Союз онлайн: Есть что сказать

19 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Встречи со Святой Землей. Сионские ворота. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Даже если вы никогда не были на Святой Земле, но вам знакомы библейские и богослужебные тексты, название Сион напомнит вам город Давидов, гору святую, царственный город Божий. Если же говорить историко-географическими понятиями, гора Сион – это юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость. И совершенно закономерно, что до сих пор в старом Иерусалиме существуют Сионские ворота. Мы продолжаем цикл программ, в которых экскурсовод паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви знакомит нас с историей ворот старого Иерусалима.

Анна, скажите, пожалуйста, все ли из того, что я сказала, соответствует действительности? Потому что одно дело знание, почерпнутое из Интернета, а другое – знание человека опытного и изучавшего предмет более глубоко.

– Здесь дело не в каких-то особых знаниях, которых у меня, кстати, нет. Дело просто в том, что я живу в Иерусалиме, а каждый иерусалимец, живущий здесь постоянно, конечно, знает, что Сионские ворота (которые мы называем сегодня Сионскими) на самом деле не имеют отношения к историческому местоположению того Сиона, о котором писал царь Давид. Однако значение духовное, богословское они, конечно же, имеют.

Начнем с самого начала, разберемся постепенно, это вопрос непростой и очень интересный. Действительно, царь Давид использует слово «Сион» совершенно в особом смысле, в смысле духовном. Однако Сион – это историческое место, вернее – это историческая цитадель, башня, являвшаяся основным укреплением города, который царь Давид взял штурмом. Это был город Иевус, в котором жили иевусеи. Царь Давид превратил этот город в Иерусалим и начал строить свою столицу, стал Иерусалим расширять и т.д. Так вот, эта крепость (цитадель) Сион действительно существовала. С ней связана масса интересных историй, но, к сожалению, наш эфир не позволит мне рассказать их полностью. Однако падение этой крепости действительно было связано с волей Божией, потому что было сделано языческое заклятие на эту крепость. В ней находились хромые и слепые, и они сказали Давиду, когда он подошел к стенам: «Ты не войдешь в наш город, потому что хромые и слепые не пустят тебя». Однако Бог вразумил Давида, как взять крепость. И действительно, когда цитадель Сион была взята и слепые и хромые убиты, город оказался обыкновенным городом, который царь Давид смог взять штурмом, демонические силы его уже не защищали. Таким образом, Господь предал его в руки Давида.

Интересно, что это место, град Давидов, находится вообще не в черте современного Старого города. Град Давидов находился в черте Кедронского потока с южной стороны современного Старого города. Таким образом, во времена Христа Иерусалим, как я уже много раз повторяла, был намного больше, чем современный Старый город. Он разделялся на Нижний город, то есть, собственно, град Давидов (исторический древний Иерусалим), и Верхний город, то есть новые районы, которые были построены за 200 – 300 лет до Рождества Христова, и во времена Христа тоже продолжалось строительство. Это были районы вокруг храма, и чем ближе к храму, тем были дороже дома, что понятно. И то, что мы сегодня называем горой Сион, во времена Господа Спасителя было частью Верхнего города. Там располагался дом первосвященника Анны и дом апостола Иоанна Богослова. Также там было то самое место, та самая древняя синагога, в которой собирались апостолы после воскресения Христова. Эта синагога стала первохристианской синагогой, другие евреи не ходили туда молиться и не собирались там, потому что знали, что там собирается апостольская община. И именно в этой синагоге произойдет сошествие Духа Святого на апостолов. И все то, о чем говорил царь Давид, все пророчества о том, что Господь любит Сион больше всех селений Израиля Иакова, о том, что Господь хранит Сион, что соберутся все народы на Сионе и т.д., – все эти пророчества, мы видим, имели очень глубокий смысл. Они подразумевали (прообразовывали) не что иное, как соединение человека с Богом, народа Божиего с Богом.

Естественно, здесь не имелся в виду только народ израильский как этническая группа, мы все являемся Израилем, мы все тот самый Божий народ, о котором писал царь Давид. То есть все, кто принял Христа Спасителя, будут соединены с Богом уже неразрывно посредством Духа Святого. Потому что Святой Дух, через церковные таинства и наше личное общение с Богом, соединяет нас с Богом. Без Духа Святого невозможно наше общение с Богом, невозможно богопознание и таинства. Об этом пишут святые отцы. Поэтому мы называем схождение Духа Святого днем рождения нашей Церкви, с этого начинается все. Таким образом, все пророчества Давида о Сионе исполнились в этой части Верхнего города, где была синагога, в которой собрались апостолы на пятидесятый день после воскресения и где Дух Святой сошел на них. Поэтому в IV веке византийцы (греки, наши христиане) назвали это место «Неа Сион» (Новый Сион) – именно для того, чтобы подчеркнуть, что пророчества Давида исполнились в этой точке. Сион же царя Давида – это прежде всего историческая цитадель, о чем мы говорили, это понятие духовное, пророческое. И, наконец, Сионом нередко называют и Храмовую гору.

Таким образом, Сионские ворота, которые мы имеем сегодня, получили свое название уже после воскресения Христова, после сошествия Духа Святого на апостолов, во времена Византийской империи, то есть намного позже, примерно в IV или V веке. Нынешние Сионские ворота не стоят на том же месте, где были древние. Дело в том, что крестоносцы, как я рассказывала, сократили, уменьшили Иерусалим. А нынешние стены строил султан Сулейман Великолепный. Так вот, во времена крестоносцев нынешняя гора Сион с горницей схождения Духа Святого на апостолов была в черте города. А архитекторы султана Сулеймана в XVI веке, по какой-то неведомой причине, эту часть города выпустили из стен. И Сионские ворота, таким образом, получились на другом месте. И теперь, чтобы попасть к месту сошествия Духа Святого на апостолов, мы выходим из Иерусалима Сионскими воротами и по этому холму идем уже за стенами. Как говорит предание, архитектор был за это обезглавлен, потому что султан очень разгневался, что город оказался еще меньше. Таким образом, нынешние Сионские ворота XVI века и ведут нас к месту схождения Духа Святого на апостолов и к месту успения Божией Матери. Потому что там же находится немецкий католический храм. Хотя он начала XX века, но очень красивая и величественная базилика на месте дома апостола Иоанна Богослова, то есть на месте успения Матери Божией.

Сионские ворота также очень широко используются иудеями, которые идут к Стене Плача. У этих ворот мусульман можно увидеть редко, в основном это иудеи, также православные и христианские паломники и армяне. Потому что Сионские ворота ведут нас в Армянский квартал. Сам Армянский квартал существует с XII века, со времени управления Иерусалимом крестоносцами, европейскими рыцарями. Однако сами армяне как народ живут в Иерусалиме, конечно, намного дольше. Они уже жили в Иерусалиме примерно с III – IV века. Строили здесь свои храмы и монастыри. Как мы знаем, армяне относятся к монофизитской ереси, хотя сами себя они считают православными, но у нас канонического общения с ними нет, поскольку они, как мы знаем, монофизиты и не приняли Четвертый Вселенский Собор, соответственно, мы с ними не общаемся евхаристически. Но по-человечески общение, конечно, есть. И они очень, надо сказать, набожные. У них большая духовная семинария в Армянском квартале, по численности намного больше, чем наша, православная. И Армянский квартал прилегает как раз к Сионским воротам. Естественно, что современные армяне, живущие так, чаще всего арабоговорящие, то есть сочетавшиеся браком с арабами. Некоторые даже армянский язык не знают, хотя многие знают. У них есть своя культура, свой армянский храм в Армянском квартале, который носит имя апостола Иакова Зеведеева. Кроме того, если мы выйдем Сионскими воротами на улицу и пойдем в сторону католического храма Успения Матери Божией, мы также можем попасть на наш православный Сион, где находится Иерусалимская православная семинария для мальчиков. Еще мы можем попасть в очень интересное место – на территории семинарии есть древняя катакомбная церковь, где молились первые христиане. Открывается она только раз в год на День Святого Духа. День Святого Духа – это особый праздник. Бывает торжественная служба в семинарии и совершенно дивный крестный ход, читаются коленопреклоненные молитвы: одна в самом семинарском храме, одна в катакомбном храме, где молились первые христиане, и одна в самой горнице, где Дух Святой сошел на апостолов.

– Анна, если можно, у меня вопрос. Это все-таки та же самая горница или это место, на котором она стояла? И это какое-то уже другое здание, но на этом месте?

– Вы знаете, это и так, и не так. Дело в том, что синагога никогда не разрушалась. Об этом пишет Евсевий Кесарийский и другие паломники и церковные историки. Она не разрушалась, но много раз перестраивалась. Поэтому в нынешнем варианте это другое здание, в котором есть одна та самая стена, что я паломникам обычно показываю. Там даже видна римская кладка – действительно I – II века. Также там есть колонны и своды от крестоносцев и наружная отделка, уже мусульманская – XVI – XVIII века и т.д. Здание много раз переходило из рук в руки. Еще эту горницу называют горницей Тайной Вечери. Но здесь наша Иерусалимская Церковь (мы все-таки основываемся на нашем местном предании и на церковных традициях, которым уже две тысячи лет на Святой Земле) почитает это более как место сошествия Духа Святого на апостолов. Потому что место горницы Тайной Вечери точно неизвестно. Мне приходилось читать серьезные археологические труды некоторых католических исследователей, они тоже склоняются к тому, что, возможно, человек, в доме у которого совершалась Тайная Вечеря, жил поблизости или, может быть, даже над синагогой. Но это вряд ли, так обычно не делали. Или все-таки это было в другой части города. Однако есть такая народная традиция – и западная, и нередко русская. Многие гиды говорят: «Здесь была и Тайная Вечеря, и сошествие Святого Духа». Потому что людям хочется вспомнить Тайную Вечерю и хочется иметь место, где это было. Однако если говорить честно, то Дух Святой сошел там, об этом есть очень точные исторические и археологические свидетельства, а насчет горницы Тайной Вечери есть варианты, вопрос как бы открытый.

– Анна, огромное спасибо! Что касается Тайной Вечери, хочется сказать, что быть участниками Тайной Вечери в буквальном смысле слова мы можем всякий раз, когда в храме совершается Божественная литургия. Об этом тоже очень важно помнить и не искать, может быть, какие-то не совсем подтвержденные, хотя и милые нашему сердцу сведения. Спасибо Вам огромное! И я надеюсь, что наше путешествие по воротам Старого города продолжится.

Эфир телеканала «Союз» продолжается. Оставайтесь с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать