Союз онлайн: Есть что сказать

20 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Встречи со Святой Землей. Яффские ворота. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Путеводители по Святой Земле утверждают, что Яффа – это не только один из главных портов древнего Израиля, но и один из древнейших непрерывно населяемых городов мира. Что именно в Яффе Ной построил ковчег и отсюда же отправился в путь пророк Иона; именно в Яффу приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим. И на важнейшем перекрестке западной дороги, ведущей в средиземноморский порт Яффа, находятся Яффские ворота Иерусалима.

В эфире очередная программа из цикла встреч со Святой Землей. Наш экскурсовод – гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

Я опять изложила то, что нашла в Интернете. Давайте мы уже, по сложившейся традиции, проверим, все ли из сказанного мною соответствует действительности, и узнаем историю Яффских ворот.

– На самом деле это совершенно верные сведения, кроме разве того, действительно ли Ной строил Ноев ковчег в Яффе. Это, скорее, предание, которое родилось из названия города. Дело в том, что у Ноя было три сына, как мы все знаем, Сим, Хам и Иафет. Так вот, имя Иафет по-русски звучит несколько по-другому, чем на иврите. На иврите оно звучит как Яфет. Это слово действительно однокоренное со словом «яффа», в переводе оно означает «прекрасный, красивый». И действительно есть такое предание, что Яфет построил город Яффу и что Ноев ковчег, соответственно, строился тоже там. Так или иначе, но Яффа – это древнейший порт Святой Земли, хотя на нынешний момент он является всего лишь «прогулочным» – там размещаются катера, прогулочные яхты. Рыбаки пользуются этим портом. Грузовые и пассажирские порты у нас совсем другие, это Хайфа и Ашдод, более современные, построенные в XX веке. А Яффский порт – исторический. И конечно, абсолютно верно, что во все века не только паломники (а еще задолго до паломников все завоеватели, путешественники и торговцы) прибывали в Яффский порт. И направлялись в Иерусалим по той дороге, по которой сегодня едут на комфортабельных красивых белых автобусах наши дорогие паломники, – по той же самой, по которой ходили паломники в древности – естественно, пешком, а нередко и босиком, потому что считали, что нельзя по Святой Земле ходить в обуви, и наши русские паломники особенно. Ведь основными паломниками были русские, как мы знаем: с XI века до нынешних времен основной паломник Святая Русь (как ее назвал Киприан Керн, «во Христе бродячая»). Шли в основном простые крестьяне, простые люди на последние копейки, а иногда и без копейки, босиком, этой же дорогой, которой сегодня ездят паломники. И, таким образом, эта дорога вела их к воротам, которые получили название Яффских.

Во времена Господа Спасителя ворот на этом месте не было, а стояли три огромные башни, которые построил царь Ирод. Внутри Старого города неподалеку от нынешних Яффских ворот как раз располагался дворец (сначала Ирода Великого, а во времена проповеди Христа его занимал Ирод Антипа, который правил Галилеей). И как раз туда привели Господа, когда Пилат послал Его к Ироду. Помните, Ирод давно хотел видеть Христа, ждал от Него чудес, и в тот день Пилат и Ирод стали друзьями, но Христос не сотворил чудес и вообще не беседовал с Иродом. Все это происходило у нынешних Яффских ворот, там была просто городская стена и три огромных башни. Основание одной из них осталось до сих пор, его видно, когда входишь в Яффские ворота. Эта башня носит название Башня царя Давида. Так назвали ее крестоносцы, хотя к царю Давиду она не имеет ни малейшего отношения, при Давиде этой части города еще не было.

Сами Яффские ворота очень, конечно, интересные. Понятно, что нынешние опять-таки построены все тем же султаном Сулейманом Великолепным. Однако и при крестоносцах там были ворота, и при Византийской империи, примерно в этом же месте, и, скорее всего, они так и назывались Яффскими. Ворота эти очень красивые. Очень неплохо сохранилась их отделка. И само устройство их очень интересное. Собственно, вы мне скажете: «Где же ворота?» Ведь это всего лишь огромный проезд для людей и машин – это проход, пролом в стене. Сами ворота слева, а этот пролом был устроен турками в 1902 году, когда Святую Землю посетил Кайзер Вильгельм. И для того чтобы он мог въехать в Старый город на автомобиле, стена была разобрана, был сделан проезд, через который сейчас все мы ходим, потому что, особенно с группой, это технически удобней. Однако по возможности я стараюсь, если мы с паломниками выходим из города, вывести их историческими воротами, чтобы они посмотрели, как ворота устроены, потому что это красиво. Яффские ворота тоже находятся на возвышении, как и Сионские, и чтобы попасть к этим воротам, нужно подниматься в гору – там есть пандус, по которому едут машины, и лестница, по которой ходят люди.

Вдоль западной стены тоже идет долина. Мы с вами знаем, что между Масличной горой и восточной стеной есть долина Кедронская. А вдоль южной и затем западной стены, соответственно, идет долина Гинном, та самая геенна огненная. Я сейчас вам открою тайну и расскажу, почему Господь называл геенну – геенной огненной, вообще откуда этот образ родился. Долина Гинном – земля, принадлежавшая сыновьям человека с похожим именем, никто уже в веках не знает, кем он был. Во времена царя Соломона жёны его (многие из которых были язычницами), поставили там Молоха и бросали ему в раскаленную пасть младенцев в качестве жертвы. После вавилонского плена народ осознал свои ошибки, и, для того чтобы показать Богу, насколько он борется теперь с язычеством, в эту долину нарочито сбрасывали городской мусор и тела непогребенных покойников. Это продолжали делать и во времена Христа. То есть это тела тех людей, которые не были евреями и не имели родственников, были убиты в Иерусалиме или еще каким-то образом умерли. Погребать их не могли, поскольку они не были евреи (не иудеи), и сбрасывали в эту долину. А для того чтобы не было смрадного запаха, чтобы не распространялись заразные болезни, в этой долине постоянно поддерживался огонь, тлел костер. Поэтому когда Господь называет ад «геенна огненная», для всех его слушателей это абсолютно конкретный зримый образ. Были ли они галилеяне или кто-то другой, но они трижды в год ходили в Иерусалим как паломники на праздники в храм и, конечно, это место знали. Так что долина Гинном как раз тянется вдоль западной стены, таким образом, она видна и от Сионских, и от Яффских ворот. Сегодня она выглядит очень мирно, в ней сделан парк с замечательным фонтаном со светом и музыкой, в этом фонтане тоже можно покупаться. И там все, от мала до велика, плещутся. Фонтан – очень красивое зрелище, особенно по вечерам. Так что долина Гинном сегодня вполне мирная и никого уже не пугает.

– Это так, но, конечно, ее название и история таковы, что десять раз подумаешь, прежде чем лезть в этот фонтан плескаться.

– Да.

– Точно так же, как порой возникают смущения и по поводу Мертвого моря. То есть, памятуя, что там произошло, можно смущаться от идеи лечиться потом этими грязями, этой солью. Просто потому, что был смертный грех, Господь это кардинальным образом пресек. И если выражаться библейским языком, может ли что доброе быть из Мертвого моря?

– На самом деле давайте сделаем отдельную передачу по Мертвому морю.

– Хорошо, это интереснейший вопрос.

– Еще важно добавить про Яффские ворота, что они ведут в Христианский квартал. Это очень просто, как мы говорим: «По рынку – вниз, у Марка налево, у Елены направо – и ты у Гроба Господня». Это такой вроде как шифр паломнический. На самом деле это действительно так: спускаешься по лестнице по рынку, с улицы святого Марка – налево, с улицы святой Елены – направо, и ты у Горба. Так что вот такой у нас есть внутренний язык, как дойти от Яффских ворот. Там есть, конечно, отели. Например, знаменитый отель «Глория», который очень любят все паломники, потому что он в минутах ходьбы от Гроба Господня. Есть огромное количество лавок. И там живут действительно христиане, то есть в этом квартале в воскресенье в основном все лавки закрыты.

– И там же Греческая Патриархия неподалеку – Иерусалимская?

– Да, абсолютно верно, хотя к ней ближе проход от других ворот, Новых, о которых мы поговорим в другой раз. Но и через Яффские это тоже очень близко. Наша Иерусалимская Патриархия с IV века находится в Святом Граде. Нынешний Патриарх Иерусалимский – прямой духовный потомок апостола Иакова, брата Господня, который был первым епископом Иерусалима. Живет он постоянно, безвыездно в Иерусалиме. Там же, на территории Патриархии, живут наши епископы, а также некоторые члены Святогробского братства и священники.

– И там же, по-моему, храм Константина и Елены. То есть улица царицы Елены именно поэтому так названа?

– Да, совершенно верно. Вообще существованием всех святых мест мы обязаны святой равноапостольной царице Елене. Она открыла нам святые места, она их все обозначила. Она заложила на всех местах храмы, пожертвовала огромное количество денег. Она была уже очень старенькая, когда трудилась на Святой Земле. И она действительно обрела Крест Христов и Гроб Господень. Она не дожила до освящения Храма Гроба Господня, то есть она его не видела. Но она молилась на этих местах, и ее вклад просто невозможно оценить.

– Вот мы и нашли еще одну тему для будущей программы. Обязательно, наверное, нам надо будет поговорить, что сделала царица Елена для того, чтобы сегодня мы могли молиться возле Голгофы, прикладываться к месту, где воскрес Христос Спаситель.

Анна, огромное Вам спасибо! Уважаемые зрители, обязательно будет продолжение наших встреч со Святой Землей в эфире телеканала «Союз». И просим ваших молитв за рабов Божиих Рафаила, Анну и их чад. Всего доброго! Оставайтесь с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина

Расшифровка: Людмила Моисеева

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать