Союз онлайн: Есть что сказать

26 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Старость в традициях Святой Земли (часть 1). Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– С минуты на минуту на экране появится наш постоянный проводник по Святой Земле, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви, а пока я расскажу, о чем пойдет речь сегодня. В прошлый раз Анна рассказывала нам о святых местах, которые связаны с событиями праздника Сретения Господня. И, вспомнив историю праведного Симеона Богоприимца, мы решили поговорить о ней поподробнее, а также о том, как в традициях Святой Земли воспринимается старость.

Анна, здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Вопросы названы, и теперь мы ждем Ваших ответов на них.

– Святой Симеон Богоприимец, пожалуй, не самый почитаемый в мире святой, кроме двух мест – Хорватии и Святой Земли. Хорватия – потому что там находятся его мощи, а Святая Земля – так как он здесь жил. Евангельская история о святом Симеоне Богоприимце вызывает очень много вопросов, поскольку о самом святом сказано немного: лишь то, что был он старец, праведник и ему было обещано Богом дожить до момента, когда он увидит Христа Спасителя.

Есть церковное предание, широко известное на родине Симеона Богоприимца, о том, как святой Симеон получил это обетование. Связана эта история с переводом Священного Писания с иврита на греческий язык. Рассказывает о ней очень интересный исторический документ, который называется «Письмо Аристея». Ученые относят его создание к периоду – 100–200 лет до Рождества Христова, а кто-то даже говорит, что это ранняя христианская литература. Но однозначно, что документ очень древний и написан от лица человека, который будто бы был свидетелем событий перевода Библии на греческий язык. В нем рассказывается о царе Птолемее, который был большим библиофилом и имел все книги, которые только есть в мире, кроме Священного Писания евреев. Для того чтобы его получить, Птолемею пришлось отправить в Иерусалим делегацию к первосвященнику храма с богатыми подарками (существует даже их перечень) и просить отправить к нему в Александрию сведущих людей, которые бы свободно владели ивритом и греческим и могли сделать перевод. В «Письме Аристея» приводится список толковников, то есть переводчиков, которые были отправлены, и среди них есть человек по имени Симеон. Когда переводчики пришли в Александрию, царь, как написано в документе, построил для них специальный дом на полуострове, где они могли бы трудиться без помех, никто их не отвлекал, только специальные слуги доставляли в определенный час еду. И переводчики принялись за работу. Они были разделены на группы, потому что Священное Писание – Пятикнижие, Пророки – очень большое.

Святому Симеону достался фрагмент из Книги пророка Исаии – глава, где говорится, что Дева во чреве приимет. Старец задумался, как перевести слово «дева», потому что на иврите явно было употреблено слово, означающее «девственницу», то есть «не знавшую мужа». Он посчитал, что это ошибка, и решил заменить словом, которое означает «жену», то есть существо женского пола. К тому же на иврите есть два слова со значением «девушка», «дева»: «бетула», которое означает именно «девственницу» и «альма» – просто существо женского пола, «молодая девица».

Как только святой Симеон занес руку, чтобы заменить слово, к нему явился ангел и сказал: «Симеон, не трогай написанного. Ты не умрешь, пока не увидишь эти слова сбывшимися». Тогда старец написал по-гречески слово «парфений», то есть «дева», «девственница». Дальше рассказывается (уже не в «Письме Аристея», а в древнегреческом предании), что Симеон никак не мог забыть этого момента и когда переводчики возвращались из Александрии домой с богатыми царскими подарками, все время думал о том, как же может быть, чтобы незамужняя дева могла родить? Когда они проходили мимо реки, святой Симеон решил: «Брошу в реку кольцо и, если потом вновь найду его, тогда поверю словам ангела». Он бросает в реку кольцо, приходит в ближайший город, покупает на рынке рыбу и внутри нее находит кольцо, которое бросил в реку. Тогда у старца уже не остается сомнений, и он отправляется в Иерусалим. По преданию, святой Симеон Богоприимец жил 360 лет, соответственно, около 300 лет он прожил Иерусалиме, ожидая исполнения слов ангела.

Нам очень трудно себе представить, как можно так долго ждать. Когда мы бываем у купели Вифезда и вспоминаем расслабленного, который 38 лет ожидал исцеления, и знаем, что сами, более две недели, с трудом можем дождаться выздоровления от гриппа, то, конечно, удивляемся, какая была сила и вера у людей того времени. А Симеон ждал 300 лет! Надо полагать, что все это время он не оставался юным, но остарился и нес тяготы старости, болезни и немощи. Однако он жил ожиданием встречи с Мессией, а значит, ожиданием соединения человека с Богом. Рождение Спасителя принесло в мир победу над смертью, искупление от первородного греха и возможность соединения человека с Богом, и Симеон ждал этого с невероятным терпением и надеждой. Это очень потрясает, особенно когда мы бываем в Иерусалиме на месте сретения и в монастыре святого Симеона Богоприимца. Подобные мысли приходят здесь сами собой, и живо и реально ощущаешь эти события и саму личность святого Симеона. Поэтому в образе святого Симеона Богоприимца мы имеем очень хороший пример. Предание о рыбе и кольце даже отображено на иконах, которые располагаются в храме монастыря святого Симеона вокруг его гробницы и погребальной пещеры, где он был похоронен.

– Спасибо, очень интересно! В связи с этим рассказом вторая часть нашего разговора – о старости. Очень преклонные лета святого Симеона несомненно были волей Божией. Собственно говоря, она исполняется на любом человеке, и мера жизни каждого отмеряется на небесах. Мы, правда, не всегда об этом помним, поэтому иногда можно наблюдать очень интересное противоречие. С одной стороны, мы желаем друг другу долголетия, а с другой – от людей, доживших до очень серьезного возраста, можно услышать: «Что же Господь меня не забирает? Отчего Он на меня так гневается?» Человек задумывается, что же он еще должен сделать на земле до перехода в вечность, или просто ропщет на то, что вынужден нести старческие немощи и им не видно конца-края.

Как воспринимается старость в традициях Святой Земли – как проклятие или благословение, если брать крайние определения?

– Я думаю, что Господь дает состояния младенчества и старости, то есть беспомощности, зависимости от других людей, чтобы мы могли проявлять любовь. Против старости мы все грешим. Дети еще сладкие, хорошенькие, миленькие, и хотя иногда ведут себя так, что нет никаких сил терпеть, тем не менее наше умиление ими довлеет над любыми другими чувствами. А со старостью дело обстоит иначе: мы часто грешим перед стариками, не имея к ним любви, терпения, не заботясь о них так, как нужно.

На Святой Земле очень крепки народные традиции, как у евреев, так и арабов. У нас принят патриархальный уклад жизни: люди живут большими семьями, поэтому пожилые люди окружены огромным количеством детей, невесток, внуков, правнуков и так далее. Поэтому на Святой Земле в арабских и еврейских семьях нет одиночества стариков, особенно у арабов, где они постоянно окружены вниманием. Кроме того, поскольку общество патриархальное, оно ориентировано на старшее поколение. В последнее время я много об этом задумываюсь и читаю интересные книги на эту тему. Мы ориентированы на своих ровесников, европейское общество – на себе подобных, мы не копируем больше наших мам, бабушек ни в одежде, ни в способе приготовления пищи. Наоборот, мы говорим им: «Ты не понимаешь, сейчас так никто не делает. Кто же сейчас так готовит? Ведь есть микроволновки, мультиварки…» То же самое касается одежды и всего прочего, поэтому происходит разрыв между поколениями, что, естественно, плохо как для старшего поколения, потому что старики остаются одинокими, так и для молодежи, что не получает того опыта, который можно перенять у старших. Происходит и более худшее: ученые доказали, что, оказывается, страдает психика ребенка, подростка, а затем и взрослого человека, который растет без должного влияния и связи со старшим поколением. Человек вырастает неуверенным в себе, более беспомощным и менее приспособленным к жизни, хотя на первый взгляд кажется, что современные люди очень самодостаточные и самоуверенные. Однако это не так, поэтому общий уровень умения выживать во всех смыслах (физическом, финансовом, психологическом) падает во всем мире. А поскольку у арабов сохраняется большая семья, у них этих проблем меньше; и финансово они намного стабильнее, потому что все друг другу помогают. Старикам у них почет, уважение, иногда даже излишние. Они балуют своих стариков, всячески выказывая им любовь. Это не только добродетель, это часть культуры: человек не может поступать по-другому, он живет по своим сложившимся традициям, – и это держит всю семью и отношения в ней. Это вызывает не просто умиление, а сердечное раскаяние, потому что у меня с папой, Царство ему Небесное, были достаточно сложные отношения, пока не умерла мама. И оказалось, что теперь папа – старичок (он был намного старше мамы) и оказался у меня на руках. Пришел момент, так устроил Господь, когда я поняла, что он сейчас умрет, а мы с ним так и останемся не то друзьями, не то врагами и между нами нет любви и понимания. Мы тогда обнялись, примирились, но, к сожалению, оставалось очень мало времени: через полгода папы не стало. Однако эти полгода мы жили душа в душу, каждое воскресенье после службы стали ходить в кафе, чтобы побаловать и утешить папу: он очень горевал без мамы. До сих пор мы поддерживаем эту традицию.

Нельзя упускать минуты, потому что они уходят, и любовь, которую мы не оказали своим пожилым родителям, бабушкам, дедушкам сейчас, потом мы уже не окажем. За них можно будет только молиться. Но совесть будет терзать и грызть тебя от недостатка общения, которое ты поленился получить, когда еще было можно. Лучше этого не допускать: то, что у нас есть пожилые люди и мы можем любить их, учиться у них, согреваться их теплом – огромная ценность.

Бывает, что в группе встречается пожилая паломница, которая выглядит на первый взгляд как вредная бабка. Но стоит отнестись к ней с любовью, уважением, расспросить про ее жизнь, где-то подать руку, подождать, не начиная без нее рассказ, как человек меняется, становится добрым, приветливым. Оказывается, бабка была не вредная, просто она привыкла воевать с миром, молодежью, людьми вокруг нее. Яви ей теплое сердце, попробуй оказать внимание, пусть даже только внешне, без должного чувства, как перед тобой раскрывается совершенно другой человек. Вся группа начинает бабулю опекать – и она довольна. Это еще одна польза паломничества.

– Анечка, огромное спасибо! У меня были чисто теоретические вопросы, а Вы перевели их в практическую плоскость, которая действительно более полезна, чем теория.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать