Союз онлайн: Есть что сказать

6 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: «Встаньте и пойдите в город Вифлеем...» Часть 2. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Это вторая часть нашего путешествия в город Вифлеем вместе с гидом паломнической службы «Радонеж» Анной Мусан-Леви.

Анна, в первой части Вы рассказывали об истории Вифлеема, ветхозаветных и новозаветных праведниках, о событиях, которые связаны с этим городом, и обещали нам путешествие в старую часть Вифлеема. Мы в нетерпении ждем Вашего рассказа.

– Это действительно очень интересно, что у Вифлеема есть старая часть. Паломники об этом иногда не знают, потому что не успевают все посмотреть, они ограничиваются только храмом Рождества Христова. На самом деле у Вифлеема есть не только старая часть, но даже ворота. Сегодня эти ворота выглядят как арка или проезд, но тем не менее это те самые ворота, через которые входили в древности в город Вифлеем. Конкретно эта структура относится к XV веку, но тем не менее ворота стоят на своем историческом месте. Это очень интересно. Эти ворота имеют удивительную историю, которая связана с одним из чудес, произошедшим в храме Рождества Христова.

При входе в храм Рождества Христова справа есть колонна, в которой дырочки, расположенные крестообразно. Обычно люди вставляют пальцы в эти дырочки. Паломники всегда спрашивают: «Зачем?» Но это отдельный вопрос, мы об этом расскажем потом. А сами дырочки относятся к совершенно удивительному событию. В XIV веке в вифлеемский храм на конях ворвались мамлюки, которые хотели разграбить и разрушить его. Из дырочек на этой колонне вылетел рой диких пчел и начал жалить воинов. Тогда мамлюки покинули храм и скакали на конях по прямой от храма, до выезда из города, а под этими воротами застряли. Как рассказывает местное предание, их продолжали жалить пчелы, воины отбивались от них, находясь как бы внутри этих ворот. Ворота в древности – это всегда было помещение, а не просто арка: как бы башня с аркой, в которую можно войти. Так было и в Вифлееме. Тогда подоспели жители Вифлеема и захватили этих воинов. Отсюда и название ворот, по-арабски они называются «Эль-Зарара», слово «зарара» можно перевести как «замок». Потом эти ворота использовали для содержания пленников или людей, которые ждали суда и следствия.

Если мы через эти ворота входим в город, то попадаем не на простую улицу, а на улицу Звезды, так она называется. Улица идет вдоль старинных вифлеемских домиков, это действительно старая часть Вифлеема. Здания, которые там расположены сейчас, в основном XVI – XVIII веков. Они, конечно, не времен Христа, но тем не менее если хочется почувствовать дух древнего Вифлеема, то можно прогуляться тут. У этих домиков есть балкончики, на которых можно увидеть женщин, переговаривающихся друг с другом. Конечно, у них есть мобильная связь и WhatsApp, но почему -то вифлеемские женщины любят по старинке постоять на балкончиках и поговорить друг с другом, перекрикиваясь и отчаянно жестикулируя.

Дальше улица Звезды упирается в фонтан, который тоже, естественно, сделан в форме звезды с шаром посередине. По краю этого фонтана очень любят гулять детки. Потом улица поворачивает налево, и уже прямая линия ведет ее к площади Рождества, до нее буквально 200 – 300 метров от фонтана. На этой улочке полно магазинчиков (она более туристическая), и она выводит нас на самую огромную площадь, на которую ставится рождественская елка. На этой площади также есть мечеть, которая когда-то была храмом Николая Угодника. Есть разные истории о том, как в XVII веке турки захватили этот храм. Кто-то рассказывает, что православный священник по нерадению не отслужил литургию однажды и за это турки получили право забрать место, раз никто там не молился. Другие рассказывают, что это было при иных обстоятельствах и сделано просто за счет того, что Османская империя являлась властелином Палестины, это была территория Османской империи. Так или иначе, теперь это мечеть, а раньше это был храм святителя Николая, что доподлинно известно.

Пересекая площадь, мы увидим храм Рождества Христова, а перед ним – Ясельная площадь. Она маленькая, но на ней обычно все фотографируются, фотографируют храм, крестятся, молятся – кто как. Вокруг Вифлеема есть много святых мест, которые почти не сохранились до нашего времени. О храме Рождества Христова мы как-нибудь еще поговорим, потому что об этом нужно делать отдельную большую передачу. Мне хотелось бы сказать о тех местах, которые не видят паломники, даже часто не знают о них, потому что невозможно физически все охватить. Да и показывать там особо нечего, однако эти святые места сохранились: во-первых, в местных преданиях и рассказах, а во-вторых, в документах, то есть об этих местах говорят нам древние паломники ( V, VII, XIV веков и т.д.)

Хочу начать с того места, которое особенно люблю. И мои дети любят играть на этих развалинах. Это место Кафизма. Мы знаем, что в VI веке один благочестивый чиновник, имя которого даже сохранилось (его звали Урбикус), решил построить храм, восьмиугольную базилику, на том месте, где, по преданию, Матерь Божия по дороге в Вифлеем слезла с ослика и присела на скале на камень, чтобы отдохнуть, так как Она утомилась в пути. Этот камень находится на Хевронской улице, о которой мы уже рассказывали, по дороге в Вифлеем по левой стороне. Матерь Божия присела здесь, отдохнула и продолжила путь дальше. Чиновник Урбикус решил забрать этот камень, сделать из него святой престол и отправить в Константинополь в дар императору. Он действительно вырезал этот камень, повез его в Иерусалим, но у Львиных ворот телега стала и не могла сдвинуться с места. И тогда Урбикус понял, что на то воля Божия, чтобы камень остался здесь. Его перенесли в Храм Гроба Господня, и он служил там долгое время одним из престолов на одном из святых мест храма (точно неизвестно, на каком именно, и куда камень делся потом, тоже неизвестно). Однако если мы посмотрим на остатки развалин (вернее, к сожалению, только на основание базилики Кафизма, что означает «сидение»), то в центре увидим природную скалу, которая явно была центром храма. Возможно, это было основанием той скалы, верхушку которой срезал Урбикус.

Кроме того, в древности было еще одно место, которое, к сожалению, было уничтожено совсем недавно, в 70-е годы, когда расширяли Хевронскую улицу. Это колодец. Есть предание, о котором пишут паломники совершенно разных веков, и оно сохранилось у нас. Когда волхвы направлялись в Вифлеем, они потеряли звезду на какое-то время. Может, именно поэтому они в Иерусалиме спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский?» И не зная, куда идти дальше, волхвы продвигались в сторону Вифлеема. По дороге они остановились отдохнуть и напоить животных. За это время уже успело стемнеть, и когда один из волхвов наклонился к колодцу, чтобы зачерпнуть воды, то в отражении увидел Вифлеемскую звезду. Тогда он поднял глаза на небо и возблагодарил Бога, волхвы тут же встали и поспешили в Вифлеем за звездой. Этот колодец сохранялся очень долго, он стоял при дороге, его показывали паломникам в разные века, но когда в 70-е годы расширяли Хевронскую улицу (цивилизация иногда не щадит такие древние вещи), колодец был разрушен. Так что о нем осталась только память и оливковая роща на том месте, где он был. Кстати, он находился недалеко от монастыря Кафизма, где присела Божия Матерь для отдохновения.

Еще есть такое местечко по дороге в Вифлеем, которое называется Тантура. Там одно время показывали поле, которое было усеяно очень странными мелкими круглыми камешками, напоминающими хумус (это турецкий горох, в России его называют нут). У нас рассказывают, что однажды мимо этого поля проходила Матерь Божия с Младенцем Христом. Божия Матерь проголодалась и попросила у крестьянина: «Дай мне, пожалуйста, горсточку хумуса». На что жадный крестьянин ответил: «А где ты видишь хумус? Это камни!» И тут же все его поле обратилось в камни и с тех пор ничего больше не рождало. Предание еще больше уходит в древность и говорит, что это то самое поле, где когда-то выращивалась чечевица, пошедшая на похлебку, на которую позарился жадный Исав и продал свое первородство за нее Иакову.

Таких мест у нас много.

– Вы уже начали рассказывать истории, легенды, предания и сказки. Кто как может это воспринимает, но на самом деле понятно, что Господь способен управить так, чтобы волхвы заглянули в колодец и увидели звезду. И эта история с камнями… Мы нередко говорим, что надо быть осторожнее со словами, иначе наверху в ответ на них может прозвучать: «Аминь», и действительно нут может стать камнями. Анечка, расскажите что-нибудь еще.

– Тогда расскажу о молочном гроте. Это очень известное место, которое находится около храма Рождества Христова (в двух минутах ходьбы от него). По преданию, в этой пещере остановилась Матерь Божия с Младенцем Христом, когда Они бежали в Египет. И Богородица в поспешности стала кормить Младенца молоком. Поскольку Она была напугана, да еще и торопилась, капля молока упала на пол пещеры. С тех пор стены этой пещеры получили чудесные свойства: во-первых, они действительно очень белые, а во-вторых, если от стен отскрести порошок, растворить его потом в воде и пить с молитвой к Божией Матери, то Господь очень помогает. У матерей, не имеющих молока, оно появляется, бесчадные пары получают деточек, о чем давно стало известно, и паломники очень стремятся в эту пещеру. Она католическая, католики продают порошок, но это очень интересное место, оно освящено древним преданием и традицией.

– Анна, спасибо Вам огромное! Будем надеяться, что наше путешествие милостью Божией продолжится.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать