Союз онлайн: Есть что сказать

18 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: великомученик Георгий Победоносец. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Программа «Есть что сказать» приглашает вас продолжить встречи на Святой Земле. Сегодня будем говорить о событии, имевшем место в городе Лидде, который был расположен на территории современного Израиля в XIX веке, и о том, что ему предшествовало. А главным героем нашей сегодняшней программы станет святой Георгий Победоносец. Дело в том, что именно ему был посвящен храм в Лидде, куда почитатели великомученика Георгия перенесли его нетленные мощи. Это было в царствование равноапостольного императора Константина. Со временем церковь пришла в запустение, неповрежденными в ней оставались только алтарь и сам гроб великомученика. Из неподобающего состояния храм был выведен усилиями русского правительства и многочисленных частных благотворителей. 16 ноября 1872 года (это дата по новому стилю) состоялось его освящение. Примечательно, что это событие зафиксировано в православном календаре и вспоминается ежегодно. Тему продолжит наш постоянный проводник по Святой Земле, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

Анна, как Вы полагаете, почему дата обновления храма великомученика Георгия стала общецерковным праздником, ведь, собственно говоря, такие события присутствуют, наверное, в истории многих храмов?

– Я думаю, здесь две причины. Первая та, что великомученик Георгий, наверное, самый почитаемый в мире святой. Казаки его считают своим: «Наш Егорий на коне». Англичане считают своим: он у них на гербах разных городов. Также есть святой Георгий на гербе Москвы. И наконец, некоторые палестинцы утверждают, что он родился здесь. На самом деле это не так, здесь родилась его мама, и она тоже прославлена в лике святых – это святая Полихрония. Она была из города Лод, который мы называем Лидда. У нас почитание великомученика Георгия просто невероятное. Арабские приходские храмы практически все освящены в честь великомученика Георгия, притом даже не важно, если они стоят на святых местах. Например, в Кане Галилейской такой храм в принципе должен был быть в честь апостола Симона Кананита, потому что, по преданию, именно он вступал в брак, когда Господь совершил первое чудо в Кане. Но поскольку это храм приходской, то он в честь святого великомученика Георгия. У нас шутят, что если храм освящен не в честь святого Георгия, то можете быть уверены, он освящен в честь Николая Угодника – что-то одно из двух.

Я думаю, что причина, во-первых, в почитании, а во-вторых, время строительства храма в Лидде – очень важный момент в истории Святой Земли и вообще в истории Церкви. Дело в том, что, как вы знаете, Георгий Победоносец перед своей кончиной успел оставить завещание. После всех пыток и мучений он содержался в тюрьме до того момента, как его обезглавили, перед этим он велел своему ученику похоронить его на родине матери. Предание говорит, что по какой-то причине ученик похоронил его в Рамле – это соседний с Лиддой город. По истечении 20 лет к власти пришел император Константин Великий, и, естественно, к нему стали поступать письма от христианских общин его империи. Одним из первых писем со Святой Земли была просьба построить храм в Лидде, на родине матери Георгия Победоносца. К этому времени от мощей великомученика было очень много чудес и исцелений, и этот храм стал первым храмом, известным в истории именно в честь мученика. Есть такие предположения, что храм великомученика Георгия Победоносца даже был построен раньше храмов на святых местах.

Так это или нет, вопрос спорный, но, по крайней мере, из мучеников Георгий первым на нашей земле «получает» храм. Вообще предания расходятся, что и неудивительно, так как это очень большая древность. Гробница великомученика Георгия все же находится в нашем храме в Лидде. Я предполагаю, что, скорее всего, в Лидде Георгия могли похоронить, а затем христиане забрали его мощи и перевезли в Рамлу, соседний город. Неизвестно почему, но как только был построен храм, мощи вернули туда же, где гробница. Сегодняшний день еще иногда называется «перенесение мощей великомученика Георгия». Спрашивается: откуда и куда? Так вот, из Рамлы в Лидду. То есть из того места, где он был похоронен, к его храму.

Георгий и его гробница пребывали в своем храме до VII века. В VII веке на Иерусалим напали персы, сильно его разрушили, тогда пострадал и Храм Гроба Господня. Но мощи великомученика успели спасти, их увезли в Константинополь. Это можно назвать как бы вторым перенесением мощей великомученика Георгия. И далее мощи были разделены и разошлись по всей Римской империи. Частица их, конечно, есть и в Лидде. То есть в Лидде почитается сама гробница великомученика Георгия и есть частица его мощей.

Должна вам сказать, что от гробницы святого Георгия происходит много чудес. В том числе в последнее время с паломниками мы замечаем истечение благодатного масла. Я бы об этом не говорила (потому что о таких вещах вообще надо говорить с большой осторожностью), если бы не два случая, которые я зафиксировала. Примерно две недели назад в гробнице осталось несколько женщин, среди них находилась жена батюшки, который был в группе. Они пели величание великомученику Георгию, а мы уже были наверху, кто-то прикладывался к мощам, кто-то писал записки, и вдруг женщины прибежали: «Анна, там масло». Я говорю: «Да, я знаю, у нас некоторые люди любят поливать оливковое масло на гробницу великомученика». Они отвечают: «Нет! Мы молимся и видим, как из рук святого появляется, проступает масло». Я, честно говоря, в душе порадовалась, но думаю, что надо будет проверить, потому что, может быть, показалось или свет упал. В этот раз мы приходим, а на гробнице много масла. Паломники меня спрашивают: «Анна, скажите, а это святое масло? Оно само истекает, или это люди поливают?» Я говорю: «Давайте спросим священника». Мы пошли к отцу Никодимусу, и когда я ему сказала про масло, он переменился в лице. Затем говорит: «Ты знаешь, я его все время вытираю, потому что я думал, что это паломники. Но я прихожу утром, а оно там уже есть, притом что я его с вечера вытер. Храм был закрыт, и явно, что никто полить не мог». Он сказал это таким хозяйственным тоном, потому что для него это проблема, так как масло пачкает гробницу. Священник говорит: «Я думаю, что люди потому и поливают, что знают уже о том, что выходит масло, и хотят, чтобы его было больше. Потому что то, что я нахожу утром, это малое количество, его не хватит, например, чтобы помазать всю группу». Так что вот такое у нас чудо.

Мне приходилось видеть приступы у бесноватых, одержимых. В группе бывают болящие люди, и у них наступает тяжелый приступ у гробницы великомученика Георгия. У нас в Палестине очень почитается цепь святого Георгия. Это иногда сильно смущает паломников, и необходимо рассказать всю историю об этой цепи. Такие цепи есть в разных храмах и в разных местах. Дело в том, что у нас великомученик Георгий считается особым помощником и целителем для душевнобольных, для людей с разными психическими расстройствами. Поэтому при храмах великомученика Георгия по всей стране всегда находились лечебницы. В древности, как известно, таких больных приковывали цепями к колоннам или стенам, потому что они были буйными. И народ говорит, что такая цепь (она, естественно, есть и в Лидде) висит в знак чуда со змием. Помните, когда в Бейруте жила прекрасная принцесса, выходил змей, пожирал овец, и скоро город ждало разорение, все бы обнищали. Тогда змею стали время от времени в жертву приносить девиц. И когда жребий пал на дочку царя, она вышла на берег, стала молиться, и ей явился великомученик Георгий. Он попросил у девицы железный пояс, который у нее был (так у нас это чудо рассказывается, я знаю, что это не по Димитрию Ростовскому, но это наш вариант), и этим поясом окрутил змея, привел его в город и там при всех заколол. Тогда все жители приняли христианство, увидев такое чудо. И у нас в каждом храме висит цепь в палец толщиной со скобами на конце, то есть она замкнутая. Людям, приходящим на литургию (а у нас люди приходят в любой момент на литургию, необязательно к началу), нужно на себя эту цепь надеть через голову и ногами через нее выйти – так нужно сделать трижды, потом к ней приложиться и повесить ее на гвоздик на колонне. Дальше это выполняет следующий прихожанин и т. д. Представляете, какой грохот стоит?

– То есть получается, что на литургии тихо не бывает, потому что все время бряцает эта цепь.

– Да. И вот батюшка в Лидде, предыдущий настоятель, решил, раз это такая святыня, положить ее под стекло, чтобы к ней прикладывались, но не надевали уже, и народ послушался. Теперь гидам приходится каждый раз объяснять паломникам всю эту длинную историю.

У нас, кроме Лидды, есть особое место, где происходят большие чудеса от Георгия Победоносца. В Бейджале есть такое место – Эль-Хадр. Не удивляйтесь, что не Мар-Джарис, потому что на арабском святой Георгий звучит как Мар-Джарис, то есть «господин Георгий», но у нас в народе (мусульмане и христиане) его называют Эль-Хадр. Это означает «вечно зеленый», потому что ему молятся о даровании дождя, урожая. Кроме того, верят, что он избавляет от сглаза и болезней, вызванных демонами, поэтому там тоже есть цепь, и прихожане этого храма, в том числе и мусульмане, которые заходят в храм, тоже эту процедуру с цепью проделывают. Мало того, во дворе храма стоит бревно, на котором Георгию Победоносцу приносят в жертву барашков, и притом православные тоже.

– А до какой степени это коррелирует ся с православным катехизисом?

– Вы знаете, плохо, потому что священники, конечно, это осуждают, и глубоко верующие прихожане этого не делают. Но у нас подобное воспринимается на уровне народных традиций, потому что Георгия Победоносца почитают так давно и так глубоко, что такие вещи, существующие с незапамятных времен, невозможно изменить. То есть это нельзя трогать, почитание святого Георгия – это душа народа.

Что касается наших интересных обрядов, могу вам сказать, что, например, когда ребенок себя плохо ведет, у нас делают так. Он в храме ставится перед иконой Георгия Победоносца, рядом стоит батюшка. На ребенка надевается специальная одежда. Она похожа на одежду Арлекино, это красный, желтый и зеленый искусственный шелк, плащик, закрывающий ребеночка, шапка такая же. И в этом наряде ребенок должен ходить, по-моему, три дня. Потом его опять приводят к иконе. Священник читает у иконы святого Георгия специальную молитву (как бы на изгнание злых духов), и говорят, что ребенок после этого ведет себя прекрасно.

– Это можно воспринимать двояко. Можно к этому относиться как к дремучим суевериям – это первая реакция. А вторая реакция – вспоминается притча о крестьянине, который думал, что если он приносит ежедневно миску с молоком и ставит в отдалении, а наутро она оказывается пуста, то это Бог действует – Он пьет его молоко и принимает его приношения. И когда монах открыл ему глаза, сказал: «Давай спрячемся и посмотрим» – и выяснилось, что это лисичка прибегает и съедает молоко, то Господь монаха укорил и сказал, что этот крестьянин был настолько добр и по-детски чист душой, что Он каждый раз посылал лисичку, чтобы она выпивала молоко. «Мне молока не надо, а она его любит, вот таким образом Я принимал жертву крестьянина». Наверное, очень сложно в данной ситуации батюшкам найти тот баланс, чтобы не опровергнуть эту народную любовь и в то же время чтобы все-таки те жертвы, которые приносят святому Георгию, были богоугодны, а не основывались на народных, в смысле – языческих верованиях.Анечка, спасибо Вам огромное, все очень интересно. Может быть, когда мы будем говорить с Вами еще о чем-то, у нас найдется повод вспомнить и про святого Георгия, и про почитание его тоже сказать. Храни Вас Господь!

16 ноября был день обновления храма святого Георгия Победоносца в Лидде, это общецерковный праздник, он и стал поводом для этого разговора. Будем надеяться, что встречи на Святой Земле продолжатся.

Оставайтесь с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать