Союз онлайн: Есть что сказать

26 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Закон о чувствах верующих. Гость в студии: публицист и миссионер, настоятель храма Иваново-Вознесенских святых города Иваново иеромонах Макарий (Маркиш). Ведущая - Светлана Ладина.

– Закон о чувствах верующих, принятый после известных событий 2012 года, когда целая волна обрушилась на Православную Церковь, был принят, и с тех пор не умолкают споры даже в православной среде о том, зачем нужен такой закон, что за чувства такие у верующих, что они оскорбляются на каждом шагу и по каждому поводу. Как Вы относитесь к факту принятия этого закона и к тому, как он сейчас работает?

– Относиться надо очень просто: надо смотреть в корень, как говорил Козьма Прутков. А корень состоит в том, что слово «чувства», которым все время «играют» наши оппоненты, обозначает два совершенно разных среза реальности, а именно: чувства личные и чувства общие. Я Вам это сейчас докажу.

Возьмите, например, такое чувство, как чувство справедливости. Можем сказать: «У нее очень остро с детства развито чувство справедливости». А давайте другую фразу: «Ущемленное чувство социальной справедливости спровоцировало восстание каких-нибудь индейцев или где угодно, может быть, и в России в 1917 году». Совершенно разные реальности. Слово одно, а реальность разная.

И когда заходит речь о чувствах верующих, то эти два среза реальности перемешиваются в сознании слушателей и зрителей, и особенно «говорителей», и они начинают пороть всякую чушь друг другу. Так вот, наши индивидуальные, личные чувства вообще не подлежат никакому внешнему, общему, объективному рассмотрению. Это субъективный фактор. Вы можете обсуждать их со священником на исповеди, если у него есть время, или просто друг с другом индивидуально, персонально. Но общие чувства подлежат рассмотрению в правовой сфере, в сфере юридической, а не в сфере эмоциональной.

Как это доказать? Элементарно. Посмотрите формулировку 213-й статьи Уголовного Кодекса о хулиганстве, где говорится о том, что хулиганство представляет собой нарушение общественного порядка, которое бросает вызов обществу, оскорбляет общество. Там два раза употребляется это слово «общество». Хулиганство – дело не личное, а общее, и определяется, измеряется это нарушение общественного порядка нормами, обычаями того общества, где мы находимся и от имени которого государственная власть и судит хулиганов или хулиганок.

– Но нам в ответ говорят: «Общество у нас светское, а вы – со своими вот этими понятиями, и они отличаются от того, что хочет общество. А общество бы хотело поставить театральный спектакль с тем, чтобы там и Христос ваш присутствовал, и женщины распутные…» Но только они не каяться будут и не будет он из них бесов изгонять, а будут совершенно другие вещи там, на сцене, происходить. И общество нам говорит: «Что вы за мракобесы такие? Почему вы нам не даете это все сделать?»

– Только это не общество говорит, это несколько ишаков говорят, которые хотят представить это общество.

– Они очень громко об этом говорят…

– А ишаки всегда очень громко кричат, у них такой голос. А чего вы удивляетесь? Собака лает, караван идет.

– Батюшка, осторожно. Отца Дмитрия Смирнова недавно чуть не привлекли за оскорбление чувств атеистов, потому что он сказал: «За атеиста замуж – все равно что за медведя в цирке». Опасно.

– Разные есть атеисты, и некоторые атеисты, которые очень плохо себя ведут, уподобляются медведям, даже не в цирке, а в лесу. А тут же добавлю, что некоторые не атеисты тоже ничем не лучше. В царское время все остроги были полны православными убийцами, ворами, сутенерами, фальшивомонетчиками. Кого ни назовете – все православные были. И шли по уголовным статьям. Ровно также и сейчас. И вот это распространение уголовного закона на чувства верующих есть не что иное, как конкретизация понятия «хулиганство» применительно к религии. А почему именно к религии, а не к атеизму и не к собиранию марок или запусканию бумажных голубей? Потому что религия представляет собой элемент духовного, исторического, национального наследия. А запускать бумажных голубей не составляет такого элемента.

– Хорошо, тогда давайте возьмем ситуацию с тем же спектаклем или какой-нибудь выставкой, а их масса, оказывается…

– Да не масса.

– Сейчас вот в Перми люди протестуют. Я посмотрела изложение того, что происходит на сцене. Вообще, это мерзость и пакость. Также мы знаем про фильм «Матильда», который готовится к показу. В общем, понимаете, это как-то все множится, и, с одной стороны, кажется, что на каждый плевок не наоскорбляешься, как на каждый чих не наздравствуешься, а с другой стороны, ведь совесть беспокоит: я прошел мимо, а там все-таки что-то происходило, в адрес моего Христа были непотребные вещи.

– Бог-то поругаем не бывает, а то самое общество бывает поругаемо. Для того чтобы поругания общества не происходило, существуют люди, которые носят темно-синие погоны и получают зарплаты (может, не столь плохие), и называются они прокуроры и следователи.

– Да, но им нужно заявление от потерпевшего.

– Верно, а вот чего нам не хватает, дорогие наши зрители, – нам не хватает юридического сознания и юридических ресурсов. Так вот, в такой цивилизованной стране, как Соединенные Штаты Америки, существуют фонды юридической защиты, поскольку прокуроры зарплату получают, а адвокаты тоже хотят, им тоже надо платить за электричество, за газ.

Если бы мы с вами, вместе с поддержкой канала «Союз» и другими добрыми делами, создавали фонды юридической защиты, тогда в случае, когда возникает какого-то рода гадость, юристы из этого фонда, которые получают свою зарплату, утром, в 9 часов, приходили бы на работу, им на стол клали бы соответствующую бумажку или поступал бы звонок, они бы писали соответствующее обращение в прокуратуру – или не писали, сказав: «Знаете что, друзья, тут не прицепишься ни к чему, и нечего беспокоить прокурора». А если есть что – он побеспокоит, и соответствующий процесс пойдет. И оппоненты наши, мягко выражаясь, а грубо говоря, люди нехорошие, «получат по зубам» вплоть до зоны. И это будет очень правильно.

– Вот, и после того, как мы говорим то, что Вы сейчас сказали, нам говорят: «А вы же христиане, вы должны любить и прощать. Как вы можете?»

– А мы очень любим этих людей, мы их, разумеется, прощаем, и для того чтобы сделать им получше, направляем их для исправления в места лишения свободы.

– Но сами бы вы туда не хотели?

– Но мы же не делаем таких гадостей, как делают они. Я, например, вожу автомобиль по необходимости. Недавно я повернул налево там, где поворачивать было нельзя, мне просигналил полицейский, стал очень извиняться, видя мой подрясник и крест. А я говорю: «Что Вы извиняетесь? Нарушил – отвечу». И заплатил штраф. И так и подумал про себя: я нарушил, значит, мне надо ответить, чтобы я больше таких нарушений не совершал. А самое смешное, что когда через две недели ехал в том же месте, знак «поворот налево запрещен» был убран и все мирно поворачивали налево.

– Может, этот знак был для того, чтобы полицейский смог поправить сложное финансовое положение?

– Нет, что Вы, в нашем городе таких безобразий сейчас уже давно нет, все, кто этим занимались, уже сидят, а все остальные, которые трудятся, они трудятся честно. Знак был поставлен для того, чтобы не поворачивали, а потом, как Вы выражаетесь, простили всех «поворотчиков», решили нас помиловать и знак убрали.

– В Москве, в Центре, была выставка работ Вадима Сидура…

– В Манеже.

– Да, в Манеже. И Людмила Осипенко, православная христианка, пришла туда и эти работы сбросила на пол. Я не знаю, как уж так линолеум мог повредиться, чтобы в десятки, если не в сотни тысяч были выставлены штрафы за потраву имущества. Но я представляю себе эту ситуацию: вот я вхожу и вижу совершенно похабные изображения. Как бы меня ни убеждали, что человек – фронтовик, что он с таким боевым прошлым и он светило искусства – это ведь совместимо, и человека с прекрасным прошлым может «занести», и его бес может искусить. Вот с ним это и случилось. Как Вы относитесь к такого рода проявлениям, когда человек просто не удержался и уже предпринял какие-то действия?

– Как говорит наш уважаемый президент, надо мух от котлет отделять.

– Хорошо, каким образом?

– «Мухи» в данном случае – это наша попытка судить о судьбе этого художника от слова «худо». Бог с ним, это не наше с Вами дело, куда его там понесло или унесло. Что касается его «трудов» (в кавычках), все-таки у нас хотя и взрослая аудитория, но мне показали такую картинку, у меня борода, наверное, покраснела, когда я посмотрел. Это вот некоторая форма «котлеты», что да, действительно, надо судить эти, в кавычках или без кавычек, произведения и обнаружить, какова их художественная, эстетическая, нравственная и так далее духовная ценность. Мы с Вами можем высказать одни суждения, какие-то эксперты выскажут другие суждения и так далее – это отдельный процесс. Вот здесь общество, пожалуй, может что-то высказывать, и я думаю, что Православная Церковь, а также мусульманская умма не в меньшей мере, или кто-то еще могут здесь какое-то словечко сказать.

А третья в «котлетах» – это сама Люда Осипенко, которая находится, насколько я понимаю, все еще под судом или под следствием.

– Да, идет судебное разбирательство.

– Дело еще не прекращено, но возвращено следственным органам в связи с какими-то недостатками следствия. Что конкретно сделала она? Нарушила закон, да или нет? Не всякое нарушение закона влечет уголовное преследование, это вопрос уже правоохранительный и правоприменительный, в котором уже нас с Вами, честно говоря, не спросят. И когда пытаются (я бы хотел это подчеркнуть) переносить вопросы юридические на эмоциональный уровень, то делают плохо как эмоциональным людям, так и юристам, потому что тем самым может оказываться давление на суд и на следствие, а это нехорошо, даже может вызвать некоторые санкции. Не надо оказывать давление, надо сказать: «Суд решит. Следствие будет идти, факт будет выясняться. Если эти факты дойдут до суда, то решит суд, а не мы: не я и не вы, дорогие телезрители.

– Тезисно – советы людям, которые видят некие кощунства в среде искусства и культуры, они являются православными христианами, чувствуют смущение и понимают: то, что происходит, надо остановить. Что делать?

– Консультируйтесь с юристом и участвуйте в создании фондов юридической защиты c тем, чтобы эти юристы были не просто неизвестно откуда пришедшие, неизвестно кто такие, а люди, которые работают на нас, на общество, на то самое общество (без кавычек), которое пытается налаживать нашу общую жизнь в нормальных рамках, в нормальных условиях.

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать