Союз онлайн: Есть что сказать

31 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Защита веры. Гость в студии: протоиерей Алексей Кульберг, первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии. Ведущая Светлана Ладина.

– У нас в гостях протоиерей Алексей Кульберг, первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии, руководитель епархиального информационного отдела.

Батюшка, мы сегодня поговорим не про деятельность епархии, а про то, как Вы тринадцать лет назад, будучи одним из шестерых московских алтарников, решительными действиями прекратили работу выставки «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре в столице России. Вот фрагмент Вашего интервью об этом: «Началось все с вечернего богослужения накануне крещенского сочельника, кто-то из прихожан принес газету, где говорилось, что в Москве проходит выставка «Осторожно, религия!». Иллюстрацией была фотография одного из экспонатов – икона Господа Вседержителя с вырезанным ликом. Туда всякий желающий мог вставить собственное лицо, что и было запечатлено на снимке. Такой аттракцион». А что было дальше?

– Дальше было утреннее богослужение в праздник сочельника, после которого мы с единомышленниками собрались и поехали посмотреть, на самом ли деле это так. Приехав на набережную реки Яуза, к Центру имени Андрея Сахарова, мы прошли в Выставочный зал и увидели, что это действительно так, увидели людей, которые входили и выходили из этого Центра.

– Люди смотрели на это и получали какие-то впечатления?

– Да. Это было не что-то закрытое, кулуарное, сделанное на квартире, а публичное мероприятие с нескрываемо выраженным вызовом. То есть это была провокация, на которую должна была быть какая-то реакция. Дальше получилось все достаточно спонтанно. Понятно, что какие-то подручные средства всегда есть, у кого-то оказалась краска, у кого-то дерзновение, и в едином порыве, аккуратно, мы демонтировали выставку. Самые непристойные и оскорбительные изображения закрасили. Какие-то предметы случайно упали и разбились.

– Никто не поверит, что они случайно упали и разбились. Скажут, что вы крушили и громили. Как было?

– В здании находилась вахтер (бабушка), с которой мы очень учтиво поступили. Хотя она сделала свое дело тоже абсолютно безупречно, когда увидела, что происходит что-то из ряда вон выходящее, она вышла и закрыла дверь снаружи, вызвав наряд милиции. Отряд милиции (обычные мужики) приехали, посмотрели и сказали: «Что это за дурдом? Что это за издевательство? Ребята, вы правильно все сделали! Молодцы, спасибо! Вы извините, нас вызвали, поэтому мы должны вас задержать». Но в устах простого московского городового мы услышали независимую экспертную оценку того, что это не тот случай, когда религиозные фанатики пришли и что-то высмотрели, а это то, от чего у нашего обычного соотечественника, простого деревенского парня, накатывает волна возмущения.

Это была одна из болевых точек, на которую пытались нажать и проверить, есть у нас живые люди, живое общество или оно уже умерло. Реакция все-таки последовала, после удачных и неудачных действий адвокатов это дело приобрело общественный резонанс, люди услышали и стали молиться. Свою причастность и солидарность с теми, кто эту выставку демонтировал, люди выразили тем, что собирались тысячами у здания Замоскворецкого суда. Суд закрыл дело, не усмотрел в наших действиях состава преступления, а организаторов выставки привлек к административной ответственности. Это свидетельство того, что это было действительно дело правое и Господь его благословил.

Можно по-разному назвать наши действия. Кто-то говорил, что это вандализм, хулиганство, и пытались приписать такую статью, но подобными словами можно назвать все что угодно. В провокационных ситуациях на выставках, которые проводят, не надо действовать по шаблону, потому что наши враги тоже оценивают ситуацию. Они тогда были не готовы к грамотному судебному разбирательству, не оказались готовы и к такому общественному резонансу.

С нами были люди, которые нас поддерживали. Это духовный отец, который благословил нас и молился в этой ситуации, направлял нас во время следствия, и два адвоката, которые оказались замечательными людьми. Их грамотные, точные, выверенные действия помогли прийти к положительному результату. Если была бы какая-то излишняя эмоциональность и глупости (с юридической точки зрения), то, конечно, результат мог бы быть совершенно другим. Это была бы не церковная слава, а все могло превратиться просто в посмешище.

Если мы говорим о том, как поступать или действовать в подобных ситуациях, то, конечно, надо очень внимательно и профессионально вникать, что происходит, и, исходя из этого, применять тактику противостояния. Потому что если действовать по шаблону, то мы можем столкнуться с очень подготовленной, грамотной позицией наших врагов и вместо защиты Церкви и святынь, наоборот, поставить себя в позицию маргиналов, чтобы люди показывали пальцем и говорили, что мы религиозные фанатики. От этого хотелось бы предостеречь. Нужно грамотно все анализировать и поступать, сообразуясь со здравым смыслом.

– Можно сказать следующее: как бы ни было больно, как бы ни хотелось, чтобы этого уже с этой секунды никто не увидел и не услышал во вред своей душе, надо остановиться, подумать, помолиться и посоветоваться с теми, кто может дать добрый и мудрый совет.

– Яркий пример – действия Михаила Илларионовича Кутузова в 1812 году, когда он принимал решение оставить Москву. Ему этого не хотелось, но он понимал, что его задача не дать красивый бой или не подогреть патриотические чувства москвичей, а выиграть войну и освободить Родину от этой беды. Он принимает решение оставить Москву, подвергнуть сожжению и разграблению сердце русского человека – столицу. Тогда было много критиков и множество людей не понимали и не принимали такой стратегии, тем не менее мы понимаем, что это было абсолютно верное решение в тот момент. Но впоследствии сражения, которые дал Михаил Илларионович уже с новыми силами, ослабив противника, были, безусловно, победными и привели наши войска в Париж.

Я считаю, что если происходит провокация, то надо оценить – что хочет сказать этой провокацией противник. На какие действия он провоцирует? Какое у него может быть слабое место? Слабым местом может быть элементарное обращение в прокуратуру, в Следственный комитет, в ФСБ или в антимонопольную службу. Известный пример, когда в Екатеринбург приезжала некая группа сатанистов и концерт не состоялся, потому что все верующие люди переживали и не хотели, чтобы это произошло. У тех людей просто нашли неправильно оформленные визы на въезд в Россию, и Федеральная миграционная служба развернула их в аэропорту и отправила домой, в Польшу.

– Не получится ли тогда, что обвинение «православные мракобесы и погромщики» перейдет в обвинение «православные стукачи»? Потому что обращение в органы в нашем менталитете трактуется как стукачество.

– Я убежден, что на войне как на войне, если мы понимаем, что наша Родина – Россия (как государство и духовный организм) – то, за что мы должны бороться. Верующие и государственные органы уполномочены представлять интересы народа, потому что народ избирает правителей и через депутатов принимает законы. Мы хотим, чтобы так это было. Народ назначает чиновников, соответственно, мы понимаем, что всяческие службы и силовые структуры стоят на страже народа, не только его государственных, но и духовных основ. Мы должны отреагировать. Есть же у человека нервная система: если палец укололи, то она сообщает, что пальчику больно и надо это остановить. Если мы поливаем кипятком руку, то отдергиваем ее. И в государстве должно быть так: если мы видим, что это плохо, то должны об этом сказать. Будем мы услышаны или нет, это уже второй вопрос, но сказать об этом необходимо.

Понятно, что должны быть трезвые и грамотные шаги. Если мы пять или десять раз обращались и реакции нет или реакция наступает тогда, когда выставка или концерт прошел, то мы понимает, что этот механизм не работает, значит надо искать какой-то другой выход. И в каждой ситуации этот механизм нужно искать, желательно не тогда, когда развешаны афиши и перерезаются ленточки, а сказать об этом заранее.

– Мне кажется, что когда человек занимает активную позицию, с одной стороны, это хорошо (он не теплохладен), а с другой стороны, его подстерегает другая ловушка. Он может возомнить себя православным цензором и оплотом всего и всех. Что из этого хуже, для меня непонятно.

– В Церкви есть такое свойство, как соборность. Человек не своим умом или дерзновением принимает решение, что он что-то сделает и поменяет мир, а имеет готовность находиться в послушании в той или иной ситуации. Есть прихожане и духовник, и надо понимать, что моя роль или роль моего собрата должна быть основана на внутреннем убеждении и сверена с мнением человека, который не участвовал в этом и трезво со стороны может оценить, что хорошо, а что плохо.

Офицер посылает из окопа молодых, необстрелянных пацанов: «Идите, необходимо провести разведку боем». Он понимает, что они скорее всего не вернутся, но это необходимо для того, чтобы защитить сотни человек за их спиной.

– Но когда «пацаны уже провели разведку боем» и они молодцы, какие можно дать советы этим людям, которые оказались в такой ситуации? Мы таких людей знаем.

– Ничто не должно помрачать разум человека – ни успех, ни попадание в глупую ситуацию. В обоих случаях есть покаяние. Если кому-то вскружила голову мысль, что он способен вершить судьбы или быть мерилом правды или неправды, то надо прийти и покаяться в своих помышлениях, которые тебе посеял враг. Попроси, чтобы духовный отец наставил тебя на правый путь, чтобы не навредить своей собственной душе и людям, которые смотрят на тебя, перед которыми ты можешь выглядеть совершенно глупо, смешно или демонически.

Соборность и послушание, а с другой стороны, готовность к самоотвержению должны быть очень тонко увязаны. Святые отцы горят: «Христианский путь находится между страхом и надеждой. Если уйти в страх потерять Царствие Небесное и попасть в ад, то наступает отчаяние. Но есть надежда на силу Божию, которая удерживает человека на пути спасения. Между этими чувствами находится христианин». Если он разметается либо выше, либо ниже (слишком сильно уповает на волю Божию и теряет реальность либо уходит в отчаяние), то так враг человека и ломает. Я считаю, что человек должен очень внимательно относиться к тому, что происходит вокруг.

В наш адрес был такой упрек: «Что нужно было сделать? Вы должны были написать прошение в Патриархию, что мы просим благословение на акцию протеста. Там рассмотрели бы и, может быть, наложили какую-то резолюцию. На основании благословения надо было пойти и что-то сделать». Один священник очень дерзновенно защищал нашу позицию и сказал: «Если бы ко мне пришел прихожанин в храм и сказал: «Вы знаете, там насилуют человека, батюшка, благословите меня пойти защитить», то это глупость. Если ты видишь, что насилуют человека, ты должен броситься, даже с риском для собственной жизни, и защитить человека». Есть решения, которые требуют оперативности, но если ситуация нормализовалась, то, безусловно, нужно пойти и сверить с духовником, с архиереем свое решение и мысли, которые посещают твою голову, что ты задумал сделать, чтобы не подставлять Церковь под удар.

– Спасибо, батюшка!

Уважаемые зрители, благодарим вас за внимание, к этой сложной теме мы еще вернемся не раз в нашем эфире.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать