Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– У нас на связи Иерусалим. Моя собеседница Анна Мусан-Леви – гид паломнической службы «Радонеж». В последний раз мы говорили о Страстной седмице, Святой Земле и светлом празднике Пасхи, о чуде схождения Благодатного огня, паломничестве в Иерусалим. А вот сейчас хотелось бы поговорить о традициях христианского воспитания детей. Вы человек, выросший в православной семье, и значит Вы знаете, что такое православное детство. У Вас сейчас трое дочек, и наверняка Вы, воспитывая их, используете опыт свой собственный и своих родителей по отношению к Вам. Так это или не так?
– И так, и не так. Дело в том, что мое православное детство было очень специфическим, потому что это был конец 70-х – начало 80-х годов, когда в нашем храме единственным ребенком была, собственно, я. Все остальные были бабули, которых тоже насчитывалось не очень много, хотя это было в Москве и храм был довольно известный. И, конечно же, вера наша была тайной, то есть я росла в церкви, и это было совершенно по-другому, как растут наши дети сейчас. Родители мои сначала не были оба верующими. Моя мама была человеком верующим и церковным, а папа только шел к вере, он принял крещение, когда мне было шесть лет. Поэтому мы с мамой вместе шли к Богу и вели папу, так вернее сказать. Самое главное, пожалуй, что отличало мое православное детство, это живая вера в Господа, то есть мы ходили в церковь не потому, что это модно или что все так делают, а мы ходили, потому что без Христа жить было невозможно. То есть вот такое острое ощущение детской потребности в Боге как в отце, в Боге как в матери, это буквально наполняет всю твою жизнь, без этого ты просто не можешь жить. И поэтому уже неважно, что будет дальше.
Были, конечно же, и столкновения в детском саду, с учителями в школе. Когда мне было пять лет, проходил медицинский осмотр, и медсестра увидела на мне крестик, я ходила всегда с крестиком. Она его сорвала (цепочка была серебряная, тонкая, она ее легко порвала), бросила на пол и сказала, чтобы она «этой гадости» больше на мне не видела. Я тогда смолчала, а дома лила жуткие слезы и сказала маме, что я все равно буду ходить с крестиком – и никто ничего не сделает. Но потом священник, мамин духовник в храме, все-таки смог меня убедить, что не нужно этого делать, и мне зашивали крестик в одежду. А дома я опять надевала его. Так же было и в школе.
Мальчик во дворе побил меня однажды за то, что я была верующая. Сказал: «Ты в Бога веришь?» Я говорю: «Да». И он мне так надавал тумаков, что я пришла домой с синяками, плакала от обиды, от того, что не смогла защитить свою веру и ему ничего сказать не смогла, это было такое ощущение, которое я до сих пор помню. Не то мне было обидно, что меня побили, а что я не сказала ему чего-то такого, что нужно было сказать, чтобы он не думал так о Боге и христианах. Были и хулиганы во дворе, которые состояли на учете в милиции, все об этом знали, они пили, один из них чуть не до смерти избил свою маму, – страшные ребята 16 -17 лет. Когда они появлялись во дворе, их боялись все, а я не боялась и каталась с горки, и вдруг один из них, такой Кеша-авторитет (это начало 80-х), говорит: «Эй, иди сюда!» Я подошла. «А ты правда в Бога веришь?» – спросил он. Я говорю: «Да!» «А ты и молитвы знаешь?» Я говорю: «Знаю». А мне было лет шесть. «Садись, читай!» – говорит. Я читала «Отче наш», читала «Богородице Дево…», они меня слушали очень внимательно. «Ну ладно, иди играй», – говорят… Вот такое было мое христианское детство православное. Как-то раз я гуляла во дворе, была Великая Суббота, и я закричала: «Мама, мы сегодня идем куличики святить?» Мама сказала: «Так, быстро домой!» И дома мне была хорошая головомойка: «Ты соображаешь, что говоришь?» То есть, понимаете, это была такая вера, как мама говорила: «Это наш с тобой большой секретик». И это ощущение, такое первохристианское, очень глубоко запечатлелось в моей душе.
Конечно, я с детства просто обожала храм, до сих пор эта любовь к храму у меня очень большая. Мне хотелось просто жить в храме, мне не хотелось из него выходить, потому что снаружи был пионерско-комсомольско-коммунистический мир, который был мне чужд. Притом я вступала в октябрята, в пионеры, в комсомол уже нет, но родители считали, что это не имеет большого значения, говорили, что просто не надо к этому относиться серьезно, но не нужно идти на рожон и драться со всеми.
Что касается моих детей, они растут немного в другой ситуации, хотя в чем-то она похожа, потому что они растут в государстве Израиль, где тоже, выходя на улицу, мы всегда напоминаем: «Уберите крестик, чтобы он не висел поверх платья». Мы, естественно, не афишируем всем и каждому, что мы православные, однако если нас кто-то спросит, мы, конечно, скажем: «Да». И говорим: «Да». И иконы у нас дома открыты, то есть все, кто приходит, в столовой видят иконы, мы не прячемся. Но тем не менее это немного похоже на Россию 80-х годов, на Советский Союз. Однако все-таки здесь никто не уволит тебя с работы, как уволили мою маму за то, что она ходила в церковь, из Московского университета (она работала в издательстве МГУ). Она потеряла работу, когда подруга написала на нее донос, что она ходит в храм. Здесь такого все-таки не произойдет. Я интуитивно стараюсь передавать детям свое ощущение того, что отношения с Богом должны быть очень глубокими и очень личными, как с родителями, как с мамой. Даже не как с папой, наверное, а именно как с мамой. И я верю, что можно передать это ощущение только от сердца к сердцу. Это не может дать ни воскресная школа, ни православная гимназия, не может дать просто посещение храма. Это именно то, что передается – опыт молитвы, общения с Богом, очень сердечного восприятия Евангелия, – только когда ты с ребенком это проживаешь изо дня в день, вместе с ним молишься, учишь его молитве. И нужно учить не только читать молитвы по молитвослову, а учить его обращаться к Богу. Вместе с ним читать Евангелие.
– То есть обращаться в тех ситуациях, когда тебе нужна помощь. Не тогда, когда положено помолиться: «У нас утреннее молитвенное правило, у нас вечернее молитвенное правило», а тогда, когда ты нуждаешься в защите, помощи или хочешь поблагодарить. То есть какие-то молитвы произносить своими словами, да?
– Да, и это тоже. А ведь помощь-то нужна постоянно, потому что, как это ни странно, и дети страдают от помыслов, которые враг им насылает. Паисий Святогорец говорит, что главная проблема любого христианина, главный тормоз, главная борьба – это помыслы, грехи – от помыслов. Соответственно, даже маленький ребенок знает, когда ему приходят плохие мысли и плохие желания. И поэтому любая ситуация в семье, любой конфликт между людьми решается с Богом. То есть: «А как бы Христос посмотрел? Ты не даешь сейчас куклу, ты злишься. А как Христос на это смотрит? А если бы Он сейчас стоял рядом… а Он стоит, ты просто его не видишь, что Он сейчас чувствует? Ты ранишь Его своей злобой, своей злостью. А как бы Он тебе сказал поступить?» – «Да, прости, Марта, на!» И отдается кукла, потому что Евангелие – оно живое. Это постоянное призывание Господа в любой ситуации, чтобы Он помог, чтобы Он был рядом. А Он-то рядом, это мы не рядом, значит – нам надо быть рядом с Ним постоянно и сопоставлять свои поступки, даже детские глупые драки, с Ним, с Евангелием, Его личностью. Жить в Его присутствии. Это очень трудно, но, скажем так, я этого не умею, но это цель, которую я ощущаю как необходимую. В детстве я, наверное, больше так жила. Когда человек растет, мы отдаляемся от Бога, и через детей в какой-то степени я приближаюсь опять и вижу, как это важно.
– Может быть, какие-то еще воспоминания детства… Все-таки Ваша мама совершила материнский, христианский подвиг, потому что в неверующей среде смогла вырастить верующего ребенка, притом не изгоем его вырастить, не белой вороной, но в то же время таким, который хранит свою веру. Ведь что-то же такое мама говорила, делала, помимо того что, понятно, молилась постоянно за Вас.
– Вы знаете, она, во-первых, очень большой акцент делала на Евангелие. Мама приучила меня с самого маленького возраста читать Евангелие каждый день подряд по кусочкам, что я и делаю до сих пор, теперь уже со своими детьми. Притом в моем детстве единственное Евангелие, которое мы имели, было на церковнославянском. Какая-то бабушка соседка, умирая, передала его моему крестному, а крестный подарил нам. Другого Евангелия в доме не имелось, а купить его тогда была большая проблема. И вот это Евангелие я с пяти лет читала на церковнославянском – выхода не было, мне пришлось его быстренько освоить. Дети мои более избалованны, они читают со мной вместе, естественно, на современном русском, но скоро мы начнем с ними тоже осваивать церковнославянский шрифт. И вот это каждодневное чтение Евангелия, я только теперь понимаю, сыграло огромную роль в моей жизни. Потому что ты знаешь его буквально наизусть, ты просто напитываешься им.
Но я скажу, что здесь сыграла роль не только моя мама, с которой, конечно, мы очень любили рассказы и любили разговаривать о Господе (у нас были разные репринтного издания перепечатанные книжечки, например «Сказания о земной жизни Матери Божией» и т.д.), но еще и церковь. Тогда отношение к детям в церкви было совсем другое, да и детей было очень мало. Например, я помню, как мы пришли на литургию, а перед началом звонили колокола, но я как-то не обратила на это внимание. Когда вошли уже в церковную ограду и звон прекратился, мама говорит: «Ты слышала, как колокола звонили?» А мне лет пять-шесть. Я говорю: «Нет». И давай плакать. Мама говорит: «В другой раз послушаешь, в следующее воскресенье». Мы вошли в храм, а я рыдаю, потому что не слышала, как звонили колокола. Идет матушка Анна, монахиня (тогда монахи жили в миру), она была звонарь у нас в храме. «Что такое, Анюточка плачет? Что случилось?» Мама говорит: «Да не слышала, как Вы звонили!» А уже началась литургия, уже идет Мирная ектения. «Ничего страшного, пошли!» Взяла меня за руку, повела на звонницу и начала звонить. Мама стояла при этом в храме. Отец Александр глянул из алтаря, улыбнулся и продолжал служить. И она ради меня повторила звон, то есть, понимаете, это была любовь! Было очень сердечное, любовное, простое отношение к детям.
Сейчас иногда оно более «техническое»: детей в церкви много, их надо всех причастить. Но как это в России, я опять же сужу по рассказам, я не живу там. И не всегда есть возможность индивидуального контакта со священником или хотя бы с теми же бабушками, которые прислуживают в церкви, как это было в моем детстве. Но это изменить нельзя, история развивается, жизнь развивается, и нельзя Россию вернуть сейчас на тридцать лет назад, это понятно. Но вот для меня это тоже сыграло довольно большую роль. И патриарх Пимен приезжал к нам на Иверскую всегда в наш храм, я помню, как все его встречали. Я тоже стою, он подошел, по головке меня погладил, благословил, иконочку мне подарил, то есть даже патриарх был близким, потому что нас было мало, и было, конечно, очень большое внимание. Я думаю, что во многих храмах России это и сейчас есть, бесспорно, просто сейчас сложнее условия.
– Анечка, скажите, пожалуйста, был ли у Вас период юношеской переоценки ценностей, которые были заложены с детства?
– Да, переоценка ценностей, конечно, была. Естественно, у всех бывает дурацкий возраст. Это было как раз в те самые 16 – 17 лет. Но я никогда не сомневалась в Боге, я никогда не сомневалась, что я православная христианка, просто был период грехов. Период, когда гормоны играют, когда помыслы атакуют, когда сильно юношеское желание свободы, полета, счастья, планов. И тебя заносит куда-то, то в одну, то в другую сторону. Но моя мама была со мной очень чутка в этом возрасте – как подруга, и все мои глупости проходила со мной вместе, не давая мне впасть в какие-то серьезные грехи. То есть, например, если я хотела подкрасить глаза, собираясь на занятия, в 16 лет, она мне разрешала, но корректно советовала, что лучше все-таки не зелеными тенями, а бежевыми. Думаю, каждой маме знаком такой момент. И юбку если уж хочется короткую, то все-таки не так, чтоб было видно, что под юбкой, а так, чтобы чуть выше коленочек. То есть это все было, конечно.
Но в наиболее острый период, мне кажется, Господь «вывел» нас в Иерусалим. Это было какое-то промыслительное действие Божие. И в Иерусалиме, могу сказать, я опять обрела Живого Бога. То есть встреча с Живым Христом сознательно уже, не в детском блаженном, невинном состоянии, а сознательно, перевернула много в моей жизни и продолжает переворачивать, потому что святые места продолжают играть роль в жизни моей и моей семьи. Господь очень много открывает через них и помогает. Иерусалим и Гроб Господень очень многое изменили в жизни и многое поставили на место. Конечно, это происходит не так, как сделать один «клик» – я приложилась и стала другой. Нет. Это процесс, как правило, мучительный, проходящий месяцами, а то и годами, но он шел, и он идет. Поэтому повторная встреча с Живым Богом после юношеского, подросткового отступления, бесспорно, была в Иерусалиме.
– Спасибо Вам огромное, дай Бог всего самого доброго Вам, Вашей семье. И я обещаю зрителям, что это не последняя наша встреча в эфире, дай Бог, будут и еще. Эфир телеканала «Союз» продолжается. Оставайтесь с нами сегодня и всегда!
Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!