Союз онлайн: Есть что сказать

22 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Писатель, журналист Юрий Воробьевский представляет свою новую книгу «Потаенная Россия». Ведущая Светлана Ладина.

– Одна из настенных росписей Верхнего придела Екатеринбургского Храма-на-Крови изображает двух святых. Оба они жили в миру и прославлены в лике праведных, оба подвизались в сибирских краях, оба дворянского происхождения. Но если об одном из них, святом праведном Симеоне Верхотурском, мы сегодня знаем все, что можно было узнать о скромном подвижнике, которого люди почти забыли, а Господь прославил, то житие другого святого праведного Федора Томского таит массу загадок. И главная из них – вопрос, который звучит уже более полутора веков: не является ли сибирский старец Федор русским государем Александром I? Совпадений, говорящих в подтверждение такого предположения, слишком много, но окончательного ответа пока не дал никто. Пока исследования продолжаются, и, в частности, известный журналист, писатель Юрий Воробьевский посвятил этому вопросу немалую часть своей новой книги.

Юрий Юрьевич, мы рады приветствовать Вас у нас в студии, пусть и на таком дальнем расстоянии, которое разъединяет (а может быть, и соединяет) Екатеринбург и Москву. И ждем рассказа о Вашей новой книге, в частности о том, к каким выводам Вы пришли, исследуя ту проблему, о которой я только что сказала. Мы с большим интересом Вас слушаем.

– Буквально вчера из типографии пришла новая книга. Некоторые меня уже спрашивали, что название книги «Потаенная Россия» – это, может быть, некая интригующая придумка автора. Но я говорю: как не быть такой потаенной ипостаси в нашей России, если великий государь, победитель Наполеона, сам сослал себя в Сибирь, несколько месяцев по сибирским морозам шел по этапу и начал жизнь отшельника? Честно говоря, для меня вопрос идентичности двух личностей – Александра I и Федора Кузьмича – уже не стоит. Интересно, что как-то известный нам князь Жевахов писал, побывав в Таганроге: «Я побывал там и проникся этой ситуацией, и для меня все стало ясно. Конечно, это одно и то же лицо». А минувшей зимой Господь управил так, что я жил неделю в Томском монастыре, у мощей святого, и тоже проникся какой-то атмосферой, какой-то тайной, получит ответ на многие вопросы от местных ученых-краеведов. Так и началась работа над этим материалом. И, как я уже говорил, для меня этот вопрос вскоре перестал существовать, потому что слишком много свидетельств идентичности. Мы знаем, что совсем недавно известный графолог заявила, что два почерка старца и государя идентичны. Мы знаем, что несколько раз вскрывалась гробница в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, дважды при царях (последний раз при Александре III) и потом уже при советской власти. Каждый раз подтверждалось, что гробница пуста. Огромное количество свидетельств существует. Самый главный намек, может быть, оставил сам государь. По свидетельству генерала Соломки, его приближенного, государь скрылся во тьме, ускакал из Таганрога на лошади 18-го числа. Днем смерти считается 19 ноября, этот день очень интересный – тот самый день, когда наша Церковь отмечает память индийского царевича Иоасафа, который оставил трон и ушел в пустыню к своему старцу Варлааму. Для человека религиозного это, конечно, совсем недвусмысленный намек.

Для меня в этом очерке, который посвящен святому государю (я так его называю), самым важным был уже не вопрос идентичности. Самый важный вопрос мотивации: что заставило государя на вершине могущества, славы уйти скитаться? Где он был с 1825 по 1836 год? Почему он появился и легализовался в 1836 году, назвавшись не помнящим родства Федором Кузьмичом? Само появление в 1836 году, может быть, дает намек на ответ, потому что государь в свое время очень интересовался мистической литературой, встречался с известными западноевропейскими мистиками, увлекался масонством. Поэтому он знал, что 1836-й год определенными силами был назначен как год особый, как Второе Пришествие Господа. Архимандрит Фотий, который в то время очень сильно влиял на государя, пояснял, что это вещь сугубо масонская, иллюминатская. Что на самом деле готовится свержение престолов, повержение алтарей, и год 1836-й автором учения хилиазма Штиллингом назначен как год проявления древнего змия, в том числе и в политической ипостаси. Интересно, что еще в 1820 году государь писал княгине Софье Мещерской из-за рубежа в Санкт-Петербург такое письмо: «…мы здесь очень озабочены и думаем, как противостоять тому злу, которое распространяется во всем мире, тому змею». В то время государя уже постигло разочарование в учрежденном им Священном союзе. Действительно, он превратился в инструмент западноевропейской лукавой политики, и речь уже стояла о неком духовном ответе. Кстати, архимандрит Фотий писал государю, что внешнего Наполеона он победил, теперь надо победить Наполеона внутреннего. То есть вот это старчество, молитвенность станут новым ответом государя в этом глобальном змееборчестве. Вообще законный государь православной традицией давно расценивается как змееборец. Историк Евсевий  Памфил уже давно писал, что над входом во дворец царя Константина Великого было изображение всадника, повергающего змея, то есть крест повергает змея. Вот так это и проявилось в деятельности царя: сначала это было на военном, политическом уровне. И знаком этого осталась Александрийская колонна, где венчающему ее ангелу, который крестом повергает змея, приданы черты лица государя Александра Благословенного, а змею приданы черты Наполеона.

Трудно сказать в сослагательном наклонении, что изменилось и что было бы, если бы государь не ушел, во всяком случае, революционные события, назначенные на 1836 год, отодвинулись, сначала до 1848 года, потом еще дальше. Во всяком случае, наша империя получила еще более полувека для своего имперского существования, для пополнения духовного и культурного потенциала и государственного опыта. И что касается государственного опыта, я хотел бы сказать, что, наверное, будущие правители России в большей степени оценят свое мистическое значение в этом мире. Всё решают ведь не банковские проценты, все решает даже не оснащение армий, все решает духовное состояние того человека, которому государь благословил или попустил управлять нашей страной.

– Юрий Юрьевич, скажите, пожалуйста, какие еще темы Вы раскрываете в этой книге? Насколько я понимаю, теме идентичности старца Федора и государя Александра I посвящена только часть книги.

– Речь идет еще о негативном аспекте потаенности, о волнующем очень многих наступлении неоязыческих сект и рассматривается вопрос истоков этого явления. Это явление, конечно, сугубо антихристианское. В истории Западной Европы интерес к неоязычеству, к друидизму в частности, появился в первую очередь на Британских островах. Специалистами доказано, что исток сугубо масонский, то есть антихристианский.

Если внимательный человек посмотрит на обложку моей книги, он обратит внимание на то, что книга по своему оформлению преемственна по отношению к моей книге «Незримые старцы», посвященной Афону. На самом деле на тот самый вопрос, который породила книга «Незримые старцы», дается ответ в новой книге. Потому что после выхода «Незримых старцев» многие люди спрашивали: «На Афоне понятно, старцы, святость, непрерывные традиции, а у нас в России? Есть ли у нас в России такие старцы, которые, может быть, даже не на виду, которые потаенные?» Господь так управил, что я знал некоторых замечательных подвижников нашего времени. Теперь, после их земной кончины, я могу рассказать о них. И рассказал, например, о самарской игуменье Анастасии Шестун. О схимонахе Иоанне Казанцеве, который подвизался в белорусской глубинке; у него тоже удивительная судьба, он сын сталинского генерала. Когда я пришел в его келью, уже после его смерти, то увидел, что те убогие пещерные кельи на Афоне, где я бывал, могут показаться дворцами. Конечно, дело не в аскетизме этого человека, дело в тех духовных дарованиях, которые он снискал. Может быть, его знали относительно немногие люди. Этот человек страдал, был гонимым, его в свое время травили, когда он предсказал скорую смерть Андропова. Советские времена, загадочный генсек и вдруг какой-то монах?.. Вы знаете, монаха Авеля в свое время сажали в темницу за его пророчества. Советская власть поступала более радикально. Как был отравлен Амфилохий Почаевский, так и здесь была дана изрядная доля яда, но тем не менее, несмотря на предсказания врачей – два месяца жизни (старец как раз в то время принял схиму), он прожил еще не один десяток лет и помогал людям своей молитвой.

Еще хотелось бы сказать о старце Симеоне, он из Глинских старцев – за распространение нелегальной православной литературы был изгнан из пустыни, по благословению ушел на Кавказ и последние годы подвизался в Сочи. Это тоже удивительный старец. И если в книге «Незримые старцы» с Афона был переброшен смысловой мостик к книге «Потаенная Россия», то очерк о старце Симеоне является, в свою очередь, следующим мостиком к моей новой работе, которая, наверное, когда-нибудь состоится. Во всяком случае, совсем недавно, буквально на днях, я вернулся с Кавказа, где был в труднодоступных скитах на территории России и на территории Абхазии. Собирается материал об истории старчества на Кавказе (есть еще свидетели) и о том, что там происходит сейчас.

Подробно с книгой «Потаенная Россия» сначала познакомятся москвичи. Буквально на будущей неделе состоятся первые презентации в Москве: в Московском музее образования и на православной выставке в Сокольниках. А к вам, в Екатеринбург, Бог даст, я привезу свою новинку зимой на зимнюю выставку.

– Спасибо, Юрий Юрьевич, за интереснейший рассказ! Скажите, а даты и время презентации в Москве уже известны, чтобы мы сориентировали наших зрителей?

– 23 сентября, в 19:00, Московский музей образования, адрес: Вишняковский переулок, дом 12. И с 24 по 29 сентября в Сокольниках будет проходить православная выставка-ярмарка, в которой я буду участвовать, буквально на каждый день назначены творческие встречи. Большая часть этих встреч будет посвящена новой книге, трем ее аспектам: неоязычеству, старцам нашего времени и Александру Благословенному.

– Юрий Юрьевич, спасибо еще раз!

Эфир телеканала «Союз» продолжается. Оставайтесь с нами сегодня и всегда!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать