Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня мы беседуем с представителем Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, настоятелем Антиохийского подворья в Москве, митрополитом Филиппопольским Нифоном.
Мы сердечно Вас благодарим, что Вы выделили время встретиться с нами и ответить на наши вопросы. Владыка, христиане Антиохии были первыми, кто именовал себя именем Христа, то есть первые христиане – это антиохийские ученики Спасителя. Что такое сегодня в Сирии или в Ливане назвать себя христианином?
– Они так давно говорят о себе, и ныне тоже – и гордятся, что они христиане.
– То есть гонения людей не сломали?
– Нет, это все искусственно. Это не душевная борьба, а политизация религии, связь ее с некоторыми экстремистами, которые не продержатся долго, несмотря на то что они сильные и у них есть оружие и деньги. Что искусственно, то исчезает.
– Но ведь люди терпят мучения, такие же, как терпели когда-то христиане в первые века. Все-таки хотелось бы узнать, как люди держатся за свою веру, ведь в этих условиях это гораздо сложнее, чем, например, нам, когда нет открытых гонений.
– Вы знаете, народ уже привык к гонениям с начала христианства. Нашествие ислама, крестоносцы, потом пятисотлетнее оттоманское иго, потом коммунизм... Восточный человек к этому очень привык, он уже натренирован как бы. Безусловно, здесь необходимо терпение, надо, чтобы был патриотизм, который играет огромную роль, и нужно опираться на Бога и Божию Матерь. В Сирии люди очень много терпят, в том числе монахини и монахи. Наших двух епископов уже нет два года, их захватили; убили священников. Это все есть, но это не ослабляет веру народа абсолютно. Регион так давно существует, в этом нет ничего нового, только сейчас изменилась сама форма гонения – это даже не гонение, потому что людей убивают, чего в таком масштабе не было раньше.
– Владыка, из всех заповедей Спасителя, наверное, самая сложная о любви к врагам. И сейчас для сирийских христиан, для христиан Ливана эта заповедь, наверное, многократно сложнее опять же, чем для нас, когда нам кто-то наступил на ногу, кто-то что-то не так сказал и мы обиделись. Как любить врагов в ситуации, когда они убивают твоих единоверцев и, возможно, убивают твоих родных и близких?
– Мы должны вернуться к вероучению, которое говорит о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Это значит, что во всех нас должна быть любовь. Присутствие Божие в нас – это присутствие любви. Мы жалеем людей, которые не живут этим, и мы молимся за них, чтобы Господь дал им мудрость. Мы хотим остановить их ужасные действия. Они похожи на нас, они сотворены по образу и подобию Божиему, и это нас объединяет. Но они нарушают образ Божий в себе – это беда, поэтому люди смотрят на них как на зверей, а к зверям не будешь относиться с любовью.
– Владыка, во времена гонений, которые были в России на верующих, именно Антиохийское подворье было островком религиозной свободы. У вас можно было покрестить ребенка и покреститься самим без последствий, потому что вы не заполняли документы, которые было положено заполнять и подавать. Вы можете несколько слов сказать об этом времени? Потому что нам, христианам, которые пришли в Церковь уже во времена перестройки, это все знакомо только по рассказам, но эти рассказы очень ценны для нас.
– Вы знаете, в СССР был такой совет по делам религии при Совете министров. Эти люди все были атеистами, и их миссией было давить на Церковь. К сожалению или к счастью, я дружил с некоторыми из них, просто по-человечески. И они видели во мне человека не от мира Церкви, потому что я только что вошел в Церковь в 1977 году. Я не учился в монастырях, я учился в светской школе, в светском университете, окончил математический факультет. Они видели во мне человека близкого к ним и старались меня не трогать. Я использовал их общение со мной и уважал конституцию. Церковь была отделена от государства, и я думал, что они не будут ссориться со мной на этой почве. Если скажут, что им нужны записи, я скажу, что Церковь отделена от государства. На этом уровне они боялись со мной связываться, они всё знали и были наблюдателями. А я использовал это и очень счастлив, что смог сделать что-то для Русской Церкви, потому что знаю, как Русская Православная Церковь относилась к нам во время турецкого ига.
Мы должники России, и я считаю это благословением Божиим. Я горжусь и очень рад этому. Я вспоминаю те времена с радостью, потому что я крестил по воскресеньям временами по сто сорок, даже по сто пятьдесят маленьких детей. Я плескал на них ведром воды, и слава Богу, что все хорошо. Государство, конечно, знало, но, как я сказал, Церковь была отделена от государства и со мной не хотели связываться. Они говорили про меня, что я юрист, что у меня большие связи. «Пусть лучше он нам будет друг». И если родители хотят крестить своих детей, их никто не остановит. Они могут позвать священника крестить ребенка на дому. В конце концов, если россиянин захочет креститься, он найдет путь это сделать – например, пойдет в деревню. Спасибо за их терпение ко мне, я от души им очень благодарен.
– Владыка, а бывало именно в Вашем опыте, что надзиратели за религией и атеисты становились православными? Понятно, что вообще были такие случаи.
– Да, и очень много. Я видел, конечно, много искусственного, и я понимал, что это не продолжится долго. Потом, Вы знаете, Россия – это западная страна по технологиям, по мощи, но она и восточная. И народ здесь чувствительный. Русский народ плачет, как мы плачем и радуется на Востоке. Между нами много общего, поэтому это сыграло очень большую роль. Например, у вас есть такие слова: «Что у тебя на душе?» А на других языках такой терминологии нет, это есть только в России, потому что русский человек – это человек души.
– Владыка, а какой святой Ваш самый-самый любимый и почему? Или несколько святых, которых Вы больше всего почитаете и они Вам самые родные?
– Вы знаете, я очень люблю апостола Павла и люблю читать Деяния святых апостолов, которые писал евангелист Лука. Очень люблю житие святого Луки, как он был в Иерусалиме, потом в Антиохии с апостолом Павлом. Как они вместе были в темнице и вместе в Риме. Как его потом распяли. Я очень люблю читать апостола Павла. Любой святитель станет тебе близок, когда читаешь его житие.
– Владыка, мы с Вами беседуем в день святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы нашего города. Вы были на праздничной литургии и совершали ее. Если можно, скажите несколько слов об этой святой, о Вашем отношении к ней. У нее житие вроде бы не очень длинное и жизнь была короткая – восемнадцать лет было девушке, когда она выбрала Христа. Что в ее личности вас больше всего поражает и что больше всего Вам по душе?
– Меня поражает, как она шла на мученическую кончину, невзирая ни на что. Считали, что ее кровь была смешана с кровью Самого Христа Спасителя для торжества христианства. Это удивительная девушка, и ее очень почитают, тем более у нас на Востоке. Вы были когда-нибудь в ее монастыре?
– Да. Мы даже имели счастье снимать там фильм и общаться с владыкой Дамианом, это было действительно счастье!
– Да, это действительно счастье. Я побывал там несколько раз. И если там находишься, тебе уже не хочется никуда уходить, хочется сидеть и молиться. Я хочу Вам сказать, что если город назван именем святой Екатерины, он станет священным и благословенным городом. Даже те, кто это не знает, будут ощущать эту святость в их ежедневной деятельности. Это великая девушка, великомученица, молитвами ее мы просим Господа, чтобы Он даровал нам мир и добро во всем мире.
– Владыка, хотелось бы попросить Вас сказать слова напутствия нашим зрителям, которые есть в ста девятнадцати странах мира, в том числе и в Сирии, и в Ливане, где, я надеюсь, нас тоже смотрят.
– В этот прекрасный день я хочу с моим братом, митрополитом Кириллом передать всем благословение, святость, добро, вероучение этого праздника и силу, которую мы получаем от него. Ведь мы на каждом празднике, с каждым событием в Церкви получаем особую благодатную Божественную силу для нашего дальнейшего служения народу. Где бы ни был этот народ: в Греции, Антиохии, России, – для нас этот народ дорог. Я желаю всем благословения, наполненного святостью, радостью и любовью.
– Владыка, сердечно Вас благодарим!
Уважаемые друзья, спасибо, что были с нами, оставайтесь с нами сегодня и всегда!
Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска
Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»
Православная азбука. Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием
Читаем Добротолюбие. «Против человекоугодия». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Преображение через Пасху. Людмила Васильевна Кадема
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!