Союз онлайн: Есть что сказать

19 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Архангел Михаил. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая - Светлана Ладина.

– Мы продолжаем наше путешествие по Святой Земле. У нас на связи Иерусалим, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

Тема нашего сегодняшнего разговора замечательная. Я люблю, когда мы говорим о каких-то конкретных святых, и вот мы дожили до дня памяти Архангела Михаила и сегодня можем поговорить о том, чье имя переводится так: «никто как Бог».

– Совершенно верно, у нас очень почитают Архангела Михаила в связи с тем, что у нас Земля Библии, Ветхого и Нового Заветов, а Архангел Михаил всегда играл и продолжает играть очень большую роль в судьбах народа Божьего – как древних израильтян, так и христиан. Особенно в трудные минуты и обстояния мы обращаемся к Архангелу Михаилу с просьбой защитить, оградить, и для этого есть очень сильные молитвы: древние и современные. У нас на Святой Земле два известных места связаны с Архангелом Михаилом. Одно из них в Яффо – это монастырь Архангела Михаила на берегу Средиземного моря, куда прибывали раньше все паломники. Он был построен в XVI веке и с этого времени принимал паломников, то есть каждый паломник, прибывая на Святую Землю, обязательно останавливался в этом монастыре и просил помощи и защиты у святого Архангела Михаила в своем паломничестве. Сейчас нам кажется это немного излишним, потому что мы путешествуем при безопасных условиях, в автобусах и с водителями, а в то время путешествовали пешком и паломничество нередко могло окончиться трагически: наши богомольцы иногда не возвращались домой со Святой Земли. Архангела Михаила просили (была такая паломническая традиция) так же водить по Святой Земле, как он некогда сопровождал израильский народ в пустыне, как вел его в виде огненного столба ночью. В монастыре отдыхали, ночевали и потом с новыми силами шли в Иерусалим.

Второй монастырь находится в Иерусалиме, о нем я хочу рассказать более подробно. Не только потому, что он ближе к дому (и я туда пойду, даст Бог, на службу со своими детьми и мужем), а просто потому, что сама история его очень интересна. История этого монастыря связана с царем Давидом. В конце Второй книги Царств есть такой момент, когда царь Давид задумал переписать всех жителей своего царства. Он велел своему военачальнику пройти по всем коленам, живущим в Израиле и Иудее, и переписать всех годных к войне мужчин. За такое желание Господь прогневался на Давида, потому что Давидом двигало не просто желание узнать, сколько у него подданных (он и так это примерно знал, да ему и не очень нужно было это), Давиду хотелось почувствовать свою власть, насладиться тем, что ему дал Бог, и убедиться, что у него было много воинов. Господу было неприятно это желание Давида. Военачальник переписал мужчин, и оказалось 800 тысяч воинов в Израиле и 500 тысяч в Иудее. Давид ужаснулся и вздрогнул, узнав эти цифры, потому что его вдруг поразила мысль, что он прегрешил пред Богом. К Давиду приходит пророк, провидец по имени Гад, который был при дворе, и говорит, что Господь прогневался на него и предлагает ему три казни на выбор: либо в стране семь лет будет голод, либо три месяца он будет бегать от своих врагов, либо три дня будет моровая язва. Давид ответил: «Мне очень тяжело, но лучше впасть в руки Бога, потому что Он Милосердный, но не в руки людей». Началась моровая язва, и 70 тысяч человек умерло за три дня по всему царству Давида, от Дана до Беэр-Шевы. Над Иерусалимом явился ангел Господень и простер руку свою, чтобы поразить и истребить окончательно всех жителей города, но Господь сжалился, видя бедствия, и сказал ангелу: «Отведи руку твою». По преданию, это был Архангел Михаил. И тогда Давид, видя ангела с распростертой дланью над Иерусалимом, взмолился и сказал: «Господи, я пастырь, я согрешил, я виноват. Порази дом отца моего, детей моих, но только не народ, не овец моих, они не виноваты». И Господь проявил милость, Архангел ответ руку. Тогда пророк Гад пришел и сказал Давиду: «Пойди на то место, над которым была рука Архангела (это было гумно жителя Иевуса, то есть коренного жителя этой местности, по имени Орна), и принеси там жертву Богу в благодарение». Давид пошел к Орне и говорит: «Продай мне это гумно, я хочу совершить на нем жертву Богу». А Орна Иевусеянин говорит: «Я тебе так его подарю, еще волов дам и дрова и все, что нужно». А Давид говорит: «Нет, не принесу жертву Богу, полученную даром». И за 50 сиклей серебра он покупает гумно Орна и приносит жертву Богу. По преданию, этот жертвенник был первым, построенным в Иерусалиме. Также существует предание, что это и есть истинная Храмовая гора. Мы точно этого не знаем, примем это как предание, потому что в Библии географических указаний с точностью до меридианов нет, естественно. Вообще это такое место, где потом будет храм. Недалеко от Храмовой горы находится монастырь Архангела Михаила, в котором стоит колонна в память о видении там Архангела Михаила, которое было в древности.

Однако есть и современная история о чудесной помощи Архангела Михаила, связанная тоже с этим монастырем, и можно предположить, что колонна могла быть поставлена и в честь второго случая, о котором я сейчас расскажу. Этот монастырь основали сербы. В Иерусалиме когда-то была сербская православная община, это было в XVI веке. Сербский король Стефан Милутин купил эту землю и построил на ней монастырь для сербских паломников, чтобы паломники-славяне могли там размещаться. Одно время в монастыре жили монахи лавры святого Саввы. Это было примерно с середины XVI века по середину XVII. Дело в том, что бедуины нападали и очень сильно притесняли монахов святого Саввы, и греки на какое-то время покинули монастырь, там осталось не более двух монахов. Тогда сербы попросили благословения у иерусалимского патриарха занять монастырь святого Саввы. Потому этот монастырь некоторое время был сербским, и тогда монастырь Архангела Михаила стал подворьем Саввы Освященного. Вот такая удивительная история. В этот период, когда там жили савваиты, случилось следующее. Землей, на которой стоял монастырь, владела Османская империя, турки разрушили каменную крышу трапезной монастыря и никак не давали разрешения ее заделать, да и денег у монастыря не было. Тогда послали двух монахов святого Саввы в Москву к Иоанну Грозному для того, чтобы он помог и, собственно говоря, пожертвовал бы деньги на строительство. Как говорит предание, это был 1542 год.

Царь Иван Васильевич дал денег монахам, и митрополит Макарий от себя приложил своих собственных средств. Потом монахи пошли в Константинополь и получили от турецкого султана разрешение ремонтировать трапезную. Придя в Иерусалим, они начали ремонтировать трапезную. А в Иерусалиме был, естественно, губернатор, тоже турок, к которому они не обратились заранее. И он, увидев такое безобразие, пришел в монастырь. Монахи говорят: «У нас есть разрешение». А ему стало обидно, что денег не досталось с этого дела, и он приказал разрушить трапезную. Монахи плакали и молились, потому что денег не осталось, а трапезная опять разрушена. И вот в ту ночь в дом губернатора явился неизвестный человек, позвал его вниз, умертвил мечом и положил тело у порога монастыря Архангела Михаила. Монахи утром выходят и видят, что лежит убитый губернатор. Турки решили, что это сделали монахи, отомстив губернатору. Прибежали в монастырь и стали его обыскивать. Обыскали всех монахов, не нашли у них никакого оружия и ушли, так как испугались и поняли, что это месть, но уже не от человека. Господь отомстил за своих рабов, которые действительно пострадали от несправедливых турецких правителей. С тех пор трапезная до сих пор стоит покрытая крышей, и турки к этому монастырю близко не подходят. Вот такое было чудо, уже в наше время.

– Вообще надо сказать, что эти чудеса очень суровы. Мы все-таки привыкли к чудесам, когда святой пришел, исцелил, защитил, а здесь все как-то очень жестко, что в первом, что во втором случае. Что с моровой язвой, что с наказанием губернатора.

– Потому что Архангел Михаил – начальник небесных воинств. Он и на самого сатану не побоялся поднять меч, сказав: «Станем добре, станем со страхом». И поднял все ангельское воинство против падших ангелов. Они тогда защитили Престол Божий, победили, и тогда падшие ангелы спали с неба. Так что же нам удивляться? Архангел Михаил – это очень серьезный Архангел, он несет именно победу, он решает вопрос кардинально. Поэтому обычно, когда в Священном Писании является ангел и несет кому-то наказание или смерть, всегда говорят, что это Архангел Михаил – святые отцы так часто толкуют, хотя в Библии иногда вообще не называется имя ангела. Но это его образ, который мы уже знаем, он представляется вот так.

Продолжу про монастырь. Напротив монастыря размещалась Русская Духовная Миссия. А до того как появились русские постройки в Иерусалиме, где сейчас находится Русская Духовная Миссия, в 1864 году насельники ее жили напротив Архангельского монастыря и в нем ежедневно служили. Богомольцы-славяне очень любили там останавливаться, но сейчас все немного по-другому, сейчас монастырь населен арабскими семьями. Очень немногие из монастырей Старого города имеют насельников-монахов, как и Архангельский монастырь, к сожалению. Чаще всего в основном там сдают комнаты, квартиры православным арабским семьям или паломникам из Греции. И русские могут снять – те, кто знает. Обычно русские не приезжают так надолго в Иерусалим, как правило – на неделю с группой. А гречанки, которые имеют отношение к Патриархии, например родственницы, приезжают иногда на три месяца или на полгода и живут в таких монастырях.

– Анечка, спасибо Вам большое за этот рассказ о могучем, грозном, но очень любимом многими Архангеле Михаиле. И с праздником!

Уважаемые зрители, мы поздравляем вас с днем святого Архангела Михаила, желаем всем заступничества Небесных Сил во главе с Архистратигом и прощаемся с вами до следующей встречи. Всего доброго!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать