Союз онлайн: Есть что сказать

24 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Почитание святого Царя-Страстотерпца или ересь царебожия? Гость студии: Пётр Мультатули, кандидат исторических наук. Ведущая - Светлана Ладина

– Доброго дня, дорогие друзья, это программа «Есть что сказать». Сегодня в екатеринбургской студии телеканала «Союз» мы принимаем кандидата исторических наук Петра Валентиновича Мультатули, писателя, исследователя жизни и подвига Царя-Страстотерпца Николая II, правнука повара царской семьи Ивана Михайловича Харитонова, убитого в Ипатьевском доме в ночь на 17 июля 1918 года.

Петр Валентинович, здравствуйте!

– Здравствуйте.

– Большое спасибо, что пришли к нам. Как-то в одном из интервью Вы мне сказали, что можно говорить с людьми о разных исторических персонажах и все будет тихо, спокойно и благопристойно, но как только речь зайдет о Государе Николае II, так у собеседника могут случиться непредвиденные реакции. И я тоже наблюдала это. Думаю, что все мы видели эту реакцию чуть меньше месяца назад, когда Наталья Владимировна Поклонская в простоте сказала о том, что ей позвонили сотрудники и сообщили, что в Крыму мироточит памятник-бюст Царя-Страстотерпца Николая II. И вот началось: нецерковные люди откровенно глумились, а определенная часть церковных людей выражала недовольство, обвиняя ее в ереси царебожия. Это настолько подтверждало Ваш тезис, что я прошу Вас все-таки его обосновать. Почему такая реакция?

– Я таких маразматических высказываний – обвинений Поклонской в ереси царебожия – не слышал, но раз Вы говорите, что они были... Да все потому же. Я не беру людей, настроенных антихристиански, и соответствующие силы – с ними все ясно: для них это повод... Один журналист точно определил реакцию таких людей на имя Государя: «корчи вампира перед рассветом». С ними все понятно, их просто коробит при имени Государя Николая II.

А вот такая реакция со стороны православных людей (или называющих себя православными) говорит о том, что это люди малоправославные и для них чудо мироточения – это вообще нечто, не поддающееся пониманию. Для православного человека чудо мироточения – одно из распространенных чудес. Я думаю, что ни Вас, ни меня, никого из православных не удивит, когда мироточит икона в Греции или у нас в России. У нас уже есть мироточивая икона святого Царя-мученика, от которой исцеляются люди. И мироточит она, по-моему, уже двадцать лет.

– Причем, я видела, как она мироточила у нас в Храме-на-Крови. Это не капельки были, которые ты видишь и сомневаешься, – нет, никаких сомнений: струи текут и благоухают.

– Струи текут и из уст Государя, вопреки физическим законам. Когда фотографировали эту икону – от той области, где течет миро, идет синий свет. То есть это одно из проявлений Божьих знаков, которые для нас неудивительны, мы понимаем это как чудо. Конечно, каждое такое чудо должно изучаться церковной комиссией, священниками.

Наталья Владимировна Поклонская в этом плане – человек чистой веры, она не думает о том, как будет выглядеть. Ей сообщили о мироточении – у нее радость, и она делится ею на православном канале (в эфире телеканала «Царьград» – прим. ред). В ответ – непонимание и ненависть. Но ненависть идет не только к Государю, самая главная ненависть – это ненависть ко Христу-Спасителю. Я глубоко убежден, что человек, который не может принять подвига Государя, не может принять полностью подвиг Христа-Спасителя. Как сказал Господь: «Тот, кто не верит в Меня, не верит и в Пославшего Меня». Так же и тот, кто не почитает Божьего помазанника как святого мученика, не может почитать Того, Кто его помазал. Это закон. Поэтому ответ такой: это отношение не конкретно к Поклонской, а отношение к Государю и ещё дальше – ко Христу.

Понятно, что Государь является альтернативой их безбожным идеалам, их безбожным попыткам вернуть нас либо в СССР 2.0, либо в либерализм, который на самом деле есть уничтожение России: принять законы лжесистемы, принять однополые браки, «родитель номер один» и «родитель номер два», ювенальную юстицию и прочую мерзость. То есть они нам предлагают два пути: либо вернуться в СССР 2.0 и погибнуть, либо войти в подчинение системе, которая породила когда-то СССР 1, и погибнуть там – выбирайте. Но самое страшное для них, если Россия вернется на путь Государя, то есть на путь православной России.

– По поводу обвинений в ереси царебожия... Они звучали именно в православной среде (ну, понятно, что обвинить в ереси может только верующий человек). Но ведь есть известная история про авву Агафона, когда к нему пришли ученики и сказали: «Авва, а ты убийца!» Он говорит: «Да». «А ты блудник» – «Да». «А ты вор» – «Да». «А ты стяжатель» – «Да». «А ты еретик». Он отвечает: «Нет». «А почему ты все время соглашался (а соглашался он по смирению), а обвинение в ереси отвергаешь?» «Потому что ересь – это отпадение от Бога и Его Церкви, я не могу с этим обвинением согласиться». И вот этим тяжким обвинением запросто бросаются.

Я поинтересовалась у священника, которого очень уважаю, что такое вообще ересь царебожия. И вот что услышала: когда говорят, что Царь пролил кровь во искупление грехов русского народа, то есть Государь как бы замещает Христа-Спасителя, Который всех искупил Своей кровью. Когда подвиг Государя ставится наравне с жертвой Спасителя – подчеркну: не христоподражательный подвиг, а равноценный или даже более значимый. Когда Царю молятся больше, чем Христу. Вот это все ересь царебожия.

Наталья Владимировна ни в чем таком, по-моему, не замечена, таких заявлений не делала и действий не производила. Телеканал «Союз» тоже периодически обвиняют в ереси царебожия. Мы с вами все такие тут собрались.

– Ну, понятно. Вы когда-нибудь встречали таких идиотов, которые бы верили во все это?  Наверное, где-то есть три-четыре нездоровых человека на город, ну, пять. Может быть, где-то и есть такие психически ненормальные люди, которые говорят, что подвиг Николая II равен подвигу Христа-Спасителя. Я лично таких царебожников не встречал, не попадались они мне. А вот цареборцев встречал десятками, если не сотнями. И вот они-то самые настоящие еретики, потому что отвергают постановления Архиерейского Собора, постановления про канонизацию Царственных Страстотерпцев, в душе они не верят в святость Царя и его семьи, хулят русскую монархию, очень часто даже оправдывают убийство Божьего помазанника. Вот таких еретиков я встречал, причем, самых респектабельных, в галстуках и не только, к сожалению, и в клобуках.

Еще хочу сказать, что так называемое царебожие – и это очень важный аспект –  есть орудие для борьбы и с Церковью, и со святым Царем-мучеником. Например, сайт «Москва – третий Рим», который разжигает это царебожие. Мы знаем, что этот сайт зарегистрирован за границей, откуда распространяет всякую гадость на Россию, на нашу Церковь, на президента, патриарха, священноначалие. Цель одна – расшатать Церковь. Вот там в изобилии можно прочитать всякий бред, который они несут и который никогда не поддерживал прежде всего сам Государь.

С другой стороны, мученическая кончина Царя и его семьи, конечно, была христоподражательной искупительной жертвой. Вообще любое мученичество искупает грехи человечества в подражание Христу. Не сами по себе, а только как часть Христа. Разве мы об этом не читаем? Разве святые мученики не искупали грехи мира сего? Сами по себе сделать этого они не могут: искупление есть дело Божие, но разве Господь не принимал их жертву во искупление других людей? Что в этом такого?

– Наверное, здесь можно провести параллель с  тем, как Авраам молится о Содоме, когда он фактически торгуется с Богом: «А если сто праведников найдется, помилуешь  ли?» – «Помилую» – «А если столько, столько... а если десять?» В такой параллели?

– Да, и в Новом Завете, и в наше время мы видим столько подвигов, когда человек идет и умирает за «други своя», за народ свой. Что значит – умер «за други своя», «душу положил за други своя»? Это значит, что Господь взял твою душу, но помиловал этих людей. Это высшая из жертв, когда жертвуют собой. Разве мы говорим что-то новое?

Конечно, если говорить, что Царь – искупитель, то это глупость. Зачем запудривать мозги людям и доводить все до абсурда? Он святой Царь-мученик, Царь-страстотерпец. Зачем еще придумывать какие-то несуществующие степени святости?

Например, я с уважением отношусь к Иоанну Грозному как государственному деятелю, с очень глубоким уважением отношусь к Григорию Ефимовичу Распутину, но я категорически против написания их самочинных икон, акафистов и так далее. То есть мы можем это делать для келейного использования, но ни в коем случае не масштабно, иначе мы разрушаем Церковь. Этого люди не могут понять. Но такие люди все-таки не составляют никакого организованного сообщества, а вот цареборцев полно, поэтому они так реагируют.

Где у Поклонской есть хоть что-то, близкое к какому-то царебожию? Она почитает Царя-мученика и его семью. А если вы побываете в Ливадии, то увидите, как там все преобразилось: повешены портреты Государя, белый зал восстановлен таким, как был при Николае II, ведутся экскурсии про царскую семью, поставлен памятник святому Царю. Вот что их бесит, а вовсе не какое-то там царебожие. Бывает, что появляются неофиты, истерики или просто психически неадекватные люди, но равняться на них и говорить, что есть какая-то ересь царебожия… Но неприятие Поклонской – это чисто фарисейское неприятие: «если бы вы были от мира сего, любил бы вас мир, но так как вы от Меня – мир ненавидит вас». За то же самое мир ненавидит и ее: она не укладывается в его рамки.

– Причем интересно, что периодически звучит претензия, что политики – это такие хитрые и изворотливые люди, от которых правды не дождешься, что в них нет никакой простоты, все так лживо. Но вот появляется в политике человек, который может сказать в простоте, – и опять не так! Вот все не так!

– Причем она не просилась в эту политику. Пять мужиков испугались принимать должность прокурора Крыма, а эта тоненькая, красивая, обаятельная девушка не испугалась, пошла, вступила в эту борьбу как человек волевых качеств, целеустремленный и верующий. И здесь она вступила в борьбу – не потому, что какие-то выгоды ищет, а потому что она такая, какая есть.

Правильно сказал владыка Панкратий о негативной реакции на ее заявление: «На детскую веру отвечаете лжемудрствованием». Замечательные слова.

И то, что сейчас она выступила против «Матильды», – она выступила против хулы на наших святых, на святого Царя. А защищают «Матильду» такие же люди, как те, кто недавно издевались над подвигом Зои Космодемьянской, этой девочки, погибшей за Родину. До чего они уже дошли? Она не святая и вообще не имеет никакого отношения к Царю, героиня времен Советского Союза, Великой Отечественной войны, замученная и повешенная немцами. Когда ее достали из могилы, у нее было чистое, светлое, святое лицо... Так начинают издеваться: «Она была больная, сумасшедшая, как на подиуме стояла...»

Они хулят все, что свято для нас. Царь – святой? Они его будут хулить. Зоя Космодемьянская погибла как мученица? И ее будут хулить. Князь Владимир – святой, ему поставлен памятник, который президент открывал? Они снимают «Викинга».

Мы, наконец, должны понять, что если не будем давать этому законный отпор – на основании Конституции, на основании наших прав – то они просто сожрут нас и нашу историю. Они сразу выпускают провокаторов, заявляющих, что будут жечь кинотеатры, – это чуть до главы государства не дошло. Кто они такие, эти провокаторы? Их вообще никто не знает. После того как были даны конкретные запросы правоохранительным органам: «А кто это такие? Давайте разберемся», – всё, они пропали, нет их.

Так что это борьба за нашу историю, за наши святыни, и мы должны бороться независимо от того, идет ли речь о наших святых, о наших царях или наших героях.

Ведущая и автор программы: Светлана Ладина

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать