Союз онлайн: Есть что сказать

18 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 Люди Святой Земли: Императрица Евдокия. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Часть 1. Ведущая - Светлана Ладина.

– Милостью Божией продолжаются наши встречи на Святой Земле. «Люди Святой Земли» – так мы назвали беседы о личностях, которые оставили след в истории Палестины, Иерусалима, святых мест, которые д о роги каждому христианину. Анна Мусан-Леви у нас на связи.

Анечка, здравствуйте!

– Здравствуйте!

– О ком сегодня мы будем говорить?

– Сегодня мы с вами будем говорить об удивительной женщине, императрице Евдокии. Женщины, как известно, существа очень противоречивые и могут быть проводниками как благодати Божией, так и демонских сил, а у некоторых все это смешивается в одной судьбе. Есть такие женщины, которые меняют ход мировых событий, играют огромную роль в истории человечества. Евдокия была одной из них, хотя, я думаю, наши зрители вряд ли что-то о ней знают, поэтому я решила о ней рассказать, тем более что ее вклад в жизнь Святой Земли очень значителен.

– Не только зрители и слушатели, я тоже в этом отношении как чистый лист.

– Давайте начнем по порядку. Евдокия жила в V веке, она родилась в 401 году, в семье известного греческого философа. Свое имя она получила в честь богини Афины, ее назвали Афинаида. Она была женщиной редкой красоты и ума, что не часто сочетается. Ее отец, видимо, заметил особенности характера и внешности своей дочери и, умирая, практически не оставил ей наследства. Он все завещал своим сыновьям, а ей написал: «Предрекаю ей счастливую судьбу, и ее участь будут ее наследством». Афинаиде досталась совсем крохотная сумма, и она стала практически нищей.

Девушка поехала в Константинополь, чтобы у самого императора оспорить завещание своего отца. Она пришла к Пульхерии, сестре правящего императора Феодосия II, которая управляла всеми делами при дворе. Афинаида высказала ей свою просьбу и совершенно поразила Пульхерию своей красотой и умом. По описаниям современников, у нее были золотистые длинные волосы, струящиеся по плечам, греческий нос, очень живые яркие глаза, прекрасная фигура, хороший голос. И при этом она настолько логично, красноречиво и убедительно изъяснялась, что Пульхерия решила предложить ее в жены своему брату, который тогда был еще холост. Увидев Афинаиду, Феодосий сразу влюбился, и девушка стала императрицей.

Поскольку Феодосий был христианином, а Афинаида – язычницей, то ей пришлось креститься. Она принимает Крещение с именем Евдокия. Начинается ее жизнь при дворе. Поначалу все было хорошо, только ей было немного трудно в новой обстановке. Дело в том, что Пульхерия была очень набожной, и при дворе был практически монастырь. Евдокии пришлось привыкать к совершенно другому укладу жизни, строгости во всем (посты, постоянные молитвы, богослужения), потому что в то время византийские императоры были очень благочестивыми.

Евдокия все это горячо принимает. Ее крещение не было формальным, она действительно всем сердцем поверила в Господа Иисуса Христа и полюбила его. У нее рождается дочь Евдоксия. В скором времени император провозглашает Евдокию августой, то есть делает ее равной своей сестре Пульхерии, ставит их на один уровень власти и влияния. Эта ситуация Пульхерии не понравилась, и она начинает высказывать недовольство своей невесткой.

В это время Евдокия, скорее всего, по наивности, попадает в круг людей при дворе, которые были в оппозиции Пульхерии, и начинает разделять их взгляды. Еще сыграла роль история с Павлином – это юноша редкой красоты, один из чиновников при дворе.

Однажды бедняк принес императору Феодосию яблоко редкой красоты, большое и очень необычное. Император богато заплатил за него и решил подарить удивительный плод любимой жене. Он посылает яблоко Евдокии. В это время заболел Павлин. Евдокия решила утешить его в болезни и подарила яблоко ему. Павлин, не зная, что это яблоко от Феодосия, решает преподнести его императору с поклоном. Он получает яблоко, которое дал своей жене, от красавца Павлина и впадает в жуткую ярость. Феодосий вызывает к себе Евдокию и спрашивает: «Где то яблоко, которое я тебе дал?» Она отвечает: «Я его съела». Император говорит: «Заклинаю тебя своим спасением, скажи правду, где яблоко?» – «Клянусь Богом Живым, я его съела и никому не давала». Тогда император вынимает яблоко, и открывается правда.

– Здесь можно вспомнить шекспировские страсти и подвески королевы, о которых писал Дюма. Наверняка писатели читали эту историю.

– Да, можно сказать, ничто не ново под луной. Император говорит: «Я обвиняю свою жену в измене. Она любовница Павлина». Естественно, Евдокия это отрицает, но уже поздно. Пульхерия встает на сторону брата, и Евдокию выгоняют. Она решает отправиться в Иерусалим. Почему именно туда?

Когда дочь Евдокии была еще девушкой, императрица дала обет Богу: «Если моя дочь выйдет замуж за хорошего человека, то я в благодарность Господу совершу паломничество в Иерусалим». Когда Евдоксия создала свою семью, Евдокия посетила Святую Землю, ей здесь очень понравилось. Она подарила большой золотой, богато украшенный крест в Храм Гроба Господня, пожертвовала много денег монастырям, пробыла здесь год и вернулась в Константинополь.

Видимо, Иерусалим настолько остался у нее в сердце, что, когда ей грозило изгнание, она выбирает Святую Землю, притом не ждет, пока ее вышлют, а умоляет мужа, чтобы тот позволил ей поехать помолиться в Иерусалим, пока он примет решение о ней. Феодосий к тому времени не испытывает к жене ни любви, ни жалости, а только злобу и обиду, и говорит ей, чтобы она ехала, куда хочет.

Евдокия прибывает на Святую Землю в 443 году. Пульхерия узнает, что там Евдокия почитается, щедро одаривает народ подарками, везде ходит с пышной царской свитой. Разгневанный император велит убить двух ближайших священников, которые были с Евдокией, для того, чтобы она «не зазнавалась» и чтобы отомстить ей за якобы нанесенную обиду, то есть измену.

Опальную императрицу это возмущает, она убивает чиновника своего мужа, который совершил убийство. И начинается месть «кровь за кровь». В результате Пульхерия приказывает отозвать всю свиту Евдокии и лишить ее императорской власти. Евдокия остается в Иерусалиме практически как частное лицо. Пульхерия еще пыталась отобрать все имущество своей невестки и сделать ее нищей, но это сделать не удалось. У Евдокии осталось достаточно средств, и она на эти деньги строит в Иерусалиме монастыри и храмы.

В это время наступает период Четвертого Вселенского Собора. Халкидонский Собор – один из самых важных в истории нашей Церкви, поскольку на нем окончательно определилось наше правильное учение о природе Господа Иисуса Христа. На Третьем Соборе, Эфесском, утвердили, что у Иисуса Христа одна Ипостась (то есть Господь Иисус Христос – одна личность, а не две). А на Четвертом Вселенском Соборе было утверждено, что у Иисуса Христа одна Ипостась, но две природы: Божественная и человеческая. На эту тему был спор между двумя школами. Святой Кирилл Александрийский стоял на позиции того, что у Иисуса Христа одна Ипостась. Против него был Несторий, который утверждал, что Бог вселился в Иисуса-человека. Поэтому Несторий требовал, чтобы Богородицу называли Христородицей, потому что Она родила человека, а не Бога. Эта была ересь.

Из-за распри между Несторием и Кириллом был созван Вселенский Собор, потому что богословы никак не могли договориться между собой в переписке. На этом Соборе Несторий был осужден как еретик, и было утверждено, что у Господа одна Ипостась, но две природы. Однако последователи Кирилла Александрийского неправильно поняли решение Четвертого Вселенского Собора. В этом винят греческий язык, хотя его все прекрасно знали, и неправда, что перевод не поняли. Перевод был ясен, тем не менее, возникла какая-то сложность с терминологией, и ученики Кирилла подумали, что Собор утвердил, будто было два Христа, то есть «две природы» они поняли как «две ипостаси». Они сказали, что это нарушает то, чему учил их святой Кирилл, что это ересь, и подняли целую бурю. Так из-за путаницы между природой и Ипостасью появилась ересь монофизитства.

Под словами «одна Ипостась» подразумевается, что Христос был один, а не два; а под словами «две природы» имеется в виду, что у Него было два естества: Божественное и человеческое. Нам сейчас легко это понять, а тем христианам было очень трудно, поэтому возникла оппозиция монофизитов, которая не приняла решение Четвертого Вселенского Собора.

Поскольку Феодосий и Пульхерия приняли решение Халкидонского Собора, то Евдокия начинает поддерживать монофизитов.

– Мы вынуждены прерваться, потому что первая часть нашей программы заканчивается. Мы будем ждать завершения интереснейшей истории.

Уважаемые зрители, обязательно будет продолжение. Мы с вами узнаем про императрицу Евдокию и про других людей Святой Земли.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать