Союз онлайн: Есть что сказать

9 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: праздник кущей. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Мы продолжаем цикл встреч на Святой Земле.

Книга Исхода – это одна из пяти книг Ветхого Завета, написанных пророком Моисеем. Она описывает жизнь евреев в египетском плену, освобождение из этого плена и первый год (или немногим более) скитаний народа по пустыне. А всего этих лет было, как мы помним, сорок, но сведения о них содержатся уже в последующих книгах.

Осмелюсь утверждать, что Исход – самая популярная книга Моисеева Пятикнижия. Она является основой нескольких художественных и мультипликационных фильмов. Вспомним знаменитые слова из спиричуэлс (англ. spirituals – духовные песни афроамериканцев – прим. ред.) «Let my people go» – «Отпусти мой народ» – и афоризмы, прочно укоренившиеся в нашем языке: «казни египетские», «ждать, как манны небесной», «ходить сорок лет по пустыне», – это все оттуда. Если же говорить на более серьезном уровне, то и в текстах канонов, и в дни Страстной седмицы читается книга Исхода; о событиях, описанных в ней, вспоминается в песнопениях. Кроме того, знаменитые десять заповедей изложены в двадцатой главе этой книги.

О событиях, происшедших множество веков назад, и об их значении мы беседуем с гидом паломнической службы «Радонеж» Анной Мусан-Леви.

– Дело все в том, что Суккот является одним из трех ветхозаветных праздников, на который обязательным было паломничество в ветхозаветный храм в Иерусалим. В буквальном смысле весь народ собирался в храм для молитвы. И это не случайно. Кроме Суккота в эту тройку входит пасха– празднование освобождения от египетского рабства (исход из Египта), и Шавуот – пятидесятый день после пасхи (Пятидесятница). Суккот, пасха и Шавуот имеют огромное мессианское значение, как мы это называем, то есть они являются праздниками, которые пророчествуют о пришествии Христа Спасителя нашего и в своей сути имеют образ Христа.

О пасхе и Шавуот мы поговорим в свое время, когда они наступят, а сегодня поговорим о Суккот, потому что как раз в эту неделю Израиль празднует Суккот. О том, как празднуют его сегодня, я расскажу в конце; а сейчас хотела бы объяснить, что это за праздник и чем он для нас, христиан, так интересен и важен с точки зрения знания Ветхого Завета и представления о том, как и чем жили люди во времена Христа и что они праздновали.

Суккот по времени празднования совпадает с окончанием сбора летнего урожая: граната, инжира, винограда. Соответственно, вся бытовая часть праздника – это празднование сбора урожая, но это не главный его смысл. В этот праздник, как заповедано Моисею Господом, люди должны переселяться в палатки. Слово «суккот» происходит от слова «сукка», что означает «палатка». В Евангелии этот праздник называется праздником поставления кущей, или праздником кущей, или праздником поставления сеней. То есть «сень», «куща», «сукка», «скиния» – это одно и то же слово, только в разных вариантах. В этот праздник на всю неделю народ израильский должен переселяться в палатки в память о том, как жили они, когда странствовали сорок лет по пустыне, и все, что имели, – имели от Господа, от Его милости, от Его любви, а не от своей силы или от своего богатства. В этот праздник обязательно вкушение пищи в таких палатках. Ставили их во времена Христа, ставят, естественно, и сейчас. Особо благочестивым считается спать в сукке и читать Священное Писание.

Когда еще стоял ветхозаветный храм, ежедневно, все семь дней праздника, народ совершал крестный ход вокруг жертвенника, неся в руках пальмовые ветви. При этом они пели молитвы, в которых главными словами было «Осанна!», то есть «Спаси!» – «Приидик нам, Спаситель, и спаси нас». Мы видим, что богослужебная часть Суккота (о которой мы сейчас не имеем возможности рассказать подробно из-за ограничения по времени), была направлена на усиленную просьбу о спасении народа, то есть о скорейшем пришествии Спасителя.

Как мы читаем в Евангелие от Иоанна, когда Господь незадолго до своих крестных страданий приходил, как и весь народ, на Суккот в Иерусалимский храм, вероятно, со ступеней храма Он видел, как омывают престол, это тоже один из очень важных обрядов этого праздника. В Евангелии об этом сказано: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. То есть Господь говорит о Духе Святом, мы знаем, что образ воды живой – это образ Духа Святого. В тот момент, как пишет апостол Иоанн, многие воскликнули: «Он пророк! А не Он ли Христос?» – потому что тогда все люди очень хорошо знали, как и сейчас, что Суккот связан с ожиданием Мессии, Спасителя.

Кроме того, праздник Преображения тоже связан с Суккот, и, скорее всего, Преображение Господне происходило именно на Суккот. Почему написано: «По прошествии дней шести Господь взял Петра, Иакова и Иоанна на гору высокую», – дней шести от чего? В Евангелие не указано точно. Но, однако, мы видим, что Петр, желая удержать счастье пребывания в Фаворском свете, счастье пребывания со Христом, такого полного созерцания Его Божественной славы, предлагает: «Давай построим здесь три кущи (то есть три сукки) – одну Тебе, одну Моисею, одну Илии». Таким образом, скорее всего, дело происходило в Суккот, и Петр понимал, что они не могут остаться на горе, если не будет этих палаток, потому что по закону они должны в них пребывать все семь дней.

Когда встречают Суккот, в канун праздника поется удивительная молитва на арамейском языке,которую очень любят верующие иудейские дети, да и взрослые, те их них, кто серьезно относится к этому делу. Там говорится: «Приходите в гости, приходите, святые отец наш Авраам, Исаак, Иаков, Давид и Моисей». То есть они верят, что к ним в палатку на трапезу приходят патриархи, праотцы. Это поразительная параллель с нашей Божественной литургией, с тем, что мы знаем, что у Бога нет мертвых и все живы. Действительно, верующие люди ощущают и верят, что праотцы приходят в палатку в этот день. И, как мы помним, в момент Преображения Петр видит Моисея и Илию. Такие моменты (как бы переклички) праздника Суккот как высшей кульминации ожидания Спасителя за весь год соответствуют моментам из Евангелия.

Дополняет все это еще и то, что празднику Суккот предшествует день покаяния и прощения грехов, который называется Йом-Киппур – день очищения и прощения. Оба праздника переходящие, их разделяет не больше недели. В древности в ветхозаветном храме собирался народ, в этот день первосвященник единственный раз в году входил в Святая святых просить прощения за грехи народа. На Елеонской горе закалывалась красная корова, пепел ее смешивался с водой, брали пучок иссопа (это растение, которое растет здесь у нас) и окропляли им народ («окропиши мя иссопом, и очищуся»). Таким образом происходило очищение, отпущение грехов за весь год. И Суккот, по сути дела, кроме ожидания Мессии является еще и праздником начала новых отношений с Богом после оставления грехов.

Кому как не нам, христианам, знать, что пророчества действительно исполнились. Как писал пророк Захария: «В последние дни весь народ соберется в Иерусалиме и будет праздновать Суккот, потому что Сам Спаситель Христос станет нашей скинией, которая покроет, защитит и соберет нас вместе». И это произошло. Мы знаем, что как на Суккот с пальмовыми ветвями, так же и на Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) с ветвями встречали Его и кричали те же слова, которые произносятся на Суккот: «Осанна!» – «Спаси нас». То есть круг замкнулся, все полностью совпало, пророчества исполнились. Евреи, к сожалению, этого не приняли, но мы с вами знаем, что исполнение пророчеств уже настало: Господь – наша скиния, наш великий шатер, который действительно нас всех, по слову пророка Захарии, собирает, объединяет в одно.

Когда в Иерусалиме видишь празднование Суккот (которое как раз сейчас происходит): кругом палатки – на каждом углу, балконе, крыше, на каждом пятачке земли – везде, где только можно ее поставить, то чувствуешь соединение Ветхого и Нового Заветов. Чувствуешь невероятную радость, что мы уже знаем Христа и не нуждаемся в ветхозаветных праздниках. Но все же очень интересно видеть их и представлять, как наш Господь эти праздники отмечал и праздновал.

Еще интересный момент – сукка очень красиво украшается внутри. Сегодня для этого нередко используются елочные гирлянды и украшения, потому что вокруг христианский мир и никакой отдельной индустрии не существует. Покупаются те же вещи из Китая: мишура, всякие фонарики, которыми и украшается сукка. В древности ее украшали гроздьями винограда, яблок, то есть плодами. Сейчас чаще всего всё это или пластиковое, или просто мишура. Но по вечерам становится очень красиво: зажигаются фонарики, всё светится, семьи очень уютно сидят в этих палатках. Действительно создается ощущение народа израильского в пустыне.

Если бы можно было повернуть время назад, чтобы они каким-то чудом прошли этот путь и приняли Христа… Но то, что случилось, уже случилось. И никакой Йом-Киппур не поможет, потому что без искупительной жертвы на Голгофе невозможно очищение и прощение. Мы это счастье имеем, мы куплены дорогой ценой. Ну, а наши израильские браться, которые не дошли еще до Спасителя, продолжают соблюдать Завет Ветхий. Нам было очень интересно за ними понаблюдать в эту неделю.

– Я читала, что есть какие-то три вида ветвей, которые обозначают разное духовное состояние и поведение человека. То есть человека, который читает Священное Писание и выполняет; человека, который читает, но не выполняет; и человека, который не читает и не выполняет. Что Вы можете об этом рассказать, если, конечно, это верные сведения?

– Да, сведения верны. Единственное, что трактовка бывает немного разной, но, действительно, четыре вида растения обязательны для благословения сукки и символизируют народ израильский –как бы все типы человека. Пальмовая ветвь дает вкус (финики), но не дает запах; миртовая ветвь не дает ни того, ни другого; этрог – это такой специальный лимон, который дает и запах, и вкус (его потом употребляют, делают из него варенье); а ивовая ветвь символизирует собой маленькие листики, которые, как народ израильский, собраны все вместе, на одной ветви. Кстати, что касается именно ивы, она точно участвовала в праздновании Суккот в ветхозаветном храме, как и пальмовая ветвь. А мирт и этрог – это, возможно, уже более поздние традиции.

– Спасибо огромное за очень интересный рассказ. Уважаемые зрители, будем надеяться, что наши встречи со Святой Землей и на Святой Земле продолжатся, и я прошу ваших молитв о нашем постоянном проводнике рабе Божией Анне и обо всей ее семье.

 

Ведущая и автор программы: Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать