Союз онлайн: Есть что сказать

29 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Люди Святой Земли: Архимандрит Антонин (Капустин). Часть 1. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– В рамках программы «Есть что сказать» и в ходе наших встреч в Палестинемы начинаем новый цикл бесед «Люди Святой Земли». «Никто не может отвернуться от земли и обратиться к небу, если не увидит в глазах и на лице хотя бы одного человека свет вечной жизни», – сказал в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский. Как же полезно нам знакомиться с людьми, сиявшими этим светом! Нашим посредником в этом знакомстве будет гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви. Анна, здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Создателем Русской Палестины называют архимандрита Антонина (Капустина), наверное, самого известного начальника Русской духовной миссии на Святой Земле. Пожалуйста, расскажите нам об этом человеке?

– Отец Антонин – удивительный пример единства любви и к земной, и к духовной родине. Нам иногда кажется, что такой двойной патриотизм и сердечное гражданство невозможно, потому что человек привязан в большей степени к чему-то одному. Но в отце Антонине было совершенно гармоничное сочетание любви и к России, и к Святой Земле, то есть Палестине.

Отец Антонин был родом из простой священнической семьи, родился в селе Батурино Пермского края. Его отец был деревенским священником, настоящим апостолом, который без устали, денно и нощно исповедовал, причащал, венчал, отпевал, то есть жил жизнью своей паствы, ее печалями и радостями. В семье было шестеро детей. Отец Антонин с малого возраста прислуживал в алтаре, как это обычно бывает. Судьба сельского батюшки, безвестного труженика на ниве Христовой, казалось, была уготована ему с самого рождения, однако Господом ему было предназначено совершенно другое поприще для иных великих дел.

Отец Антонин смиренно поступает в семинарию, затем в Киевскую духовную академию. Здесь проявляются его недюжинные умственные способности. Впоследствии,то ли в шутку, то ли серьезно, одним из царских чиновников он будет назван «подвижны́м умом», немного с тенью осуждения, но в то же время это было действительно так. У него был необыкновенно подвижный, острый ум. Это был своего рода Ломоносов, только в духовной среде. Отец Антонин с легкостью справляется со всеми богословскими науками, осваивает греческий, французский языки и латынь. Видя его стремление к учености, его направляют в Афины, там он будет служить двадцать с лишним лет.

После этого отец Антонин будет поставлен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, это произойдет в 1865 году. Он придет в Иерусалим очень опытным ученым, имеющим научные работы в разных сферах. Отец Антонин был византологом, историком, увлекался астрономией, познания в археологии имел на уровне ведущих археологов того времени. Тогда археология как наука только зарождалась,начала развиваться и библейская археология, поэтому отец Антонин на Святой Земле имел массу возможностей, чтобы реализовать свой талант в этой сфере.

Надо сказать, что человек такого уровня развития, представитель ученого монашества,– это часть того духовного поколения, которое, как недавно еще казалось, просто ушло, но сейчас мы видим, что Русская Православная Церковь продолжает эту добрую традицию. Например, владыка Иларион (Алфеев) – представитель духовного и высокообразованного монашества.Это человек, который владеет европейскими языками, богословскими текстами на уровне ученого и т.д. Отец Антонин был как раз из таких людей.

Прибыв в Палестину, отец Антонин нашел Русскую духовную миссию в плачевном состоянии.Она была создана в середине XIX века как политический орган. В то время у России с Османской империей,которая владела Святой Землей,были сложные отношения, и положение России на Ближнем Востоке нужно было всячески укреплять. В политических целях было необходимо иметь здесь орган, который мог бы следить за обстановкой, докладывать о ситуации и т.д. Но в то же время в инструкции было сказано, что Миссия должна впечатлять греческое духовенство и местную паству благолепным русским богослужением, но на это выделялось очень мало денег, следовательно, эти инструкции были невыполнимы.

Отец Антонин, прибыв сюда, обнаруживает, что Миссия формально существует, есть огромная часть местного населения, православные арабы, теснимые со всех сторон католиками, строящими здесь школы, монастыри и больницы. Все это было совершенно бесплатно – таким образом они переманивали местное население в католицизм, то есть они очень хитро занимались своей миссионерской деятельностью на Святой Земле. С другой стороны,отец Антонин обнаруживает тысячи паломников из России, которые идут по дорогам Палестины голые и босые, очень часто не имеют места, где главу приклонить, потому что в то время в паломничество в основном шли бедные люди. Это началось еще с XI века. Это были чаще всего крестьяне из деревень, которые иногда всю жизнь копили деньги для того, чтобы прийти на Святую Землю. В дороге они эти деньги неразумно тратили, потому что никогда так далеко не путешествовали, и приходили на Святую Землю в опасном для жизни положении: без копейки денег, часто без обуви, брошенные на произвол судьбы и на волю Божию. Многие шли босиком еще из благоговения, считая, что нельзя ходить в обуви по земле, на которую ступал Христос. Такая была в то время у русского народа любовь ко Господу.

Отец Антонин видит, как паломники, не имея денег, чтобы нанять жилье у турок и у Греческой Патриархии, спят под оливками под открытым небом. Греческая Патриархия не имела финансовой возможности бесплатно размещать паломников. Паломники часто попадали в руки разбойников, умирали на дорогах от болезней, потому что не было медицинской помощи. Например, человек поранил ногу, получил заражение крови, а в итоге – гангрена. Отец Антонин, видя такое положение, приступает к делу: он начинает покупать участки земли для России. В то время сделать это было крайне трудно. Дело в том, что турки, то есть граждане Османской империи, не продавали землю русским, потому что у нас с ними были войны. Они редко продавали землю иностранцам, но с католиками за большие взятки все-таки договаривались.

Господь посылает отцу Антонину помощника, им станет православный араб Яков Халиби, который будет творить совершенно невероятные дела. Для покупки некоторых участков ему придется даже наряжаться мусульманским торговцем и в таком виде договариваться с хозяевами земли – будто бы он их покупает для себя. После покупок он всегда оформлял дарственную на Русскую духовную миссию, и таким образом мы получали территории на Святой Земле. Было куплено одиннадцать участков. Некоторые из них большие,по пять-шесть гектаров. Еще купили большое количество зданий в Назарете и в Бейджале.

Прежде всего отец Антонин исследовал новые участки как археолог. Он имел настоящую страсть к археологии. Нередко на этих участках находились святые места. Тут нет ничего удивительного, потому что в то время в Палестине было много святых мест, которые хранились в памяти местного населения, например, разрушенные к этому времени византийские храмы, существовавшие в этих местах в VI - X веках. А наша Патриархия после падения Константинополя находилась в нищенском состоянии, потому что она принадлежала Греции, которая в то время была оккупирована Османской империей. Соответственно, многие участки оказались в частных владениях, например, место обретения главы Иоанна Предтечи, место, где растет один из дубов дубравы Мамвре, так называемый Мамврийский дуб, гробница святой праведной Тавифы, воскрешенной апостолом Петром. Это не главные святые места, где стоят храмы, а второстепенные, они из-за некоторых исторических событий оказались нашей Патриархией утеряны навсегда. Отец Антонин спасает положение тем, что он приобретает эти участки и строит на них храмы и паломнические дома.

При отце Антонине паломники могли в каждом городе у многих святых мест бесплатно переночевать, получить кусок хлеба и постные щи, а также необходимую медицинскую помощь. Таким образом, количество паломников при отце Антонине еще возрастает.

Откуда же отец Антонин берет деньги на покупку всех этих участков? Тут вмешивается в дело дом Романовых, царская семья. Сергей Александрович Романов, муж Елизаветы Федоровны, является основателем и первым председателем Императорского Православного Палестинского Общества и принимает самое живое и деятельное участие в судьбе Святой Земли. Он это делает вместе с отцом Антонином. Великий князь дважды посещал Святую Землю.

Первое паломничество царской семьи было связано с личными обстоятельствами. Это был 1881 год, когда погиб император Александр II,убитый террористом. А за год до этого умерла от тяжелой болезни в возрасте 64 лет императрица Мария Александровна. Потеряв отца и мать в течение такого короткого времени, семья Александра II в мае отправляется на Святую Землю. Великие князья Сергей Александрович, Павел Александрович, Александр Александрович, будущий император, как частные лица едут помолиться на Святую Землю.

Отец Антонин показывает им уже купленные и еще не приобретенные участки. Они жертвуют очень много денег для Святой Земли – на Русскую миссию и на Патриархию –ради укрепления здесь православия. Иногда они жертвовали частным арабским приходам на постройку или ремонт храмов. Второй раз великий князь с супругой Елизаветой Федоровной приедут на освящение храма святой Марии Магдалины в Гефсимании. Об этом мы расскажем в отдельной передаче.

Таким образом, дом Романовых помогает отцу Антонину покупать участки на Святой Земле. Не только за счет своих личных денег – их пример привлекает большое количество дворян, купцов и представителей аристократии, которые начинают интересоваться Святой Землей. Они приезжают сюда и тоже жертвуют.

Кроме того, существовал еще Вербный сбор – традиция проходить в Вербное воскресенье с кружкой по всем храмам и монастырям России и собирать деньги на Святую Землю. Можно смело сказать, что в приобретенные отцом Антонином участки вложены копеечки наших прабабушек и прадедушек.

– Нам не хватит времени одной программы, чтобы рассказать об этом удивительном человеке. Давайте продолжим в следующий раз. Анна, спасибо Вам большое от меня и от всех наших зрителей!

Дорогие друзья, продолжение передачи обязательно будет, оставайтесь с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать