Союз онлайн: Есть что сказать

21 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Встречи со Святой Землей. Новые ворота. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Говорят: смотреть как баран на новые ворота. Значение этого фразеологизма объяснять, я думаю, не надо. А вот относительно его происхождения существуют разные предположения. Например, испокон веков в русском народном творчестве баран считался символом тупости и упрямства. И представьте такую ситуацию: утром барана выгнали на пастбище, а днем хозяин поставил новые ворота. Из-за этого вернувшийся вечером баран не признает родной двор и сильно недоумевает, туда ли он пришел. Есть и другая догадка: таран для штурма осажденного города тоже назывался бараном из-за того, что на нем делали наконечник, отлитый из чугуна или бронзы в виде круторогой бараньей головы. Взаимосвязь с новыми воротами здесь ясна. И наконец, еще одна версия напоминает об Овечьих воротах Иерусалима, через которые бедуины (арабы-кочевники) прогоняли овец в город для продажи и частично для жертвоприношений. Так или иначе, но в Иерусалиме действительно есть ворота с названием Новые. Связано ли это с нашей пословицей или, может быть, с возрастом этого сооружения, узнаем прямо сейчас.

Этой программой мы продолжаем цикл встреч со Святой Землей и просим нашего проводника, гида паломнической службы «Радонеж» Анну Мусан-Леви прояснить ситуацию с Новыми воротами древнего Иерусалима, рассказать нам об их истории и нынешнем предназначении.

– Замечательно Вы сказали про барана и новые ворота, это очень интересно. На самом деле наши Новые ворота, в общем-то, к барану прямого отношения не имеют, хотя кто знает… Есть столько преданий и легенд, все может быть. Наши Новые ворота имеют отношение к уже более поздней истории, которая связана с приходом в Иерусалим всевозможных европейских миссий. Мы с вами знаем, что в Иерусалиме семь ворот, однако если считать замурованные Золотые, то их восемь. Вернее было бы считать так: семь ворот, включая Золотые, а восьмые ворота – это как раз Новые. Потому что появились они всего лишь в конце XIX века. Как вы знаете, век XIX ознаменован целым рядом новых явлений. Одно из этих явлений – большая тяга к древности, археологии. Наука археология вообще возникла в XIX веке. У европейцев появилась тяга и интерес к Востоку как таковому. Сюда потянулись караваны путешественников из Европы, и целью их было не только поклонение святым местам, но и археологические исследования. Каждый в меру своих сил и знаний это делал – кто-то очень наивно, а кто-то очень серьезно. Многие знаменитые археологи здесь работали и поражали мир открытиями. Но были и просто дилетанты-путешественники, которые приезжали исследовать Святую Землю, как мы говорим, с Библией в одной руке и с археологической лопаткой в другой.

Кроме них сюда также стали приезжать монахи католики. А впоследствии образовалась наша православная миссия с целью помогать местному населению и паломникам. Что имеется в виду? В древности паломничество было сопряжено с целым рядом трудностей. Во-первых, это было очень длительное путешествие, так как по Святой Земле перемещались пешком, а расстояния немаленькие. Кроме того, за этот год человек мог заболеть какой-то инфекционной болезнью, мог попасть в руки разбойников, которых здесь было немало, они грабили на дорогах паломнические караваны. Таким образом, паломничество было сопряжено с целым рядом опасностей и трудностей. И если паломники иногда оказывались здесь, на чужбине, совершенно одни, без знания языка, без своих, которые могли бы вылечить и помочь с деньгами и кровом, то, конечно, они находились в совершенно бедственном положении. Немцы, французы, англичане, а впоследствии и русские обеспокоились созданием миссии в Иерусалиме. Естественно, при каждой миссии строилась больница, строился паломнический дом для приема паломников. Однако миссии развернули более широкую деятельность на Востоке, то есть можно смело сказать, что они проповедовали Христа, укрепляли местную паству, католическую и (в случае с Русской духовной миссией), естественно, православную, помогали, строили бесплатные школы и т.д. Естественно, здания строились за пределами Старого города. Внутри Старого города просто нет места, негде построить даже маленькую хибарку, не то что целое здание или больницу. Соответственно, стали застраиваться пустыри, которые были за стенами Старого города. В это время западного Иерусалима, то есть всех наших жилых районов, где живу и я, и близко не существовало. Весь Иерусалим ограничивался стенами Старого города. И когда миссии, таким образом, все больше и больше осваивали территорию за пределами стен, возник вопрос, как ходить в Старый город ко Гробу Господню и другим святым местам. Для того чтобы это было удобнее, устроили еще одни ворота. Вот это и есть Новые ворота Иерусалима, которые находятся в его северной стене, вернее – в самом начале этой северной стены.

Новые ворота ведут нас, естественно, в Христианский квартал. В Христианском квартале, кроме нашей Иерусалимской Патриархии, находится также католическая Патриархия. У католиков есть епископ, он из местных арабов, его называют Патриарх Иерусалима, то есть у них такое понятие есть, как католический Патриарх. Также в Христианском квартале, вблизи Новых ворот, находится один из самых крупнейших католических монастырей в Иерусалиме – монастырь Сан-Сальвадор, в котором живут монахи-францисканцы, несущие послушание у Гроба Господня. Таким образом, Христианский квартал изобилует колокольнями, крестами. Здесь есть протестантско-лютеранская немецкая кирха со знаменитой колокольней, с которой открывается совершенно потрясающий вид на Иерусалим. Самый близкий вход в Христианский квартал – через Новые и Яффские ворота, как мы говорили раньше. Но для нас, местных иерусалимцев, Новые ворота сопряжены с Рождеством. Если Дамасские, с которых мы начинали, связаны с мусульманским Рамаданом, то Новые ворота – это Рождество. Потому что вы знаете, что в Иерусалиме официально Рождество не празднуется, это не государственный праздник, но если очень хочется увидеть Санта-Клауса, елки, шарики, рождественские иллюминации, вифлеемские звезды, необязательно ехать в Вифлеем. Можно пойти в Старый город через Новые ворота. Особенно приятно мне сейчас, под солнышком, вспоминать Рождество, январь. У Новых ворот бывает очень красиво, там есть магазины, где мы покупаем елочные украшения, гирлянды и т.д.

Еще можно сказать, что если входить в город Новыми воротами, сразу справа будет знаменитая французская школа College des Freres для местных арабов. Это одно из добрых деяний Запада, которое католики совершили у нас. Эта школа – для детишек арабских христиан, в ней все преподавание ведется на французском и арабском языках, у детей красивая клетчатая школьная форма. Очень воспитанные детки, по утрам их можно наблюдать. Эта школа считается достаточно престижной в Иерусалиме, и она тоже связана с Новыми воротами.

– Понятно, что с баранами это никак не соотносится вообще. И я сама, честно говоря, была удивлена, когда нашла в числе вариантов происхождения этого фразеологизма еще и упоминание Иерусалима. Потому, собственно, в начале программы об этом и сказала. То есть получается, что это ворота XIX века?

– Да, конец XIX века, отсюда и их стиль. Если вы посмотрите на фотографию, увидите, что они никак не украшены, сделаны совершенно в другом стиле, и видно, что они, естественно, более позднего периода.

– Да, они очень сильно отличаются. Понятно, что они строились не для защиты от завоевателей. Такое ощущение, потому что предыдущие семь ворот как-то более фундаментально выглядят, и над проемом более массивная кирпичная кладка, как мне показалось, когда я смотрела на фотографии. А здесь же все ажурно, изящно, и ясно, что они строились уже не в те времена, когда ворота штурмовали с помощью тарана (барана) или чего угодно.

– Конечно. И у них отсутствует само помещение ворот. Мы говорили с вами, что ворота Иерусалима имеют помещение – то есть входишь и попадаешь в небольшую башню, из которой есть выход в город. А у Новых ворот этого нет, это просто арка.

– Я прошу Вас развить тему Рождества на Святой Земле. Понятно, что Вифлеем становится предметом паломничества на период Рождества. А что касается иерусалимского Рождества Христова, это по старому стилю или по новому? Католическое Рождество или православное, как это бывает?

– Вы знаете, у нас в стране есть два Рождества для христиан, потому что вообще Израиль никак не относится к Рождеству, его никто не празднует, это обычный рабочий день (и 25 декабря, и 7 января). Это понятно, думаю, комментарии тут излишни. У нас живут католики и православные арабы (мы сейчас говорим о местном населении), соответственно, они празднуют Рождество и 25 декабря, и 7 января. Мы празднуем седьмого и постимся до седьмого. Наша Иерусалимская Патриархия придерживается старого стиля и празднует, естественно, седьмого, как в России, Сербии и т.д. Но есть греки новостильники (поскольку, вы знаете, Греческая Элладская Церковь служит по новому стилю), поэтому некоторые из них приезжают на Рождество 25 декабря. Главная служба в ночь с шестого на седьмое января идет в Вифлееме, там очень много народу. Но совершенно дивная ночная служба свершается у Гроба Господня. Мы с детьми ходим туда. Все, кто по каким-то причинам не может попасть в Вифлеем (по состоянию здоровья или просто не хотят быть в толпе), идут ко Гробу Господню. Там бывает очень тихо, благодатно, торжественно. Для меня выше, чем служба у Гроба Господня, наверное, ничего нет. В Вифлееме, конечно, тоже особая радость. А что касается местных арабов, они иногда празднуют два Рождества – 25 декабря, со своими родственниками католиками, а потом еще и 7 января, свое Рождество. Некоторые даже, кто особо не разбирается, ходят двадцать пятого в католический храм, а седьмого – в православный. Такое у нас тоже бывает.

– Понятно, двойное Рождество. А еще Вы упомянули о покупке рождественских украшений. Куда Вы их вешаете, что ими наряжаете? Неужели елку?

– Мы наряжаем огромную искусственную елку (2,5 метра), она даже с шишечками. Некоторые местные христиане наряжают дерево, называющееся араукария. Это мексиканское дерево, которое внешне похоже на елку. Некоторые даже просто держат его, например, в саду или на балконе в кадке, а на Рождество наряжают. Также альтернативой служит кипарис. У нас одно время евреи христиане (это мессианские евреи, протестантская община) бесплатно раздавали кипарисы у Яффских ворот 19 декабря для всех желающих. Получается как раз на день нашего Николая Угодника. К сожалению, последние несколько лет они эту практику прекратили. Теперь они предлагают поехать в теплицу, где выращивают араукарии, и взять там дерево бесплатно, привезти самому (у кого есть машина – не проблема). Мы этим всем, честно говоря, не озадачиваемся, с тремя детьми не особо есть время всем этим заниматься. Мы просто наряжаем искусственную елку.

– Анечка, огромное Вам спасибо! Вот так: Новые ворота привели нас к Рождеству Христову, а совсем не к той теме, с которой я начала программу. Это совершенно замечательно! Друзья, благодаря нашему проводнику, гиду паломнической службы «Радонеж» Анне Мусан-Леви, мы с вами за этот цикл программ побывали возле Дамасских ворот, посетили Цветочные ворота, Львиные, Золотые, Мусорные, Сионские, Яффские и теперь Новые ворота Иерусалима. Еще раз сердечная благодарность моей собеседнице. Этой программой цикл встреч со Святой Землей не закончится, обязательно будет продолжение. Мы приносим извинения за некоторые неполадки со связью, но, сами понимаете, Святая Земля географически не близко, но по душевным ощущениям она рядом с нами.

Спасибо вам за внимание! Эфир телеканала «Союз» продолжается. Оставайтесь с нами сегодня и всегда!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать