Союз онлайн: Есть что сказать

28 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Основы религиозной безопасности. Гость программы - Игорь Викторович Иванишко, руководитель правового отдела Синодального миссионерского отдела РПЦ, юрист и религиовед. Ведущая Светлана Ладина.

– У нас в гостях Игорь Викторович Иванишко, руководитель правового отдела Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, сотрудник Российского государственного университета правосудия, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Игорь Викторович юрист и религиовед в одном лице, он читал лекции о методике расследования ритуальных убийств, экстремизме и криминальном сектантстве, а также об основах религиозной безопасности сотрудникам милиции, прокуратуры, госслужащим и педагогам.

Игорь Викторович, здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Учитывая возрастной ценз нашего канала 0+, ритуальные убийства оставим в стороне, а давайте поговорим об основах религиозной безопасности. Что подразумевает под собой этот термин?

– Есть несколько научных подходов к объяснению понятия религиозной безопасности. Некоторые представители религиоведческой науки склоняются к тому, что более правильно говорить о духовно-нравственной безопасности, но в любом случае специалисты и эксперты считают, что безопасность в религиозной сфере – это некое состояние защищенности общества, семьи, личности от различных угроз. В данном случае угрозы проистекают из деструктивной религиозной сферы.К сожалению, религиозность не всегда приносит положительные плоды, и деятельность некоторых организаций является тому подтверждением.

– Как Владимир Семенович Высоцкий пел: «Не все то, что сверху – от Бога».

– Да. На самом делена те слова, которые Вы сейчас процитировали, как раздается ссылка в лекциях по религиозной безопасности, которые читаются для педагогов и школьников во многих регионах. Дело в том, что есть духовность со знаком «плюс», а есть со знаком «минус». И когда в школу на какое-то мероприятие приходят представители религиозной организации (они используют конфессиональную анонимность, не любят представляться), начинают говорить о некой духовности, тогда возникает вопрос: «На чем зиждется ваша духовность?» Она не может быть абстрактной. Она может быть основана на христианских ценностях, на ценностях ислама, на ценностях индуистской организации и так далее.

Те педагоги, которым читали лекции по технике религиозной безопасности, сразу задают вопросы: «О чем идет речь? О какой духовности вы говорите?» Относительно недавно проводилось одно мероприятие, и педагоги задали вопрос организаторам: «Кто вы? О какой духовности идет речь?» Оказалось, что это представители псевдовосточной организации, они пытались распространять диски, литературу среди учителей, которые бы несли их идеи своим ученикам в школе. Но так как педагоги уже обладали нужными знаниями и задавали представителям организации очень неудобные вопросы, им удалось вовремя все пресечь.

Поэтому основы духовно-нравственной безопасности – это те правила, которые позволяют госслужащим, педагогам, представителям различных сфер деятельности избежать контакта с опасной организацией и уклонения в какое-то учение, которое несет только негативные и деструктивные результаты.

– Ваша работа напоминает мне деятельность Арагорна из «Властелина колец». Когда его называют бродягой, он отвечает трактирщику: «Ты называешь меня так, а неподалеку от тебя живет такое чудище, которое, если только появится, то камня на камне не останется». Вот мы с ними и боремся, а они никому не видны до тех пор, пока не начнут действовать.Я имею в виду чудища, то есть те структуры, которые могут крайне негативно влиять на общество. Для них педагоги и дети – это благоприятное поле деятельности, учителю можно внушить извращенное понимание духовности, а он будет вдохновенно об этом рассказывать детям.

– Сейчас даже появилось понятие «педагогические секты». Самое интересное, что этот термин был рожден не в кабинетах сектоведов или религиоведов, которые занимаются нетрадиционной религиозностью. Первые статьи о проникновении сект в образовательную систему написали педагоги, которые с этим столкнулись. Понятие «педагогические секты» подразумевает такие религиозные организации, которые основным объектом вербовочной деятельности видят учителей и молодое поколение, чье мировоззрение только формируется. И через систему образования можно попытаться навязать детям некое религиозное учение. Когда они вырастут и займут свои места в политике, в правоохранительной системе, то они будут проводниками идей данных организаций.

Если старшее поколение определилось со своими конфессиональными симпатиями и их бывает сложно переубедить или привлечь на сторону какой-то деструктивной организации, то молодое поколение достаточно восприимчиво для сект, это благодатная почва. При этом привлекают педагогов, которые либо вслепую, либо умышленно (уже будучи адептами религиозных организаций) убеждают в чем-то своих подопечных. Вовремя это выявить и нейтрализовать –задача сотрудников сферы образования и правоохранительных органов, потому что у нас были случаи, когда через учебные заведения свои взгляды пытались проповедовать даже радикальные организации. Сейчас в некоторых регионах весьма популярен радикальный ислам, и в том числе в педагогическом составе выявляются такие лица, которые навязывают ученикам экстремистские идеи.

Поэтому задача правоохранительных органов и правозащитного сообщества – вовремя обнаружить и нейтрализовать негативное влияние деструктивных организаций и обеспечить процветание и успешное развитие нашего государства.

– Игорь Викторович, что делать педагогам или директорам школ из регионов, где Вы не читаете лекции и не проводите курсы? Куда им обращаться?

– Первая проблема, с которой сталкиваются руководители учебных заведений, – это то, что сейчас антинаркотические мероприятия или профилактика табакокурения – это тренд. И многие некоммерческие организации приходят в школу, предлагают свои услуги: совершенно бесплатно провести с учениками мастер-классы, тренинги... Многие руководители образовательных учебных заведений буквально атакованы такими организациями. В этом массиве крайне сложно разобраться: где организация, которая действительно имеет хорошую репутацию и рекомендательные письма от департамента образования, а где фронтовая секта. Многие организации регистрируются как юридические лица, в уставе которых нет ничего связанного с религией, это их массировка, и педагогам крайне сложно разобраться, кто есть кто.

В этом случае директорам школ рекомендуется, прежде чем разрешать проводить какое-то мероприятие на территории учебного заведения, согласовать этот вопрос с вышестоящим руководством, с департаментом образования города.

– Там тоже могут оказаться «дремучие»в этом отношении люди, которые разрешат проводить.

– Здесь действует правило субординации, необходимо просигнализировать своему начальству: пришла такая-то организация. При этом параллельно делается запрос представителям традиционных религиозных организаций, которые действуют в регионе.Например, можно сказать:«К нам пришли ребята, которые поют хорошие песни про Христа, они вроде связаны с нравственностью. Скажите, пожалуйста, имеет ли данная организация отношение к каким-то сектам?» В каждом регионе есть центр по мониторингу деятельности деструктивных религиозных организаций, члены которого сразу могут предоставить информацию: данная группа уже действовала в других регионах, она проникала в школы, с ней просим не сотрудничать.

Нужно наладить связь с местным религиоведческим сообществом, чтобы местный религиовед, эксперт антисектантского центра предоставил экспресс-анализ и указал, с какой организацией можно сотрудничать, а с какой нельзя. Далее задача директора школы– применить эту информацию. Если какая-то организация действительно представляет опасность для психического и физического здоровья несовершеннолетних, то ни в коем случае нельзя подписывать соглашение о проведении совместных мероприятий.

В данном случае нужно использовать самый короткий афоризм Козьмы Пруткова: «Бди!»К сожалению, не во всех регионах проявляется эта бдительность, и затем постфактум руководитель учебного заведения признается: мы недосмотрели. Я не буду называть высшее учебное заведение, но мы столкнулись с фактом, что проректор по воспитательной работе впустил в свой вуз организацию, не проверив, с какими конфессиями она имеет связи. И адепты сомнительного учения на протяжении практически года действовали в вузе и завербовали в свою секту нескольких студентов. Потом проректор предпринял большие усилия для того, чтобы спасти студентов, вывести их из этой организации. Он понимал, что допустил ошибку, и приложил все усилия, чтобы ее исправить.

Чтобы такого не случилось, необходимо вовремя предупреждать опасность. Семинары и курсы лекций, которые сейчас проходят в регионах, затрагивают тему религиозной безопасности не только личного педагогического состава, но и обучающихся, потому что через преподавателей действуют опасные секты. Бывает, что на каких-то мероприятиях, которые проводятся под эгидой педагогического сообщества или института повышения квалификации педагогических сотрудников, директора и заведующие боятся задавать вопросы. Они думают, что если это организовано на официальном уровне, то не может быть, чтобы им раздавали методические пособия, в которых содержатся какие-то сектантские элементы. Но, к сожалению, бывает и такое. Люди, которые должны тщательно проверять подобную литературу, тоже этого не замечают. Поэтому всегда нужно задавать вопросы, сохранять критичность мышления.

Бывает так, что даже в научных учреждениях есть сектантская литература. У меня было несколько лекций в крупных научных библиотеках, и я указал, что у них в разделе «Традиционные религиозные организации»есть опасная сектантская литература. А руководитель библиотеки указывает: «Смотрите, здесь написано: “По благословению архиепископа”». Я объясняю, что этот человек самозванец, он болел параноидной шизофренией, а сейчас находится на свободе, пишет книги и рассылает их в библиотеки. А сотрудники библиотеки, не разобравшись, что эта литература не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви, размещают ее в каталогах. Молодые люди приходят, начинают читать, и у них возникает искаженное понимание православных религиозных ценностей. Тем более что у данного человека, который страдал психической болезнью, есть некие склонности к сексопатологии, поэтому многие люди, прочитав такую книгу, отвращаются от Церкви.

– Они думают: «Раз у вас такое православие, значит, мы к нему и близко не подойдем».

– И поэтому стоит задача изымать подобную литературу, и, если она попала в библиотеку, ее нужно ставить в разделы, которые сейчас толерантно называются «Нетрадиционные религиозные движения» либо «Сектоведение». Поэтому профилактика и мониторинг должны быть не только в области педагогики и образования, но и в области науки.

– Резюмируя все, что сейчас прозвучало, надо бдить, думать, не бояться задавать вопросы, живо интересоваться новой информацией о тех или иных организациях и обращаться к людям, компетентным в этом вопросе. В частности, наверное,можно обращаться в правовой отдел Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, который Вы представляете.

– Абсолютно верно. В наш правовой отдел поступают запросы, и мы даем консультации,рассказываем регионам о религиозных организациях, об опасности, которую они представляют.

– Спасибо большое!

Уважаемые зрители, я благодарю вас за внимание. Оставайтесь с нами сегодня и всегда!

 

Ведущая и автор программы: Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать