Союз онлайн: Есть что сказать

4 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: подлинность святых мест. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Милостью Божией продолжаются наши встречи на Святой Земле, и мы продолжаем цикл бесед с нашим постоянным проводником по Иерусалиму, гидом паломнической службы «Радонеж» Анной Мусан-Леви.

Анна, на вашем балкончике видны новогодние и предрождественские приготовления, но хотелось бы задать вопрос сегодня не об этом, а вот о чем. Наверняка его Вам задавали не раз, когда люди оказываются в Храме Гроба Господня, на Голгофе и слышат, что это то самое место, где стоял Крест Христов, но горы уже нет. Или видят столб, где бичевали Господа, но он покрыт защитным стеклом, потому что благочестивые паломники находили для себя право и причину отламывать от него по кусочку, и чтобы эта святыня сохранилась, ее вынуждены были закрыть. Наверняка в этих ситуациях Вам задают вопросы: «А вообще эти места подлинные?» То есть насколько достоверно известно, что это было именно здесь, что этот столб тот самый, возле которого страдал Господь Иисус Христос под бичами римских солдат? Что Камень Помазанья, к которому мы припадаем с таким трепетом, тот самый камень, на который, сняв с Креста, положили истерзанное тело Спасителя и т. д. и т. п. Наверняка у Вас есть честные и обоснованные ответы на эти вопросы.

– Да, конечно, такие вопросы задают, и надо сказать, что они вообще очень свойственны человеку, потому что мы в основном опираемся на свой рациональный ум, материализм никому из нас не чужд, ведь человек создан из души и тела. Нам, естественно, хочется обрести какие-то вещественные доказательства нашей веры, для этого люди и приезжают на Святую Землю. Но многие приезжают и с другим чувством.

Могу сказать, что паломники делятся на две категории. Часть людей, которые заведомо верят всему, что они здесь увидят, абсолютно не интересует археология данного места, они приезжают с сильной сердечной болью, с какой-то трагедией и сильной просьбой к Богу, они хотят молиться. Их сердце настолько открыто, что они воспринимают всё один к одному. Даже если гид формально честно проговаривает, что, например, этот монастырь стоит всего лишь на месте данного события, их это не волнует, для них это не главное.

А другая половина паломников очень интересуется всем – они хотят точно знать археологию и историю каждого места. В этом случае любому православному гиду приходится балансировать,так как он находится в очень затруднительном положении, потому что наш Спаситель никаких памятников после Себя не оставил. Господь не строил дворцов, храмов, не закладывал памятных камней и поклонных крестов. Соответственно, если мы пытаемся погрузиться в археологию времен Спасителя, то есть в археологию I века, то невольно наталкиваемся на сооружения Ирода Великого. Ирод как раз оставил огромное количество памятников после себя, за что его очень любят и глубоко благодарят археологи, потому что если бы не Ирод и не римляне, то мы о том времени ничего бы не знали.

Ирод совершил избиение младенцев в Вифлееме, а римляне убили Спасителя, поэтому возникает сложная дилемма: либо погружаться в археологию, либо заниматься Евангелием. Я всегда специально паломникам сначала рассказываю евангельскую историю – насколько могу, глубоко, живо и подробно, дополняя какими-то деталями, которые знают живущие здесь гиды и просто христиане, и лишь потом, в конце, очень кратко даю маленькую справку об археологии данного места. «Я знаю, потому что верую…», – сказал когда-то один известный католический святой. И действительно это так: мы знаем, потому что веруем. Но тем не менее у нас возникает интерес, какие же места действительно наиболее древние. В этом случае на помощь приходит историк, святитель Евсевий Кесарийский, который в своей «Церковной истории» довольно подробно описал путешествие святой равноапостольной царицы Елены в Иерусалим и перечислил именно те места, которые отметила Елена.

Кроме того, есть палестинские предания и манускрипты, хранящиеся в библиотеке Иерусалимской Патриархии, из которых мы тоже знаем о подлинности каких-то мест и первоначальном их почитании. Это, прежде всего, Гроб Господень, здесь нет сомнения ни у кого, потому что в Иерусалиме существовала община еще до прихода царицы Елены, ее представители называли себя спудеи. Это была община, которая состояла из замужних и женатых христиан и монашествующих (девственников и девственниц), денно и нощно несущих стражу у Гроба Господня. Даже когда на этом месте стоял языческий храм, они тайно дежурили, хранили и передавали своим потомкам память о том, что Голгофа и Гроб Господень были здесь.

Также мы совершенно точно знаем, что еще до прихода царицы Елены у гробницы Божией Матери в Гефсимании молились иудео-христиане. Это были христиане, которые не приняли первый Апостольский Собор и не согласились с тем, что в Церковь можно и нужно принимать язычников без обрезания, то есть не делая из них прежде иудеев. Они отделились от Матери-Церкви еще в I веке. Они особенно почитали Божию Матерь, молились на Ее гробе и на месте Рождества Иоанна Предтечи. На этих двух местах Елена не поставила храмы, потому что она, придя туда в IV веке и обнаружив там на тот момент раскольническую общину, не входила с ними в конфликт, а обходила стороной те места, на которых они молились. Поэтому первые храмы на этих двух местах были построены, соответственно, только в V и VI веках, когда община покинула Иерусалим по неизвестным пока для ученых причинам.

Также не вызывает сомнений место Рождества Христова, где до сих пор стоит тот самый храм, который был построен царицей Еленой в IV веке. В V веке император Юстиниан его расширил и украсил, но это тот самый, единственный во всем мире храм, который стоит много веков, никогда не разрушался, на этом месте ничего не менялось.

Когда археологи исследуют какое-то христианское место, для них очень важно наличие византийской мозаики, чтобы определить, почиталось ли это место в IV – VII веках. Определить это по мозаике очень просто. Даже мы, гиды, отличаем мозаику IV века, например, от мозаики VI века. Мозаика IV века обычно бело-красно-черного цвета и редко бывает с оттенками. Полихромная мозаика была разработана в V веке, а мозаики VI – VII веков отличаются более бледными, пастельными тонами и переходами. Таким образом, их несложно отличить, тем более людям, которые являются специалистами в этом вопросе. Наличие мозаики всегда подтверждает то, что на этом месте был храм, значит это место почиталось хотя бы с тех веков. Каким образом в те века узнавали, что здесь было то или иное евангельское событие? Чаще всего от местных христиан, которые хранили места и передавали потомкам память о них.

Тем не менее много мест действительно не сохранилось до нашего времени. Это касается и Крестного пути. На самом деле Крестный путь – это всего лишь маршрут, проложенный по видению католической девочки XVI века. Он идет по современным улицам Иерусалима. Найденные на Крестном пути археологические объекты однозначно относятся учеными ко II веку (это касается претории и знаменитой арки «Се Человек»), то есть ученые считают так: нельзя сказать, что эти камни помнят Христа.

Но если мы немного подумаем, то поймем, что когда император Адриан перестраивал Иерусалим, то вполне мог использовать во II веке камни I века. Ученые прекрасно знают, что город разрушали, приходили новые завоеватели, и зачем было бы им ввозить из каменоломни новые камни? Если камни были хороши, то, грубо говоря, эту же арку, под которой судил Пилат, при императоре Адриане могли собрать в новом виде (как конструктор Лего) и там могли быть камни времен Христа. То же самое можно сказать про Антониеву башню и другие места, о которых ученые говорят, что это II век, а не первый. Но разница слишком небольшая, какие-то семьдесят лет между разрушением Иерусалима и Адрианом. Камни могли быть абсолютно те же. То же самое можно сказать про стены Старого города, в которых есть камни времен Христа, времен Византии и времен Сулеймана, хотя формально мы говорим, что эти стены построил султан Сулейман в XVI веке. Но там есть камни времен Христа. Об этом прекрасно знают ученые, и гиды показывают их на экскурсиях.

А как же быть с местами, которые относятся к традиции XIX века? Таких мест в Иерусалиме немало, и многие из этих мест как раз русские, их приобрел Антонин (Капустин). Например, знаменитым местом, которое всегда очень сложно объяснить паломникам, является Магдала. На берегу Галилейского моря отец Антонин искал Магдалу, родину Марии Магдалины, но не нашел ее. Ее нашли только полтора года назад ученые – случайно, когда копали фундамент под отель (как это и бывает), наткнулись на древнюю Магдалу. А отец Антонин просто купил участок на берегу Галилейского моря, назвал его Русская Магдала и построил там небольшой храм в честь Марии Магдалины. На участке были источники, и паломники тут же разнесли весть о том, что именно в этих источниках Господь изгнал из Марии Магдалины семь бесов. До сих пор туда окунаются, исцеляются в этих источниках.

Как относиться к этому явлению? Не суеверие ли это с нашей стороны? Нет, это не суеверие, потому что Святая Земля – это как намоленные иконы. Например, мы с вами смотрим на икону Божией Матери и в молитве обращаемся к Ней как к живой, присутствующей сейчас и здесь с нами, хотя смотрим на Ее икону, образ, который, может быть, написан в Софрино или даже хуже – не написан, а напечатан в этом году. Но мы знаем, что Матерь Божия присутствует и слышит наши молитвы. То же самое относится и к Святой Земле, потому что святые места, как живые иконы евангельских событий, намоленные (сто пятьдесят или тысяча пятьсот лет назад), но люди молятся на этих святых местах, вспоминают данное евангельское событие. И паломническая традиция – это не суеверие, это священная традиция, так же как богослужебная, которая однозначно угодна Богу. Поэтому не должно вызывать никакого смущения, что некоторые места лишь отмечают памятные события, но не являются археологическим доказательством данного события.

Кстати, многие из таких мест находятся неподалеку от места, где действительно было евангельское событие. Сильное впечатление оставляет природа, такая же окружала Христа в тот момент, например в случае с Горой Блаженств. Дело в том, что Нагорная проповедь была произнесена на разных холмах Галилеи. Апостол Матфей собрал ее в одно целое, но она не была сказана на одном холме. В Галилее есть холм, который католики в начале XX века назвали Горой Блаженств и построили там часовню, кстати, на деньги фашиста Муссолини, что добавляет трудностей в рассказе об этом месте паломникам.

Но если мы сконцентрируемся не на этом факте, а на том, что Господь говорил на этом холме, если мы с паломниками становимся не на католический участок, а идем на природу, на сам холм, смотрим с него на Галилейское море, в долину и я говорю: «Представьте себе, как на этом месте тысячи людей слушали Господа. Господь знал, где встать и как говорить так, чтобы эти природные холмы служили Ему амфитеатром. Представьте, Он стоял на горе, а люди сидели в долине», то это дает потрясающее евангельское ощущение. Холмы те же, и не так важно, что мы не знаем точно квадратный метр, на котором стоял Спаситель, но это однозначно было здесь, под этим небом, люди смотрели на Галилейское море, возможно, была такая же погода. Это дает очень многое, поэтому я всегда стараюсь акцентировать внимание людей именно на природе, на флоре и фауне, на том, что окружало Спасителя, в какой обстановке все это происходило и, конечно, на самом евангельском событии.

Если человек подходит к святому месту с правильным духовным настроем, если после рассказа гида смог настроиться и пережить это событие, то у него будет уже совершенно другое отношение к этому камню, его уже не интересует век, его интересует Господь. И это самое главное, поэтому я думаю, что именно так нужно паломничать.

– Анна, спасибо большое! Ваши слова перекликаются с одним из изречений моего любимого писателя Клайва Льюиса: «То, что ты увидишь и услышишь, во многом зависит от того, откуда ты смотришь и что ты за человек». Наверное, это очень созвучные друг другу вещи – что сейчас прозвучало и что сказал замечательный христианский проповедник. Будем надеяться, что именно с таким настроем мы будем приезжать на Святую Землю, если Господь сподобит, и относиться именно так к любой другой святыне, которую нам посылает Бог.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать