Союз онлайн: Есть что сказать

30 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Люди Святой Земли: архимандрит Антонин (Капустин). Часть 2. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– В рамках нового цикла «Люди Святой Земли» в наших эфирах звучат рассказы о Личностях с большой буквы, оставивших достойный след в истории святых мест. Создателем Русской Палестины называют архимандрита Антонина (Капустина). Как мальчик, родившийся в священнической семье в уральской глубинке, будучи одним из тринадцати детей, стал самым известным начальником Русской духовной миссии на Святой Земле? Какие качества помогли ему в этом? Заметим, что стараниями, трудами, решимостью, острым умом архимандрита Антонина многое было сделано впервые. Русские паломники получали на Святой Земле помощь, защиту, кров, а Россия приобрела в свое владение более десяти участков. Анна Мусан-Леви продолжит рассказ об архимандрите Антонине (Капустине).

Анечка, еще раз здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Пожалуйста, мы ждем продолжения разговора об этом великом человеке.

– В прошлой передаче мы с Вами много говорили об отце Антонине. Естественно, что деятельность такого масштаба не могла бы осуществиться, если бы из сердца этого человека не исходила глубокая, настоящая любовь к Святой Земле. Ведь на самом деле между восторгами паломников и годами жизни в суровых условиях, климате и среди местного населения лежит огромная пропасть. Отец Антонин своим примером дает понять, как душа христианина должна воспринимать Святую Землю и как должны строиться отношения христианина со Святой Землей.

Оставим сейчас в стороне туристические восторги, которые естественны для любого человека. Поговорим о вещах более глубоких и серьезных, тем более что у отца Антонина не было восхищения в его первые посещения Святой Земли.Самое удивительное, что ему, наоборот, здесь не понравилось. До этого он двадцать лет жил в Греции, видел прелести средиземноморской природы и погоды, и это его уже не впечатляло. Его поразила бедность Святой Земли. Во-первых, бедность природы, потому что у нас очень много засушливых мест. В отличие от Греции, здесь намного меньше воды. Во-вторых, поразили бедность и невежество местного населения.

Он по-своему, особенно,прочувствовал святые места, иногда через определенную духовную борьбу. Очень сильная, настоящая, глубокая вера и любовь к Спасителю помогли отцу Антонину в его первый приезд на Святую Землю. Он воспринимает святые места без «антуража», не эмоционально, а силой веры и жаждой припасть к Божественному источнику. Это можно понять, читая его книгу «Пять дней на Святой Земле». Я прочитаю отрывок о том, как отец Антонин впервые встречается с Иерусалимом.

Оцените также юмор отца Антонина и его неподражаемый слог: «Легкая неровность земли вдруг обозначила за собою, впереди дороги, два минарета, и быстро восстал передо мною, рисуясь на светлом небе темными стенами, Иерусалим. Где вы, столько лет лелеемые в душе приветы Граду Божию, преславному, прекрасному, возлюбленному? Где вы, так давно и так заботливо готовимые, горячие слезы – жертва бедная от бедного Богатому и Обнищавшему ради меня? Придите на уста мои и на очи мои! Минута свято-заветная настала. О светлый и избавленный граде, голубице! Град правды, матиградовом! Град Царя великого! Град Господа сил! Селение Вышнего! Град взысканный и неоставленный! Ты ли это перед моим взором, моим умом, моим сердцем?

Да! К великому счастию духа, это не был сон».

Вот такое смирение отца Антонина: «Где вы, слезы и вздохи?», а мысли путаются, потому что Иерусалим совершенно другой, чем он себе его представляет, и так будет постоянно. В Вифлеемской пещере он не может сосредоточиться,и не боится об этом говорить. Но потом ему вспоминаются рождественские песнопения, которые он знал с детства, и они уносят его в молитву, в созерцание этого места, и ему уже не важны бедность, нежданный вид и состояние этого места. Святые места выглядят не совсем так, как человек может их себе представлять, когда еще ни разу здесь не бывал. Отца Антонина совершенно потряс Гроб Господень. Момент встречи с этой святыней повернул всю его поездку, потому что ему было очень трудно на Святой Земле. В своей книге он все время жалуется, как мысль ему не подчиняется и молитва не идет. Ему не нравится грязь, раздражает нищета, которая в то время была на Святой Земле.

Но, припав ко Гробу, он переживает настоящий катарсис, происходит прозрение, может быть, даже своего будущего, которое на 24 года окажется связано со Святой Землей. Описывая свое посещение Гроба Господня, отец Антонин говорит: «Мой ответ всему Ты, Твое Слово, Твой Гроб и Твое Воскресение!» Действительно, ответ на все вопросы –это Гроб Господень. Отец Антонин ради любви ко Гробу, к святым местам начинает вживаться в Палестину. Когда его назначают начальником Духовной миссии, он начинает входить в эту жизнь не как начальник, который поставлен для выполнения определенных задач и должен руководить и действовать сверху, а он начинает, как Николай Японский, точно так же вникать во все.

Отец Антонин путешествовал на своем ослике в сопровождении Якова Халиби, который сидел на коне. Они были как Дон Кихот и Санчо Панса. Отец Антонин объезжает всю Святую Землю не только в поиске участков, он осваивается на ней, проходит ее своими ногами. На святых местах он пережил состояния встречи с Господом, с живым евангельским рассказом. Также он налаживает связь с местным населением, что на самом деле очень непросто. Отец Антонин описывает встречу с торговцем на улице в свое первое посещение Святой Земли. Он говорит: когда мы вышли из храма Воскресения Господня, то сопровождавший меня священник, отец Вениамин, который был насельником миссии, стал покупать для меня перламутровые крестики, и торговец никак не хотел уступить за ту цену, которую предлагал священник. И отец Вениамин вспылил.

Отец Антонин пишет: «Торговец с кротостью мытаря Закхея сказал: “Если дорого, не бери, а не ругайся”, потом, увидев меня, протянул мне горстку крестиков и сказал: “Бери, дай сколько хочешь!”» Отца Антонина поразила эта детская наивная простота, его это очень тронуло. Также его поразила встреча с паломником, который,дойдя до Голгофы, в изнеможении, истощив все силы от пешеходного труда и молитвы, в беспамятстве спал. Отец Антонин, увидев его, сказал: «Как будто мне Христос делает укор с Голгофы: “А где у тебя, священника, такая молитва и такой подвиг? Ты стоишь и смотришь холодным взором на Голгофу, как путешественник”».

Уже в первый приезд проявились принципы его отношения к местному населению, к паломникам, ради которых он потом всю свою жизнь отдаст Святой Земле. Без подлинной духовной, жертвенной любви к тому, что ты делаешь, это было бы невозможно. Если бы не любящее сердце отца Антонина, не получила бы Святая Земля Русской Палестины (монастырей, храмов).

Должна вам сказать, что до сих пор по ряду причин на Святой Земле нет бесплатного питания для паломников, их массово не принимают и не кормят. Но тем не менее наличие русских участков помогает приезжим, они говорят, что чувствуют себя, как дома, на Родине. В этом есть очень глубокий смысл: так продолжается духовная связь Святой Земли с Россией. Сейчас уже нет тех тысяч богомольцев, которые шли в Иерусалим босиком, несли на себе вериги. В Александровском подворье представлены вериги, снятые с одного умершего паломника:он нес на себе восемь или десять килограммов.Современные люди поражаются увиденному.

Сейчас таких подвигов уже нет, но связь России со Святой Землей не умирает.Не все люди обладают такой верой, которая была у отца Антонина. Даже в группе паломников можно видеть, как некоторые, посетив место Рождества Христова, Гроб Господень, приходят в духовный восторг, а для других на первый план выходит отсутствие украшений на святых местах. Многих смущает непривычность обстановки, это сбивает и не дает полноценно срастись со Святой Землей. А наличие русских участков в Иерусалиме, Вифлееме, Хевроне очень помогает.

Отец Антоний сделал великое дело. Он похоронен на территории Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря. Это был его любимый участок, здесь он построил знаменитую колокольню «Русская свеча», которая до сих пор стоит и светит всему Иерусалиму. Ее видно из любой точки этого города, где открывается вид на восток. Я уверена, что дело канонизации отца Антонина еще впереди. Этот вопрос уже поднимался, но не был доведен до конца. Отец Антонин ждет своего почитателя из членов комиссии по канонизации, того, кто представил бы все документы. Мне кажется, что, конечно, отец Антонин прославлен у Господа в лике святых.

– Я очень надеюсь, что наши программы станут малой лептой в деле прославления отца Антонина. Мы говорим не обязательно о канонизации, но о прославлении в душах людей, потому что многое из того, что Вы рассказали, для меня явилось открытием. Я раньше рассуждала так: «Этот человек представлял великое государство, Российскую империю. Чего там закупать? Вот деньги, выделенные правительством, а ты просто договариваешься о покупке». А оказывается, там были настоящие приключенческие истории с переодеванием и даже стрельбой. И до отца Антонина такого никто не делал. Оказывается,людям негде было попросить помощи, потому что Русская духовная миссия раньше представляла собой трех человек, которые не имели никаких средств и должны были «изображать» торжественное богослужение.

Еще более ценной мне представляется способность отца Антонина откровенно рассказать о себе, о том, что он пережил, честно признаться, что сразу не было ни благоговения, ни слез. Его книга должна иметь гриф «обязательно к прочтению перед посещением Святой Земли», потому что очень многие внутренние проблемы паломников будут сниматься честностью и искренностью этого человека, имя которого золотыми буквами вписано в историю Святой Земли.

Аня, спасибо Вам большое! Мы будем продолжать этот цикл и узнавать о людях, которые много сделали в новой и новейшей истории Святой Земли.

 

Ведущая и автор программы: Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать