Союз онлайн: Есть что сказать. Царские дни

18 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
О канонизации верных слуг Царственных Страстотерпцев беседуем с Петром Мультатули – кандидатом исторических наук, правнуком повара Царской семьи Ивана Михайловича Харитонова. Ведущая - Светлана Ладина.

– В рамках «Царских дней» в Екатеринбурге мы представляем вам людей, которые приезжают сюда почтить память царственных страстотерпцев. И эта встреча самая долгожданная, потому что сейчас я беседую с Петром Валентиновичем Мультатули, кандидатом исторических наук, правнуком повара Царской семьи Ивана Михайловича Харитонова, убитого вместе со своим государем. Петр Валентинович, здравствуйте!

– Здравствуйте, Светлана Львовна!

– Я уже сказала про свою радость, не буду повторять, но Вы об этом и так знаете. Петр Валентинович, в начале года пришло счастливое известие – был канонизирован Евгений Сергеевич Боткин, в связи с этим у меня вопрос. Несомненно, событие хорошее, но все-таки хотелось бы, чтобы были прославлены все люди, которые остались верны государю. Мы знаем, что это и Ваш прадед, и горничная Анна Степановна Демидова, и камердинер Алоизий Егорович Трупп. Как Вы восприняли весть о канонизации Евгения Сергеевича и что вообще думаете по этому поводу?

– Во-первых, я тоже хочу выразить большую радость от визита на святую екатеринбургскую землю. Каждый раз это духовная радость – быть на «Царских днях», находиться фактически рядом с Русской Царской Голгофой. Что касается Вашего вопроса, то, безусловно, я рад, что наша Церковь всей полнотой прославила Евгения Сергеевича Боткина, верного слугу государя, врача, лейб-медика, и считаю, что вопрос о прославлении других слуг очень важен. Я почитаю их как святых, потому что они прославлены Русской Православной Церковью Заграницей, и лично для меня нет никаких сомнений в их святости.

Но считаю, что мы, как верные чада Русской Православной Церкви, должны терпеливо собирать материалы и ждать прославления, так как решение об этом является соборным. Нигде не должно быть никаких революционных действий – это основа русского монархизма, русской православности и церковности. Я глубоко убежден, что рано или поздно святость, мученичество этих людей будут оценены всей полнотой Русской Православной Церкви.

Наша Церковь пошла по такому пути, начал а с Боткина – значит, хорошо. К чему приводят резкие скачки? К тому, что появляется неканоническое отношение, неканоническое поведение людей, которые начинают самочинно писать иконы, не имеющие отношения к церковной традиции, и Господь не принимает этого без оценки тех людей, которых на этих так называемых иконах рисуют. Я с большим уважением, почтением отношусь к личности Григория Ефимовича Распутина, считаю святым долгом развеять все лживые, грязные мифы, которые вокруг него собрались; я считаю царя Иоанна Васильевича Грозного великим государем всей земли русской, первым самодержцем; я уверен, что старец Федор Кузьмич и император Александр I – это одно и то же лицо, но это мое мнение.

А если мы начнем появляться с шашками наголо в отношении святости, то возникают, как я уже сказал, неизвестно кем написанные иконы, акафисты, а самое главное, это сразу подхватывается врагами Церкви, которые начинают выступать с истерическим призывом немедленной канонизации тех или иных лиц. И это все постепенно ведет к недоверию, разрушению нашего церковного единства. Мы не должны на это поддаваться, мы должны понимать, кому и зачем это выгодно. А православный человек и монархист не может быть революционером ни в каком виде. Любая революция – дело сатанинское, будь то революция социальная, сексуальная или еще какая-либо.

По этому поводу Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, очень правильно сказал: надо начинать с исторической реабилитации. Если мы говорим о Григории Распутине, то я, например, вижу свою задачу прежде всего в восстановлении исторической справедливости. А вопрос о святости – это уже другое дело.

Я считаю, что в настоящий момент главное – это дело прославления святых царственных мучеников. Против них идет страшная война, и сейчас не надо переключаться на Распутина, это придет позже. Если он прославлен у Господа, то Бог прославит его и на земле. Не Распутин на первом месте, а Царская семья. Подвиг царя – вот что важно донести до народа, а о Григории Ефимовиче нужно говорить историческую правду. Когда эта правда пробьет себе дорогу, то, я уверен, если Распутин достиг венца Небесного, это будет понято и здесь, в земной Церкви.

Говоря о верных царских слугах, мне бы хотелось еще вспомнить имена людей, которые лично не встречались с государем при его земной жизни, но были верны ему, несмотря на многие препоны. Это архиепископ Мелхиседек (Лебедев), сорок дней со дня смерти которого исполнится 17 июля, в день памяти царственных страстотерпцев. Я знаю, в свое время Вы написали большую статью, посвященную владыке.

– Царствие ему Небесное! К сожалению, я не знал владыку лично. Мой отец встречался с ним и говорил о нем как о светлом, большом пастыре, человеке, и, безусловно, это тот владыка, который стоял у истоков прославления царственных страстотерпцев в страшное в духовном плане время. Было борение, когда можно было склониться и вправо и влево, но он тот корабль, крейсер, ледокол, который шел, разрубая лед антицарской мерзости, и его заслуга в деле прославления, почитания царственных мучеников, восстановления их памяти огромна. Поэтому да упокоит его Господь в селениях праведных, и вечная ему память.

– В 1984 году владыка вступил на Екатеринбургскую кафедру, в 1994 году его отсюда выжили, но за десять лет до общецерковного почитания Екатеринбургская епархия прославила царственных страстотерпцев как местночтимых. И закладка Храма-на-Крови в 1991 году (когда у владыки от светских властей было разрешение на установку памятного знака, он собрал несколько архиереев и торжественно заложил Храм-на-Крови), и возвращение мощей праведного Симеона, и идентификация места уничтожения останков, и установка там первого креста, и противостояние идее, что екатеринбургские останки не царские – это все владыка Мелхиседек. И Анатолий Михайлович Верховский...

– Да, также очень светлая, большая личность, которая тоже стоит у истоков прославления Царской семьи. Анатолий Михайлович проявил огромное гражданское мужество, как и те люди, которые его окружали, ведь он знал, на что шел, это было советское время.

– Уже отсидев к этому времени в тюрьме за то же самое.

– Да, отсидев в тюрьме за убеждения. То есть человек был готов идти на свою маленькую Голгофу. Безусловно, это люди, которые навсегда останутся в «царском деле». У Бога нет ни прошлого, ни будущего, есть только настоящее. У нас говорят: «Все предали царя»,– ложь! «Все духовенство предало царя», – ложь! «Крестьяне предали царя», – ложь! После свержения государя целый ряд епископов не только выступил с отказом присягать Временному правительству, но и предавал его анафеме. Были крестьянские бунты, их подавляли войсками, направленными Временным правительством. Никто о них не говорит, мы знаем только о предателях.

Вообще у нас есть тенденция помнить только о предателях. Берем Великую Отечественную войну: когда мы говорим об эстонцах, вспоминаем только эстонский корпус СС, но не то, что у нас тоже был эстонский корпус, который дрался под Ленинградом и почти весь погиб. Очень любим говорить о власовых и так далее. И также: «Все предали царя!» Нет, неправда, не все его предали! Многие пошли на смерть ради царя, во имя царя. И Вы правильно говорите, что многие люди никогда государя даже не видели, но погибли ради него. Это были верные русские люди, и мы не имеем права их забывать.

А идеи, что все предали царя, обычно нам подкидывают именно те, которые сами как у Пушкина: «Чернь всегда довольна видеть слабости великих людей и говорит: "Смотрите, они подлы как мы". Врете, сволочи! Подлы, да не так». Вот и здесь: очень часто люди видят свои же гадости в других. Почему с государем было так? Потому что люди свои пороки, слабости, грязь, недостоинство перекладывали на Царскую семью. То есть недееспособность, неумение справиться с ситуацией – все это их вина, а кого надо было обвинить? Государя. И до сих пор очень часто люди готовы свои собственные ошибки, заблуждения, нечистоту перекладывать на святых и праведных.

 

Ведущая Светлана Ладина
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать