Союз онлайн: Есть что сказать

29 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: праздник Воздвижения Креста Господня. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Мы продолжаем наши встречи на Святой Земле. Почти полгода назад на Крестопоклонной седмице Великого поста, а затем и на Страстной, мы с вами чаще, чем обычно, внимательней, чем обычно, и, может быть, молитвеннее, чем обычно, взирали на Крест Господень. И вот опять Церковь ставит Крест в центр нашего внимания в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день мы вспоминаем, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен тот самый Крест, на котором Господь Иисус Христос был распят – нас ради и нашего ради спасения. Об истории двунадесятого праздника, о традициях Крестовоздвижения, соблюдаемых в Иерусалиме, расскажет наш постоянный проводник по Святой Земле, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

В одной из предыдущих программ мы уже вспоминали подвиг равноапостольной царицы Елены, не только обретшей Крест Господень, но и разыскавшей и сохранившей для христиан множество других святынь и святых мест, но именно на Крестовоздвижении мы тогда не останавливались подробно. Ну а сейчас, в дни празднования данного события, самое время это сделать.

– Да, действительно, особенно в Иерусалиме, потому что у нас Крестовоздвижение, конечно, ощущается по-особенному. Дело в том, что когда царица Елена обрела Крест, то паломники приходили в Иерусалим именно к Кресту – поклониться Животворящему Древу. Гроб Господень как бы стоял на втором месте. Хотя на самом деле нельзя сказать, что стоит на первом, что на втором месте. А без Креста не было бы Воскресения, но и Крест был ради Воскресения. Но тем не менее сама эта великая святыня, на которой Господь искупил наши грехи, победил смерть, конечно же, в то время привлекала десятки, сотни и тысячи людей со всех уголков Римской империи – именно в Иерусалим. И царица Елена в этом смысле, конечно, великий человек, давший нам эту святыню и подаривший нам Святую Землю.

В то время, когда царица Елена обрела Крест, Иерусалим оставался еще языческим городом, ведь это было самое начало. Царь Константин издавал указ за указом, однако процесс шел довольно медленно, – процесс крещения Византийской империи. Все-таки языческие традиции крепко еще сидели. Мы знаем, что император Константин Великий встретил большое противостояние. В Риме языческая оппозиция была очень сильной, далеко не все приняли с радостью и ликованием решение императора о том, что теперь в Риме будет новая религия. Достаточно вспомнить, что ему пришлось перенести столицу из Рима в город Византий, именно из-за противостояния языческих жрецов, которые поклонялись идолам. Поэтому обретение Креста было торжеством веры, настоящей победой веры, это было непреодолимое доказательство того, что Христос воскрес и что смертью победил смерть.

Мы сейчас не может ощутить той радости, которую они ощущали тогда, найдя Крест. Представьте, что вам проповедуют и вы знаете о том, что Христос – Богочеловек, что Он был распят, что воскрес, но вы же не видели этого. А рядом вам предлагают языческих идолов, которых можно пощупать, потрогать – они реальные. А здесь просвещает Дух Святой, но нет никакого вещественного доказательства, подтверждения. И вдруг обретается Крест, который в день обретения воскрешает мертвого. Вы помните, как царица Елена обрела три креста? Они дошли до самого нижнего уровня помойной ямы, которая была вокруг Голгофы. Это была заброшенная каменоломня, куда сбрасывали кресты, гвозди, клещи – орудия казни. И когда докопались до самого низа, нашли наиболее древние кресты. Но как узнать, является ли хоть один из них тем самым? Мимо шла похоронная процессия. Елена велит остановиться, и все в трепете смотрят, что будет дальше. Она велит приложить умершего поочередно к этим крестам. И когда его приложили ко Кресту Господа, он воскрес. Можно себе представить, какое было невероятное ликование! И тогда патриарх Макарий и священнослужители, которые присутствовали при этом, подняли Крест с земли, чтобы все люди могли поклониться, и весь народ упал на колени и поклонился Кресту. Поэтому неудивительно, что Крест был главной святыней Иерусалима, а не Гроб Господень. В первые века это действительно было так.

Мы имеем уникальное свидетельство паломницы IV века, ее звали Игерия. Она приходила в Иерусалим примерно в 386 году, через 60 лет после обретения Креста. Тогда эти события были совсем свежими, только-только был построен и освещен храм. И она рассказывает нам, что праздник Крестовоздвижения собирал всех, то есть приходили пустынники, отшельники, которые не выходили из своих пещер в другое время, – из Фиваидской пустыни, из Сирии, из нашей пустыни. Со всех концов Римской империи приходили в храм паломники. В богослужении участвовало до пятидесяти епископов. Она говорит, что христиане считали большим грехом не быть в Иерусалиме в день праздника Крестовоздвижения, разве только какое-то непреодолимое препятствие могло помешать прийти на праздник, например болезнь. Крестовоздвижение у нас называли второй Пасхой. И как пишет паломница Игерия, храм украшался как на Пасху.

– Насколько я знаю из сведений, почерпнутых на различных православных интернет– сайтах, достойных доверия, Крест какое-то время был в персидском плену; в 614 году персидский царь завоевал Иерусалим, разграбил его и увез святыню. И уже греческий император Ираклий смог ее вернуть на место. Но после этого Крест был разделен на небольшие фрагменты, и они хранятся теперь по всему миру. Что Вы скажете об этом?

– Да, совершенно верно. Действительно, персидское нашествие было страшной бедой для Иерусалима, для Святой Земли. Хан Хосрой был совершенно безумным человеком, и персы крушили и громили здесь всё. Достаточно сказать, что в нашей Иудейской пустыни было порядка четырехсот монастырей и лавр, почти все они оказались разрушены. В Иудейской пустыни более 14 тысяч монахов были убиты, порядочно разрушен Храм Гроба Господня и действительно был захвачен Крест. Взяли его не случайно. Дело в том, что одна из жен Хосроя была армянка, и она просила, чтобы он привез ей Крест. Естественно, у нее не было злого умысла, это было религиозное чувство, желание обладать святыней.

Император Ираклий в 626 году вернет Крест в Иерусалим. После этого Крест будет разделен на частицы, и они разойдутся по всему миру. Одна из самых крупных частиц хранится у нас в Иерусалиме в Храме Гроба Господня. У нас также есть костница, где хранится множество мощей великих святых, в том числе крест со встроенным в него небольшим крестиком, полностью сделанным из Животворящего Древа.

– То есть тогда получается, что тот крест, который мы видим на Голгофе, это уже более позднее творение? Имеется в виду, что фрагментов Животворящего Креста Господня он не содержит или содержит все-таки?

– Нет, это просто икона распятия. Как в любом храме она есть, так и на Голгофе. На Голгофе важно именно само отверстие, в котором стоял Крест, когда Господа распинали, оно находится под престолом. Еще у нас есть место, где царица Елена обрела Крест, оно сохранилось и находится под Голгофой в заброшенной каменоломне, которую использовали как помойное место для орудий казни. Само место обретения Креста отмечено плитой с крестиком.

Во время празднования Крестовоздвижения на Божественной литургии бывает очень торжественный крестный ход к месту обретения Креста. Утром патриаршая литургия идет у Гроба Господня. А ночью служится на Голгофе. После литургии бывает крестный ход, Патриарх на голове несет Крест с частицей Животворящего Креста. Участники хода спускаются к месту обретения Креста и совершают чин Крестовоздвижения, то есть совершается лития (маленький молебен с ектенией), и в определенный момент Патриарх и все владыки вместе с Крестом опускаются на колени, ставят его на землю и потом под пение «Господи, помилуй» поднимают его вверх, как бы воздвигая его. Это, конечно, очень умилительно видеть.

Обязательный компонент праздника у нас – базилик. У греков есть предание, что на том месте, где царица Елена обрела Крест, рос базилик. Дело в том, что басилевс по-гречески означает царь, поэтому базилик считается царским цветком. Это тот самый базилик, который мы используем как приправу, специю. Веточки с этим невероятно душистым базиликом всегда сопровождают праздник Крестовоздвижения. Берется большое блюдо, укладывается этими веточками, далее кладется Крест и так выносится. И после литургии и чина Воздвижения Креста, после крестного хода эти веточки раздаются всем верующим – хоть по маленькой, но каждому обязательно.

– Тогда у меня вопрос, а что с ними делают? Их хранят возле икон или используют в пищу как некую святыню, как мы просфорочки съедаем? Что с ними происходит?

– В этот день мы добавляем их в салат. А наша матушка Серафима (главный пекарь Патриархии, она игуменья маленького монастыря Сайданая в Старом городе, у нее в подчинении 14 сестер) этот базилик кладет в святую воду, добавляет немного муки, и через сутки у нее появляется закваска. На ней она весь год печет хлеб и просфоры для Патриархии.

– Может быть, есть какие-то еще особые традиции Иерусалима, связанные с Воздвижением Креста Господня? Почему желательно при малейшей возможности быть на Святой Земле, понятно. Потому что именно Кресту Господню, той его частице, которая выносится в этот день, можно поклониться на Крестовоздвижении. А что еще особо примечательного может встретить паломник в конце сентября в Иерусалиме?

– В IV веке Крестовоздвижение праздновали восемь дней, совершая литургии одну за другой во всех важных храмах. В первый день на Голгофе, во второй день – у Гроба Господня (тогда это были два разных храма) и т.д. Сейчас, конечно, такого нет. Однако у нас есть праздник обновления Храма Гроба Господня, который сейчас празднуется на второй день после Крестовоздвижения. И вообще храм намеренно освятили именно в день Крестовоздвижения, он был освящен в 333 году. Получается, что в 326 году был обретен Крест, а в 333 году освящен храм. Теперь этот праздник свершается на второй день, и это тоже интересно. А кроме того, в воскресенье по Крестовоздвижении у нас бывает патриаршая литургия в удивительном грузинском монастыре Креста. Этот монастырь имеет очень большую историю. Думаю, что мы с вами как-нибудь, если Бог даст, сделаем о нем отдельную передачу, сейчас в двух словах не скажешь. Это монастырь XI века, сейчас он принадлежит Иерусалимской Патриархии по ряду исторических причин, но стоит он на том самом месте, где произрастало трехсоставное древо, из которого был сделан впоследствии Крест Спасителя. Конечно, там необыкновенная литургия, среди грузинских фресок XI века, ты стоишь на полу с мозаикой VI века – и рядом с тобой место, где росло трехсоставное древо, из которого был сделан Крест. Это, конечно, непередаваемо. Кстати, там не бывает много людей, поэтому тихо, благодатно и торжественно.

– Спасибо Вам большое! Я еще хотела бы напомнить зрителям о том факте, который мы с Вами упоминали в программе, посвященной царице Елене, но который сегодня не прозвучал, а хотелось бы. Царица Елена, та самая прекрасная святая женщина, которую мы видим на иконах молодой и красивой, наверное, была красива и в ту пору, но ей было уже около восьмидесяти лет, когда она совершила свой подвиг. Это был подвиг уже пожившей, мудрой, пожилой женщины, которой, наверное, нелегко далась поездка на Святую Землю, но которая этот подвиг, возложенный на нее Господом, исполнила.

Благодарю нашего постоянного проводника по Святой Земле, гида паломнической службы «Радонеж» Анну Мусан-Леви. И прошу – оставайтесь с нами сегодня и всегда!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать