как мы проигрывали в свое время Великую Отечественную войну, вот так сидя, молча? Это сейчас пошел другой крен. А вы вспомните 90-е годы, что там лепили про Великую Отечественную? Вылезали все эти «Враг у ворот» и прочие и прочие. И что? Пошло вообще другое рассмотрение, что чуть ли не зря воевали. Это же оружие! Так же и здесь: это оружие сейчас направлено против нашего святого царя, царской семьи, поэтому долг каждого русского православного человека не соглашаться с этим явлением, не соглашаться законным способом, действовать в рамках закона, но очень четко, ясно и последовательно. Иначе, как говорил патриарх Тихон, «кровь его ляжет на нас», а тут ответственность за равнодушие ляжет на нас.

Мы – православные. Я знаю, что мусульмане возмущаются. Да, они возмущаются, а мы что, будем сидеть молчать? Тогда мусульмане будут оправданы Богом, а мы – нет. Нам же не индульгенция дана, что мы православные. Среди мусульман почитание государя очень сильное. Среди буддистов почитание государя очень сильное. Если окажется так, что будут протестовать мусульмане и буддисты, а мы будем сидеть и думать, то извините, кто тогда православные, кто тогда избран будет?

 

Ведущая Светлана Ладина
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать