Союз онлайн: Есть что сказать

6 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Служение военного священника. Рассказывает отец Георгий (Шлей) – штатный священник соединения управления ЦВО. Часть 1. Ведущая Светлана Ладина.

– Сегодня мы гостим в г. Верхней Пышме, это недалеко от Екатеринбурга. Мы находимся в молельном доме в честь Донской иконы Божией Матери. Он расположен на территории одного из подразделений Центрального военного округа. Мой собеседник – настоятель этого храма, священник Георгий (Шлей). Отец Георгий, как давно служение военного священника стало частью Вашей жизни?

Отец Георгий (Шлей), штатный священник соединения управления ЦВО:

– Исподволь я готовился к этому с 2009 года. Ездил на Рождественские чтения, окормлял часть, где прежде был настоятелем, тоже, кстати, была бригада связи. Потом по Промыслу Божьему два года назад я вступил в должность штатного военного священника и по сей день окормляю здесь верующих военнослужащих.

– Что входит в понятие «окормление верующих военнослужащих»?

– Когда в свое время отец Владимир (Кисяков), мой непосредственный начальник, меня сюда направлял, он сказал, что мне придется быть и мамкой, и папкой для солдат, здесь и дневать, и ночевать, и быть постоянно рядом. Собственно говоря, по мере сил и возможностей мы это и делаем: и на учения выезжаем, и службы в храме проводим, и я принимаю служащих по личным вопросам у себя в кабинете, где регулярно проходит исповедь. Делаю все то, что должен делать любой православный священник, находясь у себя на приходе.

– Появление православного священника в части: Вы пришли служить в армию, когда такое уже было?

Майор Марат Контеев, и.о. заместителя командира бригады по работе с личным составом:

– Я уже служил, когда они тут появились.

– А Вы помните свою реакцию на это? Какой она была?

– Реакция в целом была положительная: помощник пришел. Непосредственно сейчас, к сожалению, заместителей по работе с личным составом не так много, не в каждом подразделении, а тут у нас появился дополнительный помощник, то есть человек, который помогает работать с людьми.

Служба в армии особенно для молодого пополнения является в любом случае стрессом. Поэтому когда у молодого солдата есть возможность обратиться не только к своим командирам, которые носят форму и погоны, но и к гражданскому лицу (с которым он может поделиться чем-то, сказать что-то, о чем нам побоялся бы сказать), я считаю это положительным явлением: и традиция восстанавливается, и есть конкретные положительные моменты.

– Батюшка, когда мы ехали сюда, нам рекомендовали именно этот храм – одно из немногих мест в воинских частях, где постоянно совершается не просто молебен, а Божественная литургия. Вы помните первую Божественную литургию в этих стенах? Как много народа она привлекла? И всегда возникает очень важный вопрос: а есть ли причастники? Потому что важно не просто же отстоять службу…

Отец Георгий (Шлей):

– Дело в том, что первая служба совершалась еще без этого чудесного иконостаса, который я перевез с места предыдущей дислокации (я буду военными терминами выражаться). Пока мы его здесь устанавливали, служба у нас, конечно, проводилась: был аналой, переносной приставной престол стоял… Милостью Божией мы все обустроили, и помощник Сергий мне в течение всего времени активно помогает. Еще у меня были помощники среди гражданского населения – люди из Верхней Пышмы приходили помогать на клиросе, пели. Все происходит постепенно. Москва тоже не сразу строилась.

Сначала было по два, три, четыре причастника. Что характерно, они причащались регулярно, пусть это и были причастники из числа мною привозимых певчих из Большого Истока, то есть те, с кем я провел около семи лет, будучи настоятелем в храме Сергия Радонежского. Приходили и другие люди – гражданский персонал поначалу и рядовые военнослужащие, которые уже сейчас отслужили и их даже сложно по всей России разыскать. Бригада специфическая, приезжают из разных мест – география очень обширная.

Со всеми, конечно, приходится искать контакт. В один год больше приходит верующих, в другой год, может быть, немного поменьше. Но я всегда вспоминаю завет Тертуллиана о том, что каждая душа по своей природе – христианка, то есть каждый военнослужащий может со временем стать верующим. Другое дело, что каждый смотрит на веру со своей точки зрения. Бывают и этнические верующие, мусульмане, буддистов в прошлом году было около 40 человек. Это накладывает отпечаток. Но я хочу сказать, что, так или иначе, процесс идет и регулярные богослужения дают свой результат.

На входе в учебный корпус у нас висит расписание. Мы находимся в цокольном этаже казармы, в учебном корпусе. У военнослужащих есть возможность узнать, когда открыт храм. Кому это надо, тот здесь и появляется. В среднем у нас по 5 – 10 причастников практически каждую неделю. Я считаю, что это все-таки результат. Солдаты – в основном это, конечно, рядовой состав – имеют возможность получить отдохновение, духовную пищу для души и ответы на какие-то свои вопросы.

Рядовой Евгений Резепов:

– Я познакомился с православным образом жизни еще до армии: у меня семья верующая. Я думал, что в армии этому время не будет уделяться, но вот хожу в храм. Не всегда получается, конечно, по службе, но стараюсь заходить, свечку поставить. Причаститься собираюсь, просто пока не получалось еще.

– Это как-то помогает, поддерживает?

– Да, это, конечно, поддерживает. Морально помогает. Морально в армии тяжело – далеко от родителей. Бог у каждого в душе, и Он дает поддержку, моральные силы.

– Батюшка, а кто первый идет на контакт: все-таки Вы ищете повода поговорить с военнослужащими или, может быть, их строем к Вам приводят, хотят они того или не хотят?

Отец Георгий (Шлей):

– Нет, такого нет.

– Я должна задать этот вопрос, потому что он существует в обществе.

– Принудиловки у нас никакой нет. Это все на добровольных началах. И я хочу сказать большое спасибо ротным, комбатам, которые разрешают верующим рядовым приходить сюда во время наших субботних и воскресных богослужений. Они находят возможность, несмотря на то что проводятся спортивные массовые или другие какие-то мероприятия, которые входят в число обязательных, но те, кто не стремится получить высокий разряд или для кого денежная составляющая не имеет большой значимости, приходят сюда и выбирают именно крест.

Матрона Московская говорила, что настанут времена, когда выбирать будут либо крест, либо хлеб. Так вот, солдаты большей частью сейчас выбирают не кусок хлеба – надо же подготовиться, прийти на голодный желудок, – а выбирают именно крест. Это, видимо, дань последних времен. Мы видим, что вера закаляется. Да и по слову Федора Михайловича Достоевского, любая душа (я еще раз возвращусь к этой теме) – это поле, на котором и за которое дьявол борется с Богом. Кто победит, для всех является вопросом открытым.

 

Автор и ведущая Светлана Ладина
Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать