Союз онлайн: Есть что сказать

18 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гости студии: Ольга Кормухина и Алексей Белов. Ведущая Светлана Ладина.

– Сегодня в Екатеринбургской студии телеканала «Союз» мы принимаем не просто гостей, а наших добрый друзей. Я с удовольствием представляю вам замечательных музыкантов Алексея Белова и Ольгу Кормухину.

Ольга и Алексей, Вы практически с корабля на бал, с поезда к нам в студию, за это вам огромное спасибо, потому что понятно, что такое ночь в дороге, а сегодня вечером у вас концерт. И вы еще пришли, чтобы порадовать нас. От нашей съемочной группы я вам кланяюсь, спасибо!

– И вам спасибо!

– Наши зрители написали столько вопросов в ваш адрес, причем таких глубоких, содержательных, что можно было даже и не готовиться к этой программе, а просто читать то, что люди хотели у вас спросить. Но тем не менее, если позволите, будут вопросы и от меня, и от зрителей. А сначала – что бы вы хотели сказать?

Ольга Кормухина:

– Лично я хотела бы сказать огромное спасибо (думаю, что Алексей со мной согласится) за то, что слушатели задают такие умные, глубокие вопросы, и за то, что я могу гордиться нашей публикой. Это не голословно – дело в том, что у нас на концертах бывают разные люди, в том числе и представители разных СМИ. И они говорят, что такой публики уже давно ни у кого не видели в таком количестве. Поэтому спасибо вам большое, друзья, потому что это самая главная, я считаю, оценка артиста. И еще важно не количество публики, а ее качество.

Алексей Белов:

– Я солидарен с Ольгой во всем.

Ольга Кормухина:

– Особенно очень радует молодежь. Появилось столько умненьких, пытливых ребят, начиная буквально с малолетнего возраста. Им очень нравится музыка Алексея, те песни, которые я пою, которые мы сочиняем иногда совместно, иногда Леша один. Нам очень нравится то, что они стали выбирать наконец-то музыку, стали вдумчиво подходить к этому вопросу. И очень приятно, когда в плей-листах наряду с западной музыкой, которая сейчас популярна во всем мире, стоят наши песни. Это очень здорово, и это радует, потому что потом ребята заходят благодаря музыке в Интернет и слушают наши с вами беседы. У меня очень много вот таких отзывов именно от детей и молодежи: «Спасибо, что Вы говорите о том, о чем мы даже с родителями не можем поговорить».

– В вопросах наших зрителей еще и география радует. Вы обратите, наверное, на это внимание.

Ирина из Белгорода обращается: «Здравствуйте, Алексей и Ольга! Помню творчество Ольги с конца 80-х годов. Кассеты «Парка Горького» мы заслушивали до дыр в лихие 90-е. Несколько лет назад была рада снова увидеть вас на телеэкранах, услышать новые песни. Читала множество ваших интервью, смотрела ролики в Интернете. Очень приятно, когда исполнители растут творчески и духовно, это не дает закоснеть и нам, вашим слушателям. Вы для нас уже давно не только любимые артисты, но наши путеводные звезды. В свое время на вашем примере была приятно удивлена тем, что воцерковленный человек может быть настолько современным и разносторонним. Скажите, пожалуйста, как вам удается сочетать мирскую, творческую жизнь и православие?»

Наверное, этот вопрос очень многих интересует.

Алексей Белов:

– Я не знаю, это, наверное, так же, как удается ходить и дышать. Это то же самое. Православие – это как воздух, а все остальное для нас – это наше ремесло. Поэтому без воздуха и ремесло не будет спориться. Мы даже не думаем о том, как нам это удается, мы просто живем. А без молитвы невозможно.

Ольга Кормухина:

– Я бы сказала, что удается еще с помощью духовника, потому что бывают моменты, которые вызывают сомнения, а я человек, не любящий сомневаться в тех вопросах, которые могут оказать влияние на других людей. В личной жизни можно посоветоваться с мужем, принять какое-то решение, но в каких-то глобальных вещах, которые имеют последствия для других людей, я всегда обязательно советуюсь с духовником. И Леша, кстати, тоже.

– Это вопрос о том, что у путеводных звезд есть полное осознание своей ответственности за эту путеводность.

Ольга Кормухина:

– Это должно быть прежде всего, прежде таланта. Ответственность должна быть впереди таланта.

– Спасибо! Вопрос от Дарьи из Томска: «Я начинающая певица, как мне перестать бояться слушателей, которые сидят в зале, и обрести какую-то уверенность?»

Вы сейчас только что сказали о своей публике. Я видела, как вы общаетесь с людьми на концерте. Это просто как одна большая семья во много тысяч человек собралась – и между вами полное взаимопонимание. Мне кажется, там ни про какой страх речи не идет, или все-таки это бывает?

Алексей Белов:

– Нет, страха не бывает. Усталость бывает, но это необходимо преодолевать, потому что у нас график просто бешеный. Я даже не знаю, поскольку мы всю жизнь находимся на сцене, мне очень трудно вспомнить. Даже в свои школьные годы, когда я играл с группой перед выходом на публику, у меня был не страх, а какая-то радость.

Ольга Кормухина:

– Мне бы хотелось добавить, что мы отвечаем человеку воцерковленному. Дело в том, что, к сожалению, очень мало святые отцы пишут об этих вещах, то есть о творчестве, о том, как быть творческому человеку, как не потерять то главное зерно, которое мы несем. И только у Феофана Затворника я нашла очень немного из того, что полезно будет знать любому артисту, не важно – начинающему или маститому. Он говорит, что если вы выходите на сцену и волнуетесь, значит вы думаете больше о том, как вас воспримут, а не о том, что вы будете делать на сцене непосредственно. То есть это страх недооценки себя, что зацепит ваше самомнение.

У меня возникает волнение, как бы что не случилось. Потому что на мне (Алексей не даст соврать) ломается аппаратура, выключаются микрофоны. Алексей говорит, что аппаратура меня не любит. Действительно, недавно у меня брали отпечатки пальцев (нужно было поехать за границу) и не смогли взять ни один отпечаток, ни вместе, ни по отдельности. Женщина, которая там сидела, сказала, что у меня, видимо, очень мощная защита, ничего нельзя сделать. Я это говорю к тому, что все-таки если мы люди духовно возрастающие, то нужно, прежде всего, следить за своим внутренним состоянием. Потому что если у тебя руки грязные, то, естественно, ты не можешь хвататься за предметы, которые кто-то тоже возьмет и, может быть, подцепит какую-нибудь заразу. Так и мы. Мы – «добрые бациллы»; есть бактерии вредные, а есть полезные. Мы заражаем верой в жизнь, надеждой, оптимизмом, потому что христианин-пессимист – это не христианин.

– Следующее сообщение как раз очень оптимистичное. Александра из Элиты пишет: «Доброго утра и теплого дня всем! Многая и благая лета вам, Алексей и Ольга! Обычно люди ищут счастья, желают его друг другу, а что такое счастье для вас как для православных христиан?»

Сейчас будем вспоминать, что счастье каждый понимает по-разному.

Ольга Кормухина:

– Счастье от слова «с частью», то есть с частью наследства небесного. Быть с частью, то есть иметь наследство всегда с собой. Помните притчу о блудном сыне? Он же потребовал и растратил не на то свою часть наследства, то есть нужно иметь ее всегда при себе нерастраченной и приумножать то, что дано. Мне кажется, это и есть счастье. Одна простая женщина-паломница сказала у нас однажды на острове: «Счастье – это просто знать волю Божию и ее исполнять». Мне очень понравился этот простой ответ, и я с ним согласна.

– Он простой, но в то же время настолько сложный, потому что иногда воля Божия до такой степени идет вразрез с тем, чего хочется, и это, мне кажется, и просто, и сложно.

Ольга Кормухина:

– Нужно выбирать, чего хочется: Царствия Божьего или сиюмоментного удовлетворения своих желаний.

Алексей Белов:

– Да, к сожалению, это так.

Ольга Кормухина:

– А разводы – это результат того, чего хочется.

– А что для вас семейное счастье?

Ольга Кормухина:

– Когда надо быть с общей частью, когда все общее. Для меня путь женщин, которые выходят замуж, или мужчин, которые женятся на неверующих или исповедующих другие принципы, это крест, который я бы, наверное, не смогла понести. Огромное счастье, когда вы смотрите и дышите в одну сторону. Наше дыхание – это Христос, поэтому вот оно и счастье.

Алексей Белов:

– Конечно, надо быть очень внимательными по отношению друг к другу, и не должно быть никаких мелочей, которые упускаются.

Ольга Кормухина:

– В православном браке бывает намного больше искушений. Казалось бы, что супруги едины, но надо помнить всегда о том, что где чисто, там и битва. То есть если помыслы и стремления чисты, то враг будет одолевать и одолевает иногда, но с Божией помощью мы проходим эти испытания, и с каждым новым испытанием мы еще больше веруем. Как говорил великий ученый Лейбниц: «Чем больше я верую, тем больше я познаю. Чем больше я познаю, тем больше я верую». И у нас так: чем больше мы познаем, тем больше мы веруем, потому что видим силу Божию.

Алексей Белов:

– Брак – это не санки, в которые сел и поехал вдвоем. Это такое строительство, которое начинается с первого дня брака и заканчивается тогда, когда люди уже отходят в мир иной. Оно никогда не заканчивается, просто появляется больше деталей и все становится интересней, красивее в этом строительстве. Но это нескончаемый процесс.

Ольга Кормухина:

– Это тоже счастье – постоянное сотворчество со Творцом. Всё по образу и подобию, а подобие в чем? Подобие Пресвятой Троицы: он, она и Святой Дух; родители, дети и Святой Дух – все время Троица. В творчестве так же: если нет Бога в творчестве, то оно умрет раньше тебя.

Алексей Белов:

– И брак – это творчество.

Ольга Кормухина:

– Почему великие произведения живут и становятся более востребованными и любимыми после смерти самих творцов? Потому что чем больше было Бога в творении, тем дольше оно живет и только приумножается количеством душ, собранных восхвалением Творцу. Самая большая похвала моему выступлению была тогда, когда девушка сказала: «Слава Тебе, Господи, что Ты даешь такие таланты!» И не мне лично похвала – вот это самое важное для православного артиста.

– Вы сейчас как раз ответили еще на один вопрос. Наша зрительница спрашивала: «Как в этой профессии удержаться от тщеславия?» Потому что все равно в публичной профессии невозможно без того, чтобы ты не обращал внимания, как тебя восприняли, как восприняли то, что ты делаешь. Тут очень тонкая грань, когда может закончиться самокритика и отслеживание того, что публике понравилось, что не понравилось, что сработало, что не сработало.

Алексей Белов:

– Мы не знаем градации тщеславия. Оно может быть мелким, может крупно проявляться, мы можем забыться и «хлопнуться» в какой-то момент, возгордившись тем или иным, но тут же стараемся «вернуть» себя назад. Это процесс бесконечный, и самое главное, что тот, кто влияет на человека, не отступится до самого последнего дня.

Ольга Кормухина:

– Я все время вспоминаю, почему мне отец Николай говорил: «Пой на сцене, но при этом обязательно пой еще и на клиросе». Меня спасает клирос, потому что там это все вылезает сразу. Поэтому я ушла на тенор, потому что тенор – это тот голос, на котором не потщеславишься. Первый голос может любоваться красотой, у меня это было, я это проходила. Я улетала, как мне казалось, за облачную высь, а на самом деле улетала от «самокайфования». А тенор – это строгий голос, без которого, я считаю, хор не звучит так, как он должен звучать. Это стержень, от которого ниточки вниз и вверх идут. И ты не думаешь о том, как звучишь, а встраиваешься в общий хор. Бывает, и выстраиваешь хор, потому что иногда голоса сами по себе гуляют, а как зазвучит тенор, то все сразу как-то подстраиваются.

Для меня это очень важно, и видимо, что-то остается после клироса, остаются эти ощущения – и они переносятся на сцену. Так Христос освещает нашу жизнь, так это дается и несется в мир. Я заметила, чем больше я не пою на клиросе, тем больше начинаю хромать в профессии. Лучше пересилить себя и пойти рано утром на службу в любом городе, тогда и концерт по-другому проходит, потому что не в голосе счастье, как-то духом поется.

Недавно в Питере был концерт, и люди сами видели это чудо. Мы пели со Светой Сургановой одну из моих любимых песен «Ленинград», на стихи Маньдельштама. Меня поразили эти стихи, и я думала о невинных репрессированных людях, многих затерянных душах. Но когда я вышла на сцену, на второй песне поняла, что петь вообще не могу. Те, кто знал наши новые песни, не узнали их, потому что я их просто выкрикивала, так как у меня совершенно не было ни голоса, ни сил. Я была сильно больна. Я поняла, что сейчас допою песню, встану и скажу: «Дорогие мои люди, простите, но я не могу петь вообще. Давайте перенесем этот концерт».

В конце песни я повернулась к кулисам – там стояли Леша и Света, и они смотрели на меня такими глазами! В них было все: боль, сострадание, надежда. И вдруг меня всю перевернуло: «А где же вера твоя?» И я взмолилась: «Господи, пожалуйста, спойте кто-нибудь за меня там!» И пошло! В итоге я даже спела Карузо, а это третья октава! Я была в шоке. Я думала, что не буду брать эту ноту сегодня, но чувствую, что уже иду на нее, и сама себе говорю: «Куда?» Но было уже поздно, я ее спела. Слава Тебе, Господи! Я отворачивалась и крестилась на сцене, потому что Матронушка Блаженная говорит: «Чаще осеняйте себя крестным знамением, это замок». Для меня это еще и знак надежды, прибегания к помощи Божией. Я себя осеняю крестом, потому что я его несу, но и он меня иногда несет. Это было реальное чудо, люди это видели и писали об этом. Явно, что за меня пел Дух.

– Это из серии, что болезнь не к смерти, но к славе Божией.

– Совершенно верно.

– Екатерина из Красногорска спрашивает: «Когда вы отправляете новую песню в жизнь, вы осознаете, как она отзовется в сердцах слушателей? Вас можно назвать православными борцами за души человеческие?»

Алексей Белов:

– Не знаю. Когда мы отправляем новую песню в жизнь, мы, прежде всего, думаем обо всех людях. В данный момент, наверное, мы не осознаем себя православными борцами за души человеческие. Нам очень важно, чтобы эта песня отражала то, что для нас самих очень важно в этой жизни. Конечно, главное – не навредить, потому что можно навредить ненароком.

– Алексей Николаевич, я в журнале «Фома» в Вашем интервью читала, что в Вашей творческой биографии была песня, про которую Вам потом писали: «Спасибо, она меня удержала от самоубийства!» И была другая песня, как Вы выражаетесь, «злая». У Вас бывают такие искушения сейчас?

Алексей Белов:

– Она, слава Богу, не попала никуда. Дело в том, что когда появилась та, первая песня, я не был православным. Я был крещеным, но был то, что называется «полный рок-н-ролл». Тогда Господь мне показал, как вообще творчество человека может отразиться на других людях. И это был не единичный случай. У Ольги много таких случаев было с песнями, например с песней «Путь», нам писали люди.

Ольга Кормухина:

– Я хочу сказать про то, что меня привело к Богу. Один батюшка говорил: «Как же из этого болота тебя Господь до храма довел?» Я думаю, что как раз за отношение к тому, что я делаю публично. Я никогда в жизни себе не позволяла петь и говорить то, что может оказаться неполезным для других. Я всегда честно говорю, что меня к Богу привела моя собственная музыка. Я всегда брала песни, у которых планка была выше меня, и тянулась за ними.

Я проще отвечу на Ваш вопрос. У нас сейчас есть песня в новом альбоме, который скоро выйдет. Там есть песня «Территория любви», а в ней слова:

Я солдат невидимой войны,
Той, где убивают незаметно
Словом или залпом тишины,
А награды раздают посмертно.
Завтра мы опять покинем дом,
Неся в себе частицы света,
Чтобы ветер сделал их огнем
Там, где слишком долго ждут рассвета,
Там, где каждый день идет война,
Вечная война за наши души.
Хоть она не каждому видна
И слышна лишь тем, кто может слушать.

Мена благословили писать притчами, я так и пишу стихи, они пишутся притчами. Любой воцерковленный человек поймет, о чем я написала. Это о храме, о Причастии. Самое интересное, что даже невоцерковленные люди каким-то шестым чувством, генной памятью понимают, о чем идет речь. Она идет о главном, о том, что бывает даже выше материнской любви, супружеской любви. Это о главной любви. Честно говоря, я сама удивляюсь, насколько люди глубоко понимают то, что, мне казалось, мы закапываем на два метра вглубь. Они умудряются докапываться до этого, и молодежь задает подчас такие вопросы, которые словно ставят в тупик, но слава Богу, что Господь нам даровал общение с духоносными светильниками нашего времени и мы можем на эти вопросы ответить твердо.

Сейчас не хватает общения поколений. Вы заметили, что нас очень сильно разделяют? Даже взять такой момент, на который я, как человек творческий, обращаю внимание. Существует «Первый канал», у него есть программы, например «Голос», «Достояние республики», где звучит какая-то музыка. И есть канал «Музыка первого», там абсолютно другая музыка. То есть вот вам для одного поколения, а вот – для другого. Это неправильно. Наша страна раньше была крепка единством, было гораздо больше уважения поколений друг к другу, потому что мы слушали, читали, смотрели одно и то же. Естественно, из одного и того же произведения, как самое главное из Евангелия, взрослый человек, проживший жизнь, поймет больше, но и ребенок иногда может чисто интуитивно, как тот маленький мальчик, сказать: «А король-то голый». То есть иногда ребенку больше дано. Взаимное постижение истин – это очень важно, и нельзя позволять упускать этот момент, когда нас разделяют. Нельзя терять своих детей в этом: что они смотрят, что слушают? О чем думают? Надо больше присматриваться, прислушиваться к ним и общаться с ними.

– У вас это получается?

Ольга Кормухина:

– Мы пытаемся учить дочь и учимся у нее.

– Как вы реагируете, если, например, Тоша слушает какую-то попсу, которую вы на дух не переносите?

Алексей Белов:

– Слава Богу, она не слушает ничего такого.

– То есть у нее вкус сформирован и привит, отклонений нет…

Ольга Кормухина:

– Есть вещи слышимые и видимые, они наполняют наш дух, и этот дух воспринимается публикой и детьми, от нас идут как бы определенные волны. Они от одного источника и ведут к определенной цели, и ребенок попадает именно в эти волны. Даже не слыша, что слушаем мы, она удивительным образом выбирает ту же музыку. Она недавно принесла нам песню и говорит: «Смотрите, какая старая песня замечательная!» Ставит нам, а это «Дом восходящего солнца». Я говорю: «Дочь, мы в 14 лет слушали ту же самую музыку». Она находит из того времени нашу музыку! Кстати, если меня слушают родители, пусть они обратят на это внимание. Мы не назидаем, мы рассказываем наш опыт. Удивительные вещи происходят.

Алексей Белов:

– Весь ее коллекционный музыкальный опыт формировался в православной гимназии, где они с девочками и мальчиками копировали друг другу с телефонов разные песни. Правда, был один недостаток – не было, к сожалению, песен на русском языке, была в основном западная музыка, но очень хорошего качества. Хотя русские фильмы она открыла для себя, когда я ей скопировал старые фильмы.

Ольга Кормухина:

– Она сама в 14 лет пересмотрела фильм «Собачье сердце» и даже цитаты приводила к месту. Она уловила очень важные моменты из этого фильма. Когда мы сидели с Лешей и говорили про политику, она сказала: «Мама, не надо читать советских газет перед обедом».

Алексей Белов:

– Что касается музыки, то мы навязать ничего не можем. С другой стороны, мы и сами ничего не слушаем, к сожалению, из того, что у нас есть на эстраде. Только мимолетом в Интернете что-то попадается. Она говорит просто, как ребенок: «Стихи плохие, музыка неинтересная, все некачественное!»

Ольга Кормухина:

– И при этом, когда Леша предложил сделать песню AC/DC для телевидения, дочь узнала и сказала: «Там же текст плохой. Как вы, православные, будете это петь?» Я говорю: «Конечно, нет. Папа переделает текст, как мы переделали Nazareth». Тогда в песне стал совершенно другой смысл. Там пелось, что любовь – это ложь, а Леша сделал: любовь – это не ложь. Даже люди пишут из других стран, что удивительно поменялся смысл песни. То есть дочка отслеживает все.

Алексей Белов:

– Дети в православной гимназии понимают, что это некачественная музыка. Поэтому мы надеемся на поколение, которое грядет, надеемся, что у нас появится интересная музыка и тексты (мы и сами стараемся это делать).

Ольга Кормухина:

– Еще хотела посоветовать родителям. Если вы слушаете в присутствии ваших детей какой-нибудь шансон и ширпотреб, то не ожидайте от своих детей особого вкуса. Даже если ваши дети слушают другую музыку, более качественную, это не очень хорошую службу сослужит вашим взаимоотношениям. Надо все-таки контролировать, что вы смотрите в присутствии детей, что вы слушаете и о чем говорите. Это очень важно. Они ловят не то, что вы им внушаете, а то, что вы делаете искренне. Если вы идете на концерт какого-нибудь популярного шансонщика, да еще «фанерщика», то в некоторых вопросах ваш ребенок вас не услышит.

– Потом можно сказать очень много правильных слов, но ни одно из них в душу ребенка не попадет.

Ольга Кормухина:

– Если вы ему скажете: «Что ты слушаешь тяжелый рок? Это сатанинская музыка», то в лучшем случае он пропустит это мимо ушей и на самом деле не поверит вам, потому что вы слушаете гораздо более худшую музыку.

– Еще вопрос на детскую тему музыканта группы «Ярилов зной» Александра Щербакова: «В настоящее время по центральным телеканалам проходит много музыкальных конкурсов, в которых также участвуют дети. Большая часть репертуара англоязычная, дети поют взрослые песни, смысл которых им мало понятен, и копируют американскую подачу музыкального произведения, которая сильно отличается от нашей русской благочестивой песенной традиции. К примеру, детские передачи «Голос» смотрят миллионы детей со всей страны и все это копируют, стараясь подражать. Как вы считаете, насколько хороша такая тенденция? И не опасна ли она?»

Я бы к этому добавила еще свой вопрос. Детские конкурсы меня больше тревожат, чем радуют. Я для себя решила, что «Голос» (детскую программу)смотреть не буду. Правда, потом, поскольку мои дети смотрели, я была вынуждена к ним присоединиться и увлеклась. Но мне казалось, что это в какой-то степени безответственно по отношению к тем детям, которые будут принимать в конкурсе участие, потому что мы знаем, какую драму переживают взрослые люди, которые не прошли в следующий этап. А что говорить о детях? Я поняла, что даже если бы мои дети пели прекрасно и имели все шансы победить, я как мама их туда не повела бы. Потому что меня очень волнует, что будет с их душой.

Алексей Белов:

– Дело в том, что конкурсы в любом случае существуют, и не только на телевидении, они и в жизни существуют, их много. Человек, который занимается творчеством (в том числе и дети), хочет всегда попасть на какой-нибудь конкурс. Очень немного таких, тем более в детстве, которые бы вдруг начали заниматься каким-либо творчеством в буквальном смысле слова «с нуля», никем не будучи поддержаны. Я думаю, что этот конкурс имеет две стороны. Одна сторона профессиональная – это хорошая сторона, а другая лежит в духовной области, и это то, с чем сейчас трудно справиться. Дело в том, что, к сожалению, такого материала очень мало и на нем невозможно будет провести даже такой конкурс. Это должен быть другой конкурс – конкурс благочестивых традиций и пения.

Здесь же конкурс, выявляющий редкие дарования, которые, может быть, будут соответствовать какому-то международному статусу. В последнее время у нас на сцене появилось большое количество очень хороших музыкантов – это барабанщики, гитаристы, инструменталисты. Но до сих пор очень мало интересных вокалистов. Должна быть определенная школа.

В свое время, в начале 2000-х годов, мы хотели провести конкурс на поиск нового вокалиста для группы «Парк Горького», и даже какой-то из телевизионных каналов был готов согласиться на это. Молодые вокалисты прислали мне около пары сотен записей со всех концов страны, и я понял, что, увы, конкурса не получится. Потому что я нашел только одного, и то он не соответствовал, может быть, возрастной категории. Он был слишком взрослый для этого. Все остальное было неприемлемо, это было невозможно слушать ни по телевидению, ни по радио, все было очень непрофессионально. Кроме всех аспектов, которые идут подспудно, должен быть еще высокий уровень. Наверное, благодаря этому конкурсу Ольга увидела несколько талантливых людей, которым очень хочется помогать.

– Вы про «Голос» для взрослых говорите?

Алексей Белов:

– Для детей.

Ольга Кормухина:

– Мы сейчас больше детьми занимаемся. Но я не об этом хотела сказать. То, что Алексей говорит, все, конечно, правильно. Поскольку я – мама и певица, я анализирую именно глубинные причины. Я все время о них думаю и стараюсь о них говорить и их донести, но меня никто не хочет слышать. Понятно, что на телевидении и на радио меня не услышат – им это невыгодно, но меня не слышат родители и сами ребята, за редким исключением. Во-первых, благодаря «Голосу», например, мы открыли нескольких талантливых ребят и стараемся, чем можем, им помогать. Во-вторых (вернее – самая главная проблема), мы не объясняем нашим детям что почем. Приведу простой пример: когда мы росли музыкально и были прогрессирующими молодыми музыкантами, проходил фестиваль Woodstock, который дал целую плеяду музыкантов для всего мира, сделал их известными и поднял того же Джо Кокера. Был Дортмундский фестиваль, концерт на стадионе «Уэмбли», который видели все, во всех странах, в том числе и в Советском Союзе, несмотря ни на какие занавесы. Это была планка, по которой было понятно, что хорошо, а что среднего качества. Так зачем же ориентироваться на средненькое, тем более на то, что ниже среднего?

А что происходит у нас? У нас пиарится конкурс «Евровидение». Когда меня журналисты спрашивают, как я отношусь к конкурсу «Евровидение», я отвечаю, что это помойка, потому что нормальный, уважающий себя артист туда не поедет. Я бы восприняла как личное оскорбление приглашение на этот конкурс. Надо вообще не понимать, чем я занимаюсь, чтобы приглашать меня на такой конкурс. Скажу почему. Недавний пример: проходил концерт в День города Москвы на Лубянской площади. Хедлайнером были Aerosmith, мы работали перед ними, а перед нами работал самый популярный молодой артист на сегодняшний день в мире Джон Ньюман. Aerosmith давали пресс-конференцию в один день, на следующий день давали совместную пресс-конференцию Алексей и Джон Ньюман. Журналисты отметили: «Алексей, про вас столько слов сказали Aerosmith, когда их спросили о том, что они знают в России». (Aerosmith сказали, что они знают и очень любят только «Парк Горького».) На пресс-конференции Джона Ньюмана и Алексея журналистка с «Авторадио» сказала с восторгом: «Джон, Вы знаете, перед Вами будет петь наша певица Полина Гагарина, она заняла второе место на конкурсе «Евровидение». А Джон юморной парень, все время перешучивался с Алексеем – и спрашивает у него: «Слушай, а что такое «Евровидение»?» Это говорит англичанин! Вам нужно что-нибудь после этого объяснять? И этот конкурс пиарится как чуть ли не главное мировое музыкальное событие года вселенского масштаба.

Что вы хотите от детей, которые, предположим, не хотят ничего слушать на русском? Но они включают «Русское радио» – и кто-нибудь там на русском поет?

– Саша Щербаков говорит, что у него душа болит о том же.

Ольга Кормухина:

– Саша говорит о другом. Он говорит о благочестивом пении, а оно не всем может даться. У меня не могло быть благочестивого пения, потому что мы с моей мамой воцерковлялись одновременно. Откуда у меня должно было появиться благочестивое пение? Мама была сирота, у папы была огромная родня – правда, когда они собирались, я ни одной пошлой русской песни не помню, спетой даже после третьего стакана. Самая залихватская песня была «Из-под дуба, из-под вяза…», там такой ритм, что рок-н-ролл отдыхает. Они пели это хором, стройно, очень хорошими, правильными голосами. Вы думаете, что просто так все взялось? Все идет от корней.

Дети видят подражание Западу и считают: значит это хорошо, если это делают все, даже родители. А если родители, не дай Бог, слушают еще и какой-нибудь шансон, тогда они вообще дремучие, а «я крутой, потому что я слушаю Ани Лорак». А что поет Ани Лорак? Она тоже копирует западную манеру пения, хорошо копирует, но не более того. Все эти конкурсы дают хотя бы такой положительный эффект: наконец-то публика начинает понимать, что главное – это не то, как артист выглядит и как выпевает ноты, главное – это репертуар. Промоутеры пытаются их запустить в стране, а люди не идут. А где ваши собственные песни? Где ваше собственное «я»? О чем вы пришли мне сказать? Пришла, например, Света Сурганова или Оля Кормухина, и они говорят о своем. Или Кипелов, Кинчев, и даже тот же Макаревич тоже говорит о чем-то. Поэтому сейчас народ смотрит шоу «Танцы», потому что там не надо напрягаться, не нужно ни о чем думать, так как приучили ни о чем не думать. Приучили смотреть, а не слушать музыку, а ведь на самом деле все начинается с музыки. Знаете, что такое музыка? Это молитва без адреса, это язык ангелов, и во что мы его превратили? Вот с этого надо было начинать, а потом уже обвинять детей. Я скажу, что благодаря «Голосу» мы открыли нескольких детишек, и одна девочка сейчас поет на клиросе. В этих конкурсах есть что-то хорошее. Как говорят, либо ты муха, либо пчела: пчела всегда найдет капельку меда, а муха и среди цветника найдет  мусор.

Алексей Белов:

– То есть надо отделить зерна от плевел. И в этом конкурсе это тоже надо сделать.

Ольга Кормухина:

– И везде должны быть наши люди. Как отцы нас учили: если там грязно, то тем более вы там должны быть. Никто с поля боя вас не благословит убегать. Мы ответили?

– Спасибо! Ответили!

Ольга Кормухина:

– Знаете, на другие вопросы ответят прекрасные духовники, священники, тот же отец Димитрий Смирнов. А то, что касается шоу-бизнеса, музыки и тем более нашего самого святого, наших детей, то мы можем дать именно те ответы, которые людей удовлетворят. Я абсолютно в этом уверена, потому что это пропущено не просто через мозги, а через жизнь – и есть опыт. В этом году у нас будет уже пятый юбилейный фестиваль «Дорога добрых дел». Все удивились, что у нас на фестивале оркестр играет классику в этом году. Первая часть Первого концерта Чайковского длится 18 минут, причем там столько музыкальных взлетов и ниспаданий, что, казалось бы, он заканчивается. И с каждым новым вздохом зрители поднимаются на новую высоту и в итоге больше всего говорят о классике, потому что она вне конкуренции. Когда потом выходит даже самый лучший, собравший кучу комплиментов и восторгов участник «Голоса», он абсолютно проваливается после Чайковского, потому что у классики очень высокая планка. На «Евровидении» тебя вознесли, а по сравнению с классикой ты очень низко. Даже самая простая публика может этого не понимать, но она это чувствует каким-то шестым чувством. И потом подходят сорокалетние мужчины со слезами и говорят: «Передайте огромное спасибо! Это было откровение, мы в жизни такого не слышали!» Хорошую музыку надо заставлять себя слушать, и хорошо, если вместе с детьми.

– Еще про этот замечательный оазис, про фестиваль, хочется поговорить, и наши зрители пишут. Ольга из Москвы написала: «Приехав на фестиваль, мы не только можем внести свою лепту в доброе дело – помочь людям с проблемами здоровья или внести посильный вклад на восстановление храма, но и в благодарность услышать Настоящую музыку, Живые голоса под звуки Симфонического оркестра (всё с большой буквы). В этом году на фестивале «Дорога добрых дел» был прекрасный состав артистов и прекрасная программа. Мы услышали не только прекрасные роковые композиции, композиции в стиле фолк, но оперные арии в исполнении артистов высочайшего уровня и детские голоса. А еще фестиваль – это прекрасная возможность обрести новых друзей. Спасибо вам, Ольга Борисовна и Алексей Николаевич, за ваш труд не только в музыке, но за ваше благородное дело! Желаем нашему фестивалю роста, чтобы «Дорога добрых дел» стала широкой автострадой для неравнодушных людей. И я хотела спросить, когда у вас будут концерты в Московской области?»

По поводу концертов мы обязательно в конце программы скажем.

Ольга Кормухина:

– Следите за программой канала «Союз», у нас договоренность, что он все время будет освещать наши концерты. Нам очень многие люди пишут: «Прежде всего, Ольга и Алексей, спасибо вам за творчество, потому что православному человеку хочется не только духовную музыку услышать, а что-то современное, пойти куда-то с детьми». Кстати говоря, пишут благодарность за то, что наша музыка является точкой единения между родителями и детьми. Чаще всего дети родителям открывают наше творчество, а иногда родители – детям.

– Родители, которые вас в 80-х и 90-х еще знали…

Ольга Кормухина:

– Дело не в этом. Я не очень люблю ретро-вариант. Мы говорим о сегодняшнем дне, о нашей современной музыке. Удивительное дело, но почему-то наш фестиваль «Дорога добрых дел» в народе пошел как православный, хотя на него приезжают люди разных конфессий. Я вообще по натуре объединяющий человек. Например, у нас Лева Аксельрод очень верующий ветхозаветный иудей по Моисею, Рагда Ханиева – мусульманка, которая знает Бога, ведь Бог – это любовь. Я не призываю к акмеизму, прошу не путать. Я обнимаю каждого человека, и они с удовольствием слушают нас, когда мы говорим о православии. Этих общих точек соприкосновения очень много, и надо помнить, что у каждого человека свой путь – может быть, последние станут первыми, никогда не надо забывать об этом. Может, вы упадете, а он вас опередит в том же самом православии, поэтому для меня православие, как говорил митрополит Антоний Сурожский, – «это человек, который вышел из центра круга, стал с краю, где ветер, и закрыл других собой, обнял, дал тепло и закрыл от ветра». Вот что такое для меня христианство и православие. Мне очень приятно, что этот фестиваль – православный именно по духу и на него стремятся попасть именно семьями. Говорят, что это зарядка на целый год. Причем он у нас еще проходит и в Нижнем Новгороде, но имеет такой этнографическо-фольклорный оттенок, потому что проходит в Музее деревянного зодчества и архитектуры народов Поволжья, который создавала моя мама. Там тоже очень много народу, и у нас там больше фолка.

Планируется еще один семейный фестиваль, но это пока секрет, мы потом обязательно о нем расскажем. Это будет тоже ежегодный фестиваль, который мы про себя назвали «Слава России от княжества до империи». Там будут исторические реконструкции, то есть мы хотим показать все величие, красоту и важность путей России для всего мира и, прежде всего, для нас, россиян всех национальностей и конфессий. Русский – это не национальное понятие, говорят святые, это понятие духовное. Русский – это значит человек духа.

– Еще про фестиваль, Лариса из Москвы пишет: «Хотелось бы услышать о том, каким образом так дивно и чудесно святитель Иоанн Шанхайский Сан-Францисский стал покровителем портала движения добрых дел, которое возглавляете вы».

Ольга Кормухина:

– Это было как-то по наитию. Когда мы искали место для первого фестиваля (а мы думали, что проведем его и больше его никогда не будет), хотели вытащить людей из Интернета, чтобы они пообщались вживую и поняли, что разница огромная. Я тогда как раз прочитала серию исторических книг про пояс Богородицы. Мы попали на реку Угри, рядом с женским монастырем, а мы очень давно почитаем Иоанна Шанхайского с Лешей, и я как-то к нему прониклась.

Алексей Белов:

– Я даже привез частицу его мощей из США.

Ольга Кормухина:

– Этот святой нам уже как родной. Я вхожу – и вдруг первая икона, которую я вижу, это икона святителя Иоанна Шанхайского. Он как бы сказал, что будет покровителем, поведет нас. И он вывел нас в Верею, где два года проходил фестиваль, – там расположен храм Рождества Богородицы. У нас там было много чудес. Например, два года подряд кругом дождь, а над фестивалем – круг неба. Люди приезжали на грязных машинах и говорили, что это чудо. А когда мы спустили флаг, сгустились тучи и пошел дождь. Я всегда участникам фестиваля говорю: «Следите за помыслами: ни тщеславных, ни меркантильных помыслов у вас не должно быть на нашем фестивале, тогда у нас все получится лучше, чем мы ожидали». Так и происходит, потому что Господь видит, чего мы хотим добиться этим фестивалем, и помогает нам.

– Я понимаю, что фестиваль – это огромная радость, но, наверное, это еще и усталость, гигантский груз ответственности, за который каждый год надо браться, зная о проблемах.

Ольга Кормухина:

– Чудом Божиим как-то все свершается, как будто какие-то невидимые силы присутствуют. Конечно, за этим стоит еще огромный Лешин труд. Все, что касается музыкального наполнения фестиваля, репертуара артистов, особенно маленьких, конечно, Алексей в этом главный.

Алексей Белов:

– Музыкой мы занимаемся всю жизнь, и, как я уже говорил, для нас это как дышать, поэтому иногда дышать приходится чаще, иногда реже.

Ольга Кормухина:

– Леша у нас молчун, но внутри его огонь. Он скрывает его под колпаком как мощный факел и выпускает только в музыку, поэтому не обращайте внимания, что я постоянно говорю, а он молчит.

– Когда Вы цитировали строки из песни, у меня было две ассоциации. Первая – со строчками Цоя: «Где бы ты ни был и что б ты ни делал, между землей и небом – война». Вторая – со словами Достоевского: «Здесь дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей». Ольга Борисовна, я могу предположить, что Вы любите Достоевского, по тому, что Вы говорите, и по тому, что я видела на Вашей страничке «ВКонтакте», – любимые цитаты. У Вас зритель спрашивает: «Какие книги сформировали Вас и Ваше мировоззрение? Какие книги Вы посоветовали бы прочесть сегодняшней молодежи?»

Ольга Кормухина:

– Я читала, начиная с детства, очень много. Читала сутками, ночью с фонариком под одеялом, то есть книги, наверное, были моими главными воспитателями. Например, в шестом классе я прочитала всего Бальзака, 24 тома. Я думаю сейчас, что я тогда могла понимать? Но что-то, видимо, поняла. Честно говоря, важно не то, что мы прочтем, а то, что мы перечитываем. А перечитывать все больше хочется Евангелие, жития святых, советы святых отцов и Достоевского, Чехова, Гоголя, Пушкина. Если посоветовать чтение детям, то эти четыре автора обязательно должны быть. Они все очень разные, но вкупе они дают просто потрясающий результат. Это такая плодородная почва для юной души, на которой чему-то дурному прорасти будет труднее. Если этим семенем будет заполнена душа, то сорнякам места будет мало, потому что это очень сильные семена. Пушкин для детей – это вообще Евангелие в стихах. Читайте Пушкина и о Пушкине. По-моему, Валентин Непомнящий о нем написал очень много хорошей литературы. Почитайте хороших пушкиноведов.

Алексей Белов:

– Я очень часто вспоминаю историю про старца Нектария, который совсем юным попал в Оптину пустынь и часто засыпал в алтаре. Его выгоняли оттуда, а Амвросий Оптинский говорил: «Ничего, Николка проспится, всем пригодится». Потом у него было послушание при библиотеке, а библиотека была фантастическая в Оптиной пустыни. Получилось так, что он сам себя образовывал, он все это перечитал, выучил несколько языков, он знал все книги, которые там были. Даже люди, которые приезжали в Оптину пустынь, спрашивали: «Какой университет окончил ваш батюшка?» И однажды вечером он, еще не будучи старцем, процитировал по-французски несколько строк из книги одному знаменитому писателю о красоте природы. А однажды старец сказал: «А ведь все эти книги не стоят и двух строчек из Священного Писания». Я думаю, что нам сейчас интересней читать именно Священное Писание.

Ольга Кормухина:

– Мне бы очень хотелось сказать огромное спасибо нашим зрителям, друзьям, единомышленникам, особенно нашей публике, потому что вы наши главные спонсоры. Всю жизнь я ни у кого никогда не просила денег, потому что я не умею этого делать. Я хочу отдать вам низкий поклон и сказать огромное спасибо, потому что именно на ваши деньги, которые вы платите за билеты, альбомы, мы можем себе позволить делать это маленькое чудо – наш фестиваль и помогать юным талантам развиваться дальше, потому что записи, клипы стоят немалых денег. И это все, я считаю, ваша заслуга, потому что это ваши деньги. Огромное вам спасибо! Я всегда считала, что неудобно за удовольствие получать деньги, поэтому я трачу их на других талантов и на то, чтобы дать людям услышать красоту.

– Спасибо огромное, что сегодня вы потратили на общение с нами час вашего времени. Вы знаете, что сегодня исторический день рождения города Екатеринбурга? Так что вы еще делаете нам подарок. Сегодня в Екатеринбурге, завтра – в Челябинске, дальше – Омск, Новосибирск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Томск, Красноярск, Владимир, Ковров, Брянск, Калуга, Тула, Смоленск. Друзья, встречайте и принимайте!

Спасибо, что вы были с нами! Оставайтесь с нами сегодня и всегда.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать