Союз онлайн: Есть что сказать

24 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Верующие и неверующие паломники. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Только ли верующие люди приезжают в святой город Иерусалим? Конечно же, нет. Но как гидам работать с группами путешественников, в которых есть неверующие люди, водя их по святым местам? Как люди, относящиеся к святыням с некоторым скепсисом, недоверием, холодно, словно сторонние наблюдатели, воспринимают эту первую встречу в своей жизни? Может быть, что-то меняется в их душах? Послушаем Анну Мусан-Леви, гида паломнической службы «Радонеж». Анна, здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Скажите, пожалуйста, бывают ли в паломнических группах люди, настроенные скептически и отстраненно? Может быть,в Вашей практике бывали группы не паломников, а простых туристов?

– К сожалению, группы туристов собираются редко, хотелось бы чаще, потому что Святая Земля для всех людей. Когда люди неверующие, сомневающиеся или пришедшие к Богу, но еще не совсем присоединившиеся к Церкви попадают к нам в группы, эта поездка бывает им необыкновенно полезна. В этом случае очень многое зависит от гида, потому что любой путешественник, приезжающий в страну, видит ее глазами гида. Даже если мы говорим про обычное туристическое путешествие. Гид может привнести свое отношение, может заставить человека воспринять все в негативном или позитивном свете. Он может о каких-то исторических событиях рассказать с юмором, с сарказмом или, наоборот, передать свое восхищение тем или иным историческим лицом.

В этом смысле профессия гида – штука очень ответственная. И вдвойне ответственная, когда это касается веры. Это серьезная проверка для гида. Лично я люблю работать с такими группами, потому что верующие люди уже настроены восторженно, они ищут благодати и с радостью ее находят. Такие люди часто заранее знают, как они будут себя вести на том или ином месте, и идут по определенной канве. Иногда гиду приходится что-то сделать или сказать, чтобы растормошить паломников, потому что их церковность иногда закрывает живое восприятие Святой Земли и Бога. Такой момент есть у многих церковных людей. Когда они попадают на Святую Землю, надо помочь им детским сердцем воспринять все, что они видят, и принять так, как оно есть.

А с неверующими людьми происходит совершенно другая история. Они с открытыми глазами, ушами и ртом воспринимают все, что видят, и с интересом смотрят на гида. Они прекрасно понимают, что ты человек верующий, по-другому выглядишь, говоришь и мыслишь. И тут наступает момент проверки на искренность, потому что неверующие люди, попавшие на Святую Землю, необыкновенно чутки к любой фальши. Если верующий человек иногда готов к определенному показному благочестию, к благолепию в словах, то у неверующих людей этого нет. Они смотрят на тебя, как бы спрашивая: «Ты действительно во все это веришь? На самом деле считаешь, что это было именно так?»

Если они улавливают в гиде эту искренность и видят, что человек нелицемерно верит и честно с ними говорит, то обрушивают на него невероятное количество вопросов. Как говорит апостол Павел:«Мы в любой момент должны дать отчет в нашем уповании». Они задают, например, такие вопросы: «Как может существовать ад, если Бог есть совершенная любовь? Каким был наш мир во время сотворения и каким станет после Второго Пришествия Христа? Почему сейчас рай находится не в определенной земной точке?Где он находится, если он вообще есть? А почему мы молимся Божией Матери, если Она земной человек? Почему мы целуем святые иконы?» и т.д. Это вопросы, которые требуют от тебя ответа не по книжке, потому что по книге они могут найти в интернете.

Такие люди иногда вызывают недоумение, потому что передо мной русские (не папуасы или китайцы), которые не знают о православии ничего, как будто они с другой планеты. Но зато задают очень искренние вопросы и ответов ждут именно человеческих, то есть они ищут отблеск Христа в тебе. Они пытаются в собеседнике найти зацепочку, через которую они полюбят Христа, поверят в Него и будут потом идти за Ним, и их жизнь изменится.

Ответственность в этом случае огромная. Гиду нужно постоянно пребывать в молитве, потому что помогает только Господь. Даже если есть желание помочь людям, иногда ты не знаешь, что сказать. Часто Господь дает слова, ты сам не понимаешь, как ты это сказал.

Неверующие люди удивительно воспринимают святые места, ведь они заранее к ним не подготовлены, не знают, что такое действие благодати. Они, как чистый лист, все искренне воспринимают, при этом их реакции могут быть совершенно непривычны: могут шутить в святых местах, от радости сказать что-то совершенно неподходящее, но ты видишь по глазам, что людям очень хорошо здесь быть.

Потом многие начинают спрашивать какие-то церковные вещи, то есть людям хочется приобщиться уже к церковной жизни. Конечно, очень хорошо, когда группы смешанные, когда есть верующие церковные люди и новообращенные. Моя последняя группа в своем большинстве состояла из нецерковных людей. Из двадцати одного человека больше половины людей ходили в церковь очень редко и сомневались во многих вопросах.

Никогда не забуду один случай. Однажды мы подошли к мощам святого Иоанна Румына, Нового Хозевита. Он с 1950 года лежит как живой, его мощи абсолютно не тронуты тлением. Надо сказать, что группа была достаточно интеллигентная, интеллектуально и эстетически образованная. В ней были преподаватели университета, высокопоставленные военные и бизнесмены. Ко мне подошла женщина из группы и спрашивает: «Кто это?» Я отвечаю: «Это святые мощи». Они спросила, что это такое, и я ей объяснила. Она говорит, что такого не может быть. Я говорю, что это невозможно с материальной точки зрения, по законам нашего трехмерного мира, но есть другой мир и другие законы, и мы, христиане, в это верим и признаем – это действие благодати Божией.На ее глазах навернулись слезы, она спросила: «Но он мумифицирован? Или хранится в специальных условиях?» Мы отвечаем: «Нет», она говорит: «Но этого не может быть!», при этом стоит и смотрит на эти мощи. И тогда выручил батюшка, отец Михаил, который сказал: «Знаете, Вы примите так, как есть, сердцем, а потом все поймете. Помолитесь ему сейчас». У нее слезы лились градом, постояв в растерянности, она приложилась к мощам. Отец Михаил мне сказал, что позже она у него первый раз исповедовалась и стала изо дня в день меняться. Это надо было видеть: человек преображался, воцерковлялся и просвещался благодатью Божией, исходящей от святых мест. Действительно, это было чудо.

Я думаю, что такие вещи должны происходить на Святой Земле, она для этого и нужна. Но, к сожалению, большинство неверующих людей боится ехать в паломнические поездки. Чаще они выбирают поездки туристические, где светские гиды рассказывают им очень много исторической информации и заражают их своим неверием. В результате даже те крупицы веры, которые у человека могли быть в результате его образования или знания русской художественной литературы, которая пронизана православием, человек теряет, потому что неверующие гиды навязывают свой взгляд на Святую Землю и святые места.

Может быть, эти гиды чем-то хороши, но русскому человеку они могут принести только вред, потому что русский человек – человек православный. К православию нужно идти, тянуться, потому что мир сейчас тяжело болен. Западные страны, объевшись своей мнимой свободой и насытившись безбожием, находятся в духовной агонии, люди уже не знают, где найти спасение, и ищут его во всяких ложных учениях и извращениях. Человек сейчас находится в жутком состоянии. Понимаешь, что Россия действительно спасет мир, потому что у русских людей очень многие вещи заложены генетически. Человек может быть полным атеистом, но он читал Пушкина, Достоевского, в его городе множество храмов, его бабушка и прабабушка верили и молились, а нередко молятся за него за гробом. У русских, как и у греков, есть огромная «фора» в православии, в вере, намного больше, чем у несчастных шведов, которые пришли к христианству только в XII - XIII, а то и в XV веках.

Мне всегда безумно жаль, когда русские люди попадают к неверующим гидам. Нередко, если группы стоят рядом и рассказывает православный гид, то часть той группы тайком подбирается ближе к нам, чтобы послушать, что говорит верующий человек на эту тему, так как мы находимся в церкви у святого места. Интерес, бесспорно, есть, и мы это видим. Мне кажется, что паломничествонеобходимоневерующим людям для того, чтобы попробовать пожить в другой среде и атмосфере.Это дело будущего, и это очень насущно.

– Анечка, спасибо Вам большое! Как всегда было очень интересно и полезно, потому что разговор о паломничестве вылился у нас в беседу о неосуждении, о стремлении понять и принять другого человека, которое должно быть у нас, но нам его не хватает. Мы поговорили и о мнимом благочестии, и о начетничестве, которым бываем сильно заражены сами и заражаем других. Спасибо Вам за это особенно!

Дорогие друзья, спасибо вам за внимание! Оставайтесь с нами сегодня и всегда!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать