Союз онлайн: Есть что сказать

27 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Люди Святой Земли: Архимандрит Иоаким и Анастасия Строгилу. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая - Светлана Ладина.

– Паломничество в Иерусалим – это событие, которое, наверное, помнится всю жизнь. Могут стереться из памяти некоторые детали, подробности, но ощущение благодатного счастья будет верным маячком в течение всей жизни, так мне кажется. Паломник, помимо радости и трепета от соприкосновения с величайшими святынями, получает еще и огромное количество информации. Но и гид, который водит паломническую группу, тоже должен хранить огромное количество информации в своей памяти, да еще раскладывать ее по полочкам, чтобы она не перепуталась, чтобы все самое важное можно было в нужный момент достать и предъявить аудитории. А есть какие-то факты, которые, казалось бы, самыми важными не являются, они забываются, затираются, а потом вдруг вспоминаются, и хочется поговорить об этом.

Сейчас будет именно так, потому что мы с нашей дорогой Аней, Анной Мусан-Леви, нашим постоянным проводником по Святой Земле, гидом паломнической службы «Радонеж», вместе попытаемся воссоздать историю греческого монастыря, который действует на горе Елеон в тяжелейших условиях. Когда я была там, я поняла, что священник этого монастыря – потенциальный мученик, потому что были такие прецеденты. Сейчас будем вспоминать, изучать факты.

Аня, добрый день!

– Добрый день, Светлана! Будем вспоминать, потому что приближается день Вознесения Господня, как раз под Вознесение умер отец Иоаким, так что мы с Вами не зря задумали эту тему сегодня.

– Я помню, когда нас мать Илария из Русской духовной миссии привела в этот монастырь, нас встретил отец Ахиллиус – очень доброжелательный греческий батюшка. Нам тогда сказали, что этот клочок земли, который занимает храм, и несколько небольших построечек вокруг находятся в окружении мусульманского квартала, и очень негативное восприятие православных возле мусульманского окружения проявляется не только в словах, но и в действиях. Когда-то этот монастырь даже пытались снести, но произошло чудо – дискообразная икона Господа Иисуса Христа сорвалась со своего места и покатилась, и экскаватор, который должен был разрушить монастырские постройки, заглох. Это то, что я помню.

– Да, на самом деле, отец Ахиллиус, это уже нынешний настоятель монастыря, продолжатель дела начатого когда-то отцом Иоакимом. Отец Иоаким, Царство ему Небесное, – очень яркая фигура на фоне прочих людей Святой Земли. Это один из очень харизматичных священников, который вызывал у одних открытую неприязнь (люди считали, что его действия слишком фанатичны и зря он так борется именно за этот клочок земли), а другие считали его чуть ли не преподобным уже при жизни.

С отцом Иоакимом я познакомилась в том самом 1995 году, когда 8 июля мученически погибла его мама. Отец Иоаким был обыкновенным греческим архимандритом, которых у нас много. На каждом участке есть такой священник, который поставлен ключарем, игуменом, как правило, пустующего монастыря. Но отец Иоаким не довольствовался тем, что нужно просто сидеть на месте, открывать и закрывать калитку. Он хотел, чтобы на его участке был храм.

Казалось бы, для любой страны вполне законное желание – на участке, принадлежащем Иерусалимской Патриархии, построить храм, а не что-то другое. Но в наших широтах такое невинное, совершенно логичное, с точки зрения всего, желание оказывается иногда совершенно невыполнимым, потому что оно наталкивается на массу препятствий. Однако самое первое препятствие, с которым столкнулся отец Иоаким, было вовсе не от мусульман, а от нашего Иерусалимского муниципалитета. Дело в том, что на этом месте храм уже пытались построить еще задолго до отца Иоакима. Разрешение не было получено, снесли начавший строиться тогда храм, а отец Иоаким попытался вновь это дело поднять, и вновь ему было отказано, потому что у нас по закону строить новые храмы нельзя. Можно строить храмы только там (с очень большим трудом добиваются разрешения), где есть археологические раскопки, то есть где храм стоял в древности. В данном случае на этом участке ничего подобного нет.

Там есть древние гробницы. У апостола Луки в Евангелии мы читаем, что Христос днем проповедовал, а ночи проводил на Масличной горе (на Елеоне). Отец Иоаким одну из пещер определил как место, где Господь беседовал с учениками, но храма там никогда не было, поэтому надежд получить официальное разрешение не было.

Отец Иоаким решил действовать на волю Божию и стал строить храм. Естественно, что об этом узнала наша мэрия, они прислали технику, чтобы разрушить храм. Храм должен был быть двухэтажным. Отец Иоаким нам рассказывал, что в то время как экскаватор снес верхний этаж храма и уже собирался сносить нижний этаж, со стены храма, который повалил экскаватор, упала большая круглая икона Спасителя, стала с невероятной скоростью вращаться – и вся техника встала. Некоторые до сих пор считают, что это было от перегрева, но тогда пусть они объяснят, почему на следующий день технику завести не удалось и ее вывозили уже насильственным путем, потому что в один момент испортились все моторы.

Нижняя часть храма осталась стоять с огромной дырой в потолке, которую обложили светящейся гирляндой в виде звезды, и икона, которая чудесным образом спасла храм, висит на стене в нижнем храме. Паломники к ней прикладываются, там есть фотография отца Иоакима с этой иконой, он сфотографировался стразу после этого чуда, где он стоит на развалинах храма.

Собственно говоря, угрозы от мусульман начались как второй этап. По крайней мере, я помню, что они действительно очень сильно угрожали. Разрушение храма было примерно в 1992 году, если я не ошибаюсь, а угрозы шли в течение двух-трех лет после этого. Отцу Иоакиму мусульманские соседи постоянно говорили: «Убирайся! Мы тебя зарежем, убьем!» В это время приехала мамочка отца Иоакима, она была учительницей на острове Хиос, преподавателем физики в университете или в колледже и была депутатом, насколько я знаю.

– Да, какие-то властные полномочия у нее были, она была не просто жительницей острова, а жительницей во власти.

– Ее звали Анастасия. Она приехала и сказала: «Сынок, я приехала за тебя умереть. Придут тебя убивать, а вместо тебя встану я», так мне рассказывали. Она приехала разделить с сыном ту опасность, в которой он находился. Сейчас я пересказываю то, что мне рассказывал сам отец Иоаким. Однажды ночью она пошла поправить лампады, только не помню – в нижнем храме или в пещере, где, как отец Иоаким верил, Господь беседовал с учениками. Там тоже был маленький храмик в то время. На нее напали, связали и убили ножом в спину.

В интернете есть разные версии, но я помню то, что мне рассказывали. Она успела вскрикнуть, отец Иоаким прибежал на ее крик, но обнаружил ее уже умершей.

– В источниках говорится про удушение, но, наверное, не так важно, каким именно образом это произошло. Во всех источниках упоминается (и нам вживую это рассказывали), что русский паломник по имени Владимир, который незадолго до этих событий попросился переночевать в монастыре (такой могучий, здоровый дядька), спас отца Иоакима, который к моменту, когда Владимир проснулся, был уже избит, но жив.

– Да, я тоже слышала, что нападение было совершено двумя лицами, на отца Иоакима и на его маму одновременно. Когда Владимир его спас, то он побежал к маме – видимо, рассказать ей или проверить, все ли в порядке с ней, он услышал ее крик, когда ее били, поэтому прибежал и увидел ее уже умершей.

Я такую версию знаю, но, самое важное, это не полицейские подробности (как именно это произошло), а другое. Вся эта трагедия произошла летом 1995 года, мы приходили к отцу Иоакиму. Я помню, как он рассказывал нам это все, из его глаз текли слезы, у него были совершенно черные круги под глазами. Притом он в то время был еще совсем не старый, ему было на вид примерно лет сорок, почти моего нынешнего возраста.

Он был как постаревший молодой человек, который выглядит значительно старше. Он очень бурно и эмоционально все рассказывал. Он водил нас по этим развалинам, и мы, рискуя сломать ноги, перебирались по ним – я все это помню. Больше всего потрясло то, что после этого его мама была положена в стеклянный гроб (стеклянную простую раку), и ее мощи действительно не тлели. Этому я была свидетелем на протяжении многих лет, потому что мы ходили к отцу Иоакиму время от времени: то на службу, то просто бывая на Елеоне. От мощей не было дурного запаха, они были обложены сухими цветами (отец Иоаким подкладывал периодически свежие), и от мощей истекло миро. Ватки с миром он раздавал.

Это было как неопровержимое свидетельство того, что эта женщина – у Бога, и она отдала свою жизнь ради Христа, как бы мы к этому ни относились, например с точки зрения канонизации. У нас вообще Иерусалимская Патриархия не спешит канонизировать. У нас должно пройти минимум тридцать лет…

– А у нас – восемьдесят.

– …для того чтобы поднять вопрос об этом. Кроме того, у нас относятся осторожно, как кажется посторонним людям, даже с юмором, ко всяким попыткам при жизни или сразу после смерти почитать кого-то святым. Мы с Вами об этом говорили, когда речь шла об отце Серафиме, это такая же ситуация. Поэтому никто отца Иоакима не поддерживал в его мнениях о его маме, кроме местных паломников, которые приходили и свидетельствовали о благодатной помощи.

Дальше было потрясающе. Отец Иоаким, переживая очень тяжело всю эту ситуацию, стал страдать сердцем. Накануне Вознесения Господня, 28 мая, с ним случился сердечный приступ, он моментально скончался. Ему еще не было шестидесяти лет (к сожалению, я не знаю дату его рождения). После этого назначают нового игумена, отца Ахиллиуса (тогда он был еще молодой). Он савваит, из монастыря преподобного Саввы, отец у него священник, он очень серьезный, молитвенный монах. По велению Патриарха он захоранивает отца Иоакима и Анастасию вместе, то есть она больше не лежит в раке, а захоронена в стену храма, в могиле, как обычный человек.

Отец Ахиллиус мне рассказывает: «Представляешь, что интересно? Я, конечно, уважаю решение Патриархии, мы не молимся ей как святой, потому что она не канонизирована, но тем не менее факт остается фактом. Как только ее мученичество произошло, особенно после ухода отца Иоакима, наше человеческое почитание ее (мы часто служим о ней панихиду) нашло отклик у Господа. То, о чем мечтал отец Иоаким, чтобы здесь был монастырь, теперь получилось. У нас живут двенадцать сестер (недавно пришли еще две монахини). Здесь сложился женский монастырь, притом чудесным образом сестры стали подтягиваться сами. Одна сербка, другая гречанка, третья русская, то есть непонятно, откуда они все собрались. Господь все управляет, даже финансово. Мы чувствуем ее благодатную помощь, что ее сына теперь нет и она заботится об этом месте сама. Мы ощущаем Божественную благодатную помощь».

– Анечка, мы с Вами тоже ощутили, что все не просто так, когда 27 мая 2016 года мы, не помня совершенно ни о каких датах в этой истории, решаем записать эту программу. Слава Богу, у нас получается, а потом мы смотрим и видим, что 28 мая 2009 года, в праздник Вознесения Господня, отец Иоаким отошел ко Господу. Как к этому относиться?

– Да, это удивительно!

– Спасибо Вам огромное за этот рассказ! Дорогие друзья, если будет милость Божия к вам, если вы будете на Святой Земле, то зайдите в этот монастырь. Он маленький, незаметный, но посмотрите, какие события там развернулись. Там есть свои мученики, своя чудотворная икона и совершенно чудесный отец Ахиллиус, который будет рад паломникам из России.

Спасибо вам за внимание, спасибо нашей Ане, как всегда. Будем молиться, чтобы продолжались наши встречи на Святой Земле.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать