Союз онлайн: Есть что сказать

28 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Всех, кому полюбились наши встречи со Святой Землей, я спешу порадовать продолжением этого цикла. Продолжение будет праздничным, посвященным Успению Пресвятой Богородицы. О том, как отмечают святой день в Иерусалиме, расскажет гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви, моя постоянная собеседница.

Анна, здравствуйте, поздравляю Вас с праздником. Эта программа выйдет в эфир накануне и в день Успения Пресвятой Богородицы, к которому мы пока еще только готовимся. Как Иерусалим встречает этот праздник?

– Действительно, у нас уже можно сказать: «С праздником!», потому что в Иерусалиме Успение начинают праздновать за три дня до 28 августа. После Пасхи и Рождества Успение у нас, пожалуй, самый большой праздник. Ни один из Богородичных праздников у нас не празднуется так многодневно и так широко, и это совершенно не случайно. Я так думаю, что это очень древняя традиция. Дело в том, что Матерь Божия для нашей Иерусалимской общины, самой первой общины времен апостолов, была, действительно, необыкновенно важным человеком, очень важной фигурой. Она в некотором роде заменила Христа. После Вознесения Господь действовал в Церкви Духом Святым, как и обещал: «Аз есмь с вами», то есть пребывал с апостолами теперь уже невидимо. А Матерь Божия, оставаясь здесь на земле, была опорой для общины. Мы знаем, что, по преданию, от Нее происходило очень много исцелений и Она духовно окормляла общину примерно все двадцать лет, которые жила в Иерусалиме после Вознесения Господа. И это тоже не случайно, ведь Господь мог сразу Ее забрать. Мы не можем с вами дерзнуть предположить, что Матерь Божия не готова была к вечности и ей нужны были эти двадцать лет. Нет, это не Ей они были нужны, а нам, поэтому Она продолжала жить среди людей и дожила до глубокой старости, как нам говорит предание, и только тогда Господь забрал Ее. Однако Матерь Божия сохранялась в тайне, поэтому мы с вами практически ничего в Евангелии о Ней не читаем. Все дело в том, что для язычников могут быть соблазны обожествления Богородицы, то есть, раз Она родила Бога, значит, сама Богиня. А для иудеев был большой соблазн в том, что Она была женщиной. И вообще, понятия о том, что Христос – совершенный Бог и совершенный человек, тогда еще не было в Церкви, оно не существовало в таком четком догматическом смысле, ведь еще не было Вселенских Соборов. Апостолы понимали многие вещи через Духа Святого, скажем так, интуитивно понимали. А что касается остальных членов общины, для них личность Божией Матери могла быть смутительна, поэтому знали Божию Матерь и общались с Ней только те, кто были утверждены в вере, были крещены и находились в очень тесном общении с апостолами и с Пресвятой Богородицей.

Это особенное почитание Божией Матери сохранилось у нас до сих пор. И предание о том, как было Успение (это наше палестинское предание, оно пошло со Святой Земли), отразилось, естественно, и на его праздновании, которое у нас совершается по-другому, не как в России. У нас начинают праздновать Успение 25 августа. В Иерусалиме есть уникальная плащаница Божией Матери. Это двусторонняя икона на дереве, которая представляет собой силуэт Богородицы, лежащей на боку, со сложенными на груди руками и закрытыми глазами. Это икона необыкновенно красиво украшена драгоценными камнями; это дар нашей русской графини Орловой-Чесменской, печально известной в истории. Действительно, женщина с очень странной, страшной, только Богу ведомой судьбой. Ее обстоятельства жизни и смерти были очень странными, однако в момент, когда она обратилась к Богу, она пожертвовала для плащаницы Матери Божией свои драгоценности, которые до сих пор ее украшают. Очень надеюсь, что Матерь Божия молится и ходатайствует пред Господом за эту женщину, жизнь которой была полна страшных грехов и духовных восхождений. Очень странная личность в нашей истории.

Эта плащаница хранится целый год в Гефсиманском подворье, в Малой Гефсимании (по-гречески называется Метохия), напротив Храма Гроба Господня. 25 августа в 5 утра переносят плащаницу Божией Матери из того храма, где она хранится круглый год, к гробнице Божией Матери. В 2 часа ночи бывает ночная литургия, а потом игумен монастыря на перекинутых через шею красных, голубых и белых лентах на груди несет плащаницу по ночным улицам Иерусалима к гробнице Божией Матери. Там она будет находиться до отдания праздника, то есть до 5 сентября. Совершенно потрясающий крестный ход идет по тихим ночным улицам Иерусалима, все с зажженными свечами. Люди, живущие в Старом городе, но которые по какой-либо причине не смогли пойти на крестный ход, выходят из своих домов и встречают Матерь Божию по дороге. Конечно, поются стихиры праздника, русские паломники иногда поют тропарь Успению. И вот так к рассвету (крестный ход длится примерно час) приходят в Гефсиманию. Там сразу начинается литургия.

Надо вам сказать, что весь Успенский пост тоже отмечен особым делом. Ночная литургия в Успенский пост на Гробе Господнем совершается каждый день. Несмотря на то, есть ли заказная служба или нет, врата всегда открыты и любой человек может прийти. И, естественно, в Гефсимании у гробницы Божией Матери каждое утро литургия, это круглый год. Также весь Успенский пост совершается литургия в интересном месте, которое называется Малая Галилея, это на Масличной горе. В том месте, по преданию, архангел Гавриил явился Божией Матери за три дня до успения и благовестил Ей, что через три дня Она отойдет ко Господу. Мы называем это Благовещенье об Успении, есть такое название. Там тоже небольшой храм и каждый день служится литургия. В течение года там служб не бывает, а Успенским постом – каждый день.

Но вернемся к самому празднованию Успения. В ночь с 26 на 27 августа бывает единственная в году ночная литургия на гробнице Матери Божией. Это тоже редкость. 27-го утром совершается чин Погребения – служба, написанная по подобию чина Погребения Спасителя, которую мы совершаем в Страстную субботу (Великую). Служба начинается в 9 утра и длится примерно 1,5 часа. Довольно много народа собирается на нее. И, наконец, 28 августа на гробнице Матери Божией большая праздничная, торжественная литургия, конечно, с Патриархом, и со всеми владыками, и с огромным количеством народа. Это очень радостно, что к Божией Матери все собираются.

Гробница Божией Матери устроена таким образом, что, для того чтобы спуститься вниз, к самой погребальной пещере, где Матерь Божия находилась три дня и где апостолы ее не обрели потом, нужно спускаться по очень длинной лестнице, сделанной в свое время крестоносцами. И эта лестница все дни перед Успением бывает уставлена свечами (очень красиво), а в сам праздник, 28 августа, она заполнена стоящим и сидящим народом, потому что вместиться внизу уже, конечно, в самом храме негде. Но все равно это очень радостно и благодатно. Царица Небесная вообще в Иерусалиме очень близко, а особенно в дни Успенского поста чувствуется Ее особое присутствие и благословение, Ее милость к нам. Это особое время в Иерусалиме.

– Я хотела бы спросить о совершенно удивительной Иерусалимской иконе Божией Матери, об истории этого образа. Если я не ошибаюсь, именно она установлена в гробнице Пресвятой Богородицы. Ведь он совершенно чудесный, совершенно поразительный. Рядом с ним можно стоять сколь угодно времени и смотреть на него. И Дева Мария там, действительно, как живая.

– Да, это так. Икона Иерусалимской Матери Божией стоит за гробницей Божией Матери, то есть внутри храма, но сама гробница Матери Божией покрыта часовней. Так же, как в Храме Гроба Господня Кувуклия покрывает Гроб Господень, находится как бы храм внутри Храма (часовня внутри храма), так и гробница Божией Матери, само погребальное каменное ложе покрыто часовней внутри храма. И за ней находится Иерусалимская икона Матери Божией. Она была написана примерно в середине XX века русской монахиней из монастыря святой Марии Магдалины. Монахиню звали Татиана, потом Сергия, и, говорят, она вообще не была иконописцем. У нас есть предание: рассказывают, что она страдала недугом пьянства (такое у нее было искушение) и она молилась Божией Матери. И Матерь Божия явилась ей и говорит: «Напиши Мой образ». Матушка стала писать, написала все, а лик не получается. И она очень каялась, плакала, молилась ночами и однажды заснула в молитве. И когда наутро она проснулась, то увидела, что лик уже написан. Ей осталось только детали какие-то доработать. Вот так мы имеем как бы наполовину рукотворный образ Царицы Небесной. И что интересно, святой Паисий Святогорец, которому Матерь Божия не раз являлась, он видел Ее, при вопросе сестер: «Как Она выглядит? Какая Она?» – ответил: «Она такая, как на Иерусалимской иконе».

– Чудесно. И Слава Богу, что благодаря писаниям, которые оставил, в частности, Дионисий Ареопагит, мы имеем и какие-то сведения об облике Пресвятой Богородицы, достоверную информацию о том, что Она делала, когда жила в Иерусалиме уже после Вознесения Господня, что там происходило. Большое Вам спасибо за этот рассказ. Наверно, события Успения Пресвятой Богородицы как-то особенно трепетно и в то же время особенно ясно переживаются в тех местах, где все происходило. И спасибо Вам за эту возможность побывать там, пусть и посредством телеэфира. С праздником!

 

Ведущая и автор программы: Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать