Союз онлайн: Есть что сказать

5 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: «Встаньте и пойдите в город Вифлеем...» Часть 1. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Милостью Божией продолжаются наши встречи на Святой Земле.

Встаньте и пойдите
В город Вифлеем;
Души усладите
И скажите всем:
«Спас пришел к народу,
Спас явился в мир!
Слава в вышних Богу
И на земли мир!
Там, где отдыхает
Бессловесна тварь,
В яслях почивает
Всего мира Царь!»

Это стихи Афанасия Фета, и каждый волен понять их по-своему. Кто-то увидит в них призыв к духовному паломничеству к яслям Новорожденного Христа Спасителя, а кто-то решит, что классик призывал к реальному путешествию в рождественский Вифлеем. Наш постоянный проводник по Святой Земле, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви регулярно бывает в этом городе, где пришел на землю Спаситель мира, по долгу службы и по зову сердца.

Анна, мы ждем Вашего рассказа о городе Вифлееме.

– Вифлеем просто чудесный город! Когда думаешь о нем, то приходишь к мысли, что хочется рассказать очень много или просто показать его. Лучше всего Вифлеем можно показать, если человек будет здесь, потому что ни один фильм или видеосюжет не даст правильного ощущения. А еще хочется просто молчать в благоговейной радости. Вифлеем – удивительный город, такого второго места на земле нет. Несмотря на то что Иерусалим – центр паломничества и для нас самый главный город на земле, у Вифлеема есть какой-то особый ключик к сердцу. Попав однажды в Вифлеем, потом никогда не сможешь его забыть, туда очень хочется все время возвращаться. В Иерусалиме мы переживаем довольно серьезные ощущения, все-таки здесь Гроб Господень, Голгофа и крестный путь. А Вифлеем связан для нас полностью с детской рождественской радостью, это место, где всегда чувствуется Рождество, в любое время года, особенно сейчас.

Не далее как два дня назад, пользуясь тем, что у наших детей рождественские каникулы, так как они учатся в христианской школе, мы с ними решили поехать в Вифлеем. Не так, как делают паломники, потому что, к сожалению, у них нет времени долго бывать на каждом святом месте, пребывание ограничено 30-40 минутами – и надо ехать дальше выполнять программу. Мы решили пробыть там целый день и погулять по Вифлеему. Во время этой прогулки тот творческий червячок, который во мне живет, стал подзуживать меня сделать сюжет о Вифлееме, чтобы поделиться этой радостью со зрителями. И так родилась идея программы о Вифлееме.

Сам город во времена Христа Спасителя был маленькой деревней, и хотя сейчас в нем живет около 300 тысяч жителей, сельское ощущение все равно осталось. Город расположен на склоне холма. Сейчас, конечно, и сам холм, и склоны, и долина – все занято Вифлеемом, он разросся. А во времена Спасителя он занимал небольшую площадку на склоне одного из холмов. Прямо за Вифлеемом на востоке начинается Иудейская пустыня, а на север от него лежит Иерусалим. На юге от Вифлеема продолжается пустыня, то есть в то время это была крайняя к пустыне деревня. Когда караванщики шли с запада на восток или с востока на запад, то они обязательно проходили через эту деревушку, во времена Христа и задолго до Христа. Первое упоминание о Вифлееме относится к 1350 году до Рождества Христова, в одном из писем один из иудейских царей упомянул эту деревню.

Почему она была известна? Караванщики везли в основном из Аравии золото, драгоценные камни, и везли их, кстати, в порт Газа на западе, откуда в настоящее время приходят только военные новости. На самом деле это был древнейший морской порт. Караванщики останавливались по пути в Вифлееме и пополняли запасы хлеба. Под Вифлеемом в долине в то время были пшеничные поля, в основном все жители выращивали хлеб, виноград и пасли овец. В то время в каждой семье были овцы и козы. Это местечко получило название «Дом хлеба», на иврите оно звучит как «бейт-лехем», то есть по-русски искаженно «вифлеем». Далее этот маленький населенный пункт стал известен благодаря следующему событию. Мы знаем, что праотец Иаков возвращался со своими женами Лией и Рахиль от дяди Лавана, и Рахиль неподалеку от Вифлеема родила своего второго сына Вениамина, в родах она скончалась. Иаков похоронил ее тут же, у входа в город. Гробница Рахиль сохранилась до сих пор, она почиталась иудеями еще до Рождества Христова и почитается сейчас. И Вифлеем стал известен как раз благодаря этому событию в древности.

Мы с вами знаем, что в Вифлееме находилось поле, которым владела Ноеминь, она была жительницей Вифлеема. Из-за голода она была вынуждена покинуть Вифлеем и уйти в Моав. В Моаве ее два сына женились на двух сестрах, одну из них звали Руфь. Как вы помните, умерли сыновья и муж этой несчастной женщины, Руфь отказалась вернуться в дом своих родителей и сопроводила Ноеминь в Вифлеем. Она сказала: «Твой Бог будет моим Богом, и твой народ будет моим народом». И они стали жить в Вифлееме. А дальше, как вы помните, поскольку они очень голодали, Руфь отправляется на поле собирать колосья – как нищенка. Ее замечает хозяин поля, это был Вооз, который впоследствии станет ее мужем, и от этого брака родится царь Давид. Соответственно, это поле будет полем отца царя Давида, там он будет пасти своих овец. Туда придет пророк Самуил и помажет Давида на царство. То есть Вифлеем приобретает еще большее значение – он уже становится городом и родиной одного из самых великих и святых царей, которые когда-либо были в Израиле.

Далее Вифлеем будет захвачен филистимлянами, мы знаем, что он будет упоминаться в связи со следующим случаем. Царь Давид стоял с войском под Вифлеемом и очень хотел пить. Он отдал приказ принести воды. Воины сказали: «Царь, мы с радостью принесем тебе воды из осажденного Вифлеема, что бы нам это ни стоило». Они прорвались в тыл врага и из колодца, рискуя своей жизнью, принесли Давиду воды. Но Давид раскаялся в своем типичном для царя желании, сердце его почувствовало всю горечь своего приказа и всю любовь, которую воины ему показали, и он сказал: «Не буду пить этой воды, принесу ее в жертву Богу». Этот колодец до сих пор есть в Вифлееме, и его иногда показывают паломникам.

Такими событиями Вифлеем был известен до Рождества Христова. Далее мы с вами прекрасно знаем евангельскую историю о том, что действительно Матерь Божия и Иосиф были из рода царя Давида, поэтому они отправились на перепись в Вифлеем. Перепись была очень сложным делом. Император Август доверяет ее человеку по имени Квириний, который до этого прославился как неоднократный усмиритель бунтов (в Сирии в том числе), как грамотный политик и военачальник. Спрашивается, почему император доверяет перепись не просто человеку, который в то время был правителем Сирии и Палестины, а именно Квиринию, назначив его на это время военачальником? Дело в том, что любая перепись в Иудее в то время была чревата восстаниями, потому что ее проводил император, и те люди, которые планировали восстания против римлян, могли использовать для этого скопление народа.

Квириний провел перепись блестяще, в это время никаких восстаний и бунтов не возникло. Как раз на эту перепись смиренно отправились Матерь Божия и Иосиф, хотя, конечно, путешествие Божией Матери на таком сроке беременности было очень трудным. Это послужило поводом для многочисленных детских колядок, где обязательно упоминается ослик. Особенно на Западе много колядок про ослика, который везет в Вифлеем Божию Матерь.

Рождество Христово происходит в Вифлееме, но на статус Вифлеема это событие никак не влияет. Христиане поначалу, до IV века, были в меньшинстве, они в основном ходили тайно молиться в пещеру, где родился Христос (она была сразу известна). И только в IV веке придет царица Елена и построит храм. Об этом мы с вами обязательно сделаем отдельную программу, потому что история храма Рождества Христова очень интересна.

Во времена Византии, в V - VI веках, город несколько увеличивается, туда устремляются паломники со всего мира, что способствует росту Вифлеема, и далее наступает период исламского владычества. В общем, ничем интересным Вифлеем не становится знаменит за весь период исламского владычества, затем владычества крестоносцев, а потом – опять мусульманского владычества (сначала египетские мамлюки и их правители, потом – Османская империя). Единственное, что отмечается в истории Вифлеема в тот период: начиная с XVI – XVII веков при турках город страдал от непомерных налогов, жители постепенно перестают заниматься сельским хозяйством и все меньше становится полей вокруг Вифлеема.

Жители начинают заниматься всевозможными ремеслами. В частности, в этот период появляется знаменитая резьба из оливкового дерева. В каждом христианском доме на Святой Земле есть вифлеемские вертепы из оливкового дерева, это обязательное украшение к Рождеству. У кого-то они большие, у кого-то маленькие, но это наш местный вифлеемский промысел. Также, примерно с XVII века, начинают резать из перламутра, хотя его, естественно, привозят со Средиземного моря (в Вифлееме моря нет), но это становится ремеслом. Из перламутра вырезают обложки для Евангелий, иконы, оклады и вертепы.

Серьезные изменения произошли в Вифлееме с 90-х годов XX века – он стал очень быстро расти. Причина этого, конечно, паломники. Огромное количество паломников и туристов приезжают в город. Беспрерывно строятся новые отели, возникают новые жилые кварталы, то есть город постоянно растет. Здания по-прежнему обкладывают иерусалимским белым камнем, который добывают неподалеку от Вифлеема, в каменоломне между Вифлеемом и Хевроном. Город по-прежнему на холме, он легкий, светлый, высоких зданий пока еще мало. Благодаря этому остается ощущение Рождества и сказки, особенно если прогуляешься по старой части Вифлеема.

– Анечка, наверное, мы перенесем это во вторую часть нашей программы. Я Вас сердечно благодарю за очень интересный рассказ от своего имени и от имени наших зрителей.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать