Союз онлайн: Есть что сказать

21 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Рождество Пресвятой Богородицы. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж» (Иерусалим). Ведущая: Светлана Ладина.

– Два Рождества отмечены в нашем церковном календаре: Рождество Христово и Рождество Его Пречистой Матери. О том, как празднуют этот святой день на Святой Земле, о местах, где родилась и жила Пречистая Дева Мария, нам расскажет гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви. Мы продолжаем наши встречи на Святой Земле.

Анна, здравствуйте! С праздником!

– Здравствуйте! С праздником, дорогие телезрители! С праздником, Светлана!

– Собственно, вопросы я озвучила, а дальше всё, что Вы посчитаете нужным рассказать, мы будем рады услышать.

– Матерь Божия родилась в Иерусалиме. Хотя есть разные традиции: есть католическая традиция, что Она родилась в Назарете или в Ципори, называют разные версии, но это все более поздние предания. На самом деле дом Богородицы с IV века показывают в Иерусалиме. И, побывав на месте рождества Божией Матери, о котором я сейчас вам расскажу, начинаешь очень много понимать о Ее родителях, о том, что это были за люди, об их и духовной жизни, и о статусе, который они имели. Это очень интересно, это открывает именно Святая Земля, поэтому я думаю, будет интересно вам, дорогие телезрители, услышать, узнать.

Дело в том, что дом Иоакима и Анны, который показывают с IV века, вернее ту его часть, которая была в пещерах, пещерную часть дома, показывают совсем рядом с местом ветхозаветного храма и рядом с Овчей купелью, где омывали жертвенных животных перед жертвоприношением. Таким образом, мы можем судить о том, что Иоаким и Анна жили в так называемом Верхнем городе. Иерусалим того времени делился на Нижний город (древняя часть Иерусалима времен царя Давида) и Верхний город (районы вокруг Храмовой горы). И чем ближе к храму, тем, разумеется, дороже было жилье. Иоаким и Анна жили буквально в двух шагах от храма, что подтверждает нам сведения из протоевангелия от Иакова о том, что они были людьми весьма состоятельными и очень благочестивыми. Потому что близость к храму говорит еще и о том, что они ежедневно ходили молиться в ветхозаветный храм. И вот каково же было их горе, что священник не принимал жертвы Иоакима, считая, что на нем есть проклятие Божие за бесчадство. Бесчадство считалось тогда грехом или последствием какого-то тяжелого греха, совершенного родителями.

Совсем по-другому тогда перед нами предстает молитва Иоакима и молитва Анны о даровании чада. Люди, живущие в двух шагах от ветхозаветного храма и не могущие молиться любимому, дорогому Господу, не могущие Богу своему принести жертву – для них это была страшная беда, трагедия. Поэтому такая молитва Анны... Кстати, это моя святая, небесная покровительница – праведная Анна, поэтому я ее особо люблю и почитаю. У меня целых две мученицы: Анна на мой день рождения и праведная Анна вскоре после моего дня рождения. Поэтому я очень ее почитаю и всегда поражаюсь ее вере и ее сердцу, как она просит: «Боже, дай мне ребенка, чадо, чтобы я отдала его Тебе», то есть «чтобы через это чадо восстановились наши с Тобой отношения, гармония между мной и Тобою, чтобы я могла Тебе молиться, приносить жертву в храм». Это невероятно! Для нас, матерей, женщин, которые часто относятся к детям эгоистично, как к своей собственности, которую главное одеть, обуть и дать профессию, чтобы он много денег зарабатывал, вот такое отношение – просить ребенка, чтобы отдать его Богу, – это невероятно.

И вот паломники, приходя к месту рождества Божией Матери, всегда, конечно, поражаются близости к ветхозаветному храму, во-первых, а во-вторых, в общем-то, скромностью тех помещений, которые они занимали. Дело все в том, что дом-то у них был большим, вероятно, но я боюсь, что по нашим современным масштабам, может быть, он и не был таким уж огромным. Все-таки Иерусалим в то время был очень перенаселен, и поэтому не могли себе позволить люди в самом Иерусалиме иметь какие-то уж особо роскошные гигантские виллы, все-таки было плотно. А до нашего времени дошли те комнаты, которые были в пещерных помещениях, то есть внутри скалы. В Грузии так строят, у нас в Хевроне до сих пор некоторые так живут: часть комнат вырубается в пещере (камень у нас известняк, он очень мягкий, это удобно и нетрудоемко), конечно, стены обкладываются красивым камнем, в то время могли быть обложены и мрамором, а сверху пристраивались веранды, какие-то еще комнаты, помещения.

И конечно, до нашего времени дошли только внутренние покои Иоакима и Анны, то есть те, которые были устроены в скале, в пещерах. На сегодняшний день этот участок разделен на две половины: часть комнат находится на территории католического монастыря, который называется Сент-Анн (французский монастырь, это орден «Белые братья», те самые, которые в Африке очень много проповедовали в свое время). На их же участке находится и купель Вифезда, где Господь исцелил расслабленного. То есть практически Иоаким и Анна жили прямо у входа в купель Вифезда, совсем рядом. А вторая половина находится на территории нашего православного (монастырем назвать нельзя) храма. Место рождества Божией Матери у нас получилось, не удивляйтесь, – в жилом доме. То есть имеются такие счастливые люди, которые живут прямо над домом Божией Матери, соседи, можно сказать. Ты входишь в жилой дом: справа – вход в храм, перед тобой лестница наверх – соответственно в квартиры, а под лестницей – спуск вниз, в подвальное помещение, где ты попадаешь сначала в IV век (остатки храма, который построила царица Елена над домом Иоакима и Анны), а дальше попадаешь просто в I век, во времена Иоакима и Анны.

Должна вам сказать, что впечатление очень сильное производит на паломников, потому что, во-первых, скорее всего, это была их кухня или кладовка. Однажды у меня в группе была старенькая бабулечка. В помещении сыро, немножко темновато, группа спустилась, люди как-то растерялись: свечки поставить негде, приложиться тоже, в общем-то, негде. Люди стали озираться, кто-то сказал: «Ой, как тут сыро», а эта старенькая бабулечка, которая еле спустилась туда на дрожащих ногах, вдруг говорит: «Господи! Матерь-то Божия в какой тесноте жила! А мы-то в каких хоромах…» И люди после этих ее слов стали и молиться, и прикладываться, и земные поклоны класть на этот мокрый пол. Вот так вера может поменять взгляд! Хотя исторически бабуленька неправа была, это, скорее всего, была кладовка, подсобное помещение. Но понимаете, как меняет отношение не турист, а паломник...

Ну а сам храм небольшой, кстати, он был построен при большой помощи России, именно ради того, чтобы в праздник люди могли где-то собраться, помолиться. Потому что древний храм царицы Елены, который теперь под землей (о чем я сейчас рассказывала) слишком маленький, там не более пятнадцати человек могут поместиться. И вот построили верхний храм. Там есть чудотворный образ «Рождества Богородицы» и русские иконы соответственно. Там обычно мы обязательно прикладываемся, молимся. И там бывает торжественная служба с Патриархом (народу, конечно, собирается много, даже на улице люди стоят) 22 сентября, то есть на второй день после праздника, на Собор Иоакима и Анны. А в сам день Рождества Божией Матери служится литургия у гробницы Божией Матери, в Иерусалимской патриархии, на Гробе Господнем, в Русской Духовной Миссии, то есть по всем святым местам. А вот на второй день, 22 сентября, ради Ее святых родителей мы собираемся в дом Иоакима и Анны на литургию с Патриархом.

К сожалению, я не могу похвастаться и сказать, что приезжает множество паломников. Нет, не приезжает множество паломников, обычно небольшие группы. Вот сейчас у нас группа из восемнадцати человек. Но зато приходят все местные, те, кто знает, арабы православные приходят. Храм небольшой, народу, конечно, собирается много, даже не все вмещаются.

– Я хотела спросить еще об отношении к Божией Матери в Иерусалиме. Я понимаю, что есть разные конфессиональные группы и разные народности, у всех свои традиции, просто порой говорят, что нигде не любят Божию Матерь так, как любят в России. В то же время мы знаем, Святая Гора Афон – удел Божией Матери. А Святая Земля, где Она и родилась, и выросла, и совершила Свой самый великий в истории человечества подвиг, как относится к Богородице?

– У нас очень любят Матерь Божию, очень почитают, и притом даже мусульмане. Мусульманки приходят к гробнице Божией Матери, приводят деток. Вот недавно был праздник Успения Пресвятой Богородицы, приходили много. У нас говорят (я не видела, но много раз слышала об этом), что тайком к гробнице Божией Матери приходят иудейские женщины, когда очень страшно болеют дети, или нет детей, или нет молока, что бывали случаи, просто они приходят к Ней тайно.

Понимаете, у нас невозможно не верить в то, что Она есть; не в то, что Она здесь жила, а что Она с нами, Она здесь, Матерь Божия жива, так же как Господь. Она очень к нам близко. Это мы отдаляемся от Матери Божией, от Господа грехами, а Они с нами рядом. И на Святой Земле, конечно, это чувствуется очень сильно: и на гробнице Божией Матери, и в Назарете на месте благовещения, и в доме Божией Матери у Иоакима и Анны.

У нас арабы православные, католики очень почитают Богородицу. У нас очень много девочек, женщин с именем Мария из всех конфессий без исключения. То есть это очень распространенное имя. По-арабски оно звучит Мариам, на иврите – Мириам (но это, правда, в честь сестры Моисея, в честь другой Мириам), а по-русски соответственно Мария, Маша. Так что Матерь Божию у нас очень любят. А как можно Ее не любить и не почитать? К кому мы бежим, когда нам плохо, когда нас одолевают грехи, искушения, болезни? К Богородице же обращаемся, и никто без утешения не отходит, мы знаем это. Так что на Святой Земле мы особо чувствуем Ее близость, Она же здесь жила, с нами рядом.

– Анечка, огромное Вам спасибо! Еще раз поздравляю Вас с этим чудесным, светлым праздником! Я думаю, очень хороший рождественский подарок получили наши зрители в виде этой беседы.

Друзья, мы еще раз поздравляем вас с Рождеством Пресвятой Богородицы, благодарим за внимание и просим: оставайтесь с нами сегодня и всегда!

Ведущая Светлана Ладина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать