Союз онлайн: Есть что сказать

18 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Встречи со Святой Землей. Мусорные ворота. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Ворота города Иерусалима называются порой и возвышенно, и величественно, и поэтично: Цветочные ворота, Львиные, Золотые, Дамасские. И в этом ряду, совершенно неожиданно, мы встречаем название Мусорные ворота. Неожиданно – и оттого загадочно и интригующе. Тайну, почему родилось такое название в святом городе и какую историю хранят Мусорные ворота града Иерусалима, нам откроет гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви. Мы продолжаем серию наших бесед.

– А мы со святым градом Иерусалимом, который как раз сзади меня, готовы опять вам рассказывать и путешествовать вместе с вами. Да, действительно, Мусорные ворота – это звучит очень, скажем так, непоэтично. Но на самом деле в любом городе, даже святом -таком, как Иерусалим, накапливается городской мусор. И откуда-то его нужно вывозить. Мусорные ворота как раз служили для эвакуации городского мусора. Во времена Господа, вероятней всего, они тоже существовали. Возможно, не на этом самом месте, поскольку в этой части стена идет по-другому, то есть город был меньше, как я рассказывала. Первыми сократили размер города крестоносцы, потому что не могли оборонять такую большую крепость. Иерусалим был действительно огромным городом во времена Христа. Тем не менее во времена Господа здесь, бесспорно, были ворота – и не одни. Были какие-то ворота для людей, возможно, они могли называться Кедронскими или еще как-то. Этими воротами заканчивалась большая торговая улица. Мы немного упоминали об этих двух торговых улицах, о главных рынках в Иерусалиме, когда говорили о Дамасских воротах. В Иерусалиме были две улицы Кардо (так их называли по-римски): Кардо Максимус и Кардо Валентиус. И вот как раз в районе нынешних Мусорных ворот эти две торговые улицы сливались в одну, в один большой рынок, который проходил как раз под стенами ветхозаветного храма. Эта улица заканчивалась воротами, которые до нынешнего времени не сохранились, но, конечно же, они были, потому что торговая улица в те времена не могла не закончиться воротами. Ведь людям с покупками нужно было из города выезжать или, наоборот, въезжать на рынок. Эти ворота, не сохранившиеся доныне (вероятней всего, они могли называться Кедронские, потому что вели прямо к Кедронскому потоку, или еще как-то), находились где-то в том же районе, где нынешние Мусорные. Мусорные тоже служили именно для вывоза городского мусора. И Мусорные остались, а те ворота, предположительно Кедронские, не сохранились до нашего времени.

Мы с вами много говорили о Мусульманском квартале, куда ведут Дамасские и Цветочные ворота. А сегодня будем говорить о Еврейском (Иудейском) квартале. Потому что именно в Еврейский квартал ведут Мусорные ворота, и не просто в этот квартал, а к той самой знаменитой Стене Плача, к которой, несмотря на все увещевания гидов, наши русские православные паломники нередко и так страстно стремятся отнести свои записки. При этом объясняешь им про Божественную литургию, но далеко не всегда люди до конца тебе верят, у них остается сомнение: а вдруг если положить записку в камни Стены Плача, вот тогда-то все будет наконец хорошо. Тут, конечно, и средства массовой информации немного виноваты, потому что про Стену Плача много рассказывают. Все меняется, когда объясняешь людям, что такое Стена Плача. Поэтому я позволю себе на несколько минут отвлечься от Мусорных ворот и заняться Стеной Плача, к которой они ведут напрямую – от Мусорных ворот до Стены Плача примерно пять минут пешком.

Как мы читали с вами в Евангелии, незадолго до Рождества Христова Ирод Великий задумал совершенно небывалое дело: перестроить храм. Можно сказать, построить храм заново, разобрав второй ветхозаветный храм, расширив и украсив его, расширив также дворы, то есть площадку под самим храмом (он хотел сделать ее намного больше), и таким образом прославиться в веках как строитель храма и, естественно, поднять свой авторитет у народа. Ирод сорок шесть лет трудился над этим проектом. Мы знаем, что когда Господь говорил: «Разрушьте церковь сию, и в три дня Я воздвигну ее», Он говорил о Своем воскресении. А фарисеи понимали буквально и отвечали: «Ты ли в три дня построишь храм? Сорок шесть лет он строился». То есть имеется в виду храм Ирода Великого. И что Ирод сделал? Он разобрал буквально по камням до основания здание храма, и это место (то есть на самой горе Мория, Храмовой горе) покрыл гигантской плитой, которая должна была выровнять пол. Таким образом, дворы храма получались гораздо просторней, обширней, могли вмещать больше людей. И с западной стороны холма эта плита свисала, поскольку холм был неровный. Для того чтобы плита не рухнула, не обрушилась, с западной стороны была построена стена в качестве подпорки под эту плиту. И эта западная стена как раз является нынешней Стеной Плача. Во времена Господа ей абсолютно никакого значения никто не придавал. Под ней находилась торговая улица, рынок, Кардо. Там находились лавки, там продавали всевозможные товары. Там находилась лестница, которая вела на галерею храма, где располагалось нечто вроде римского форума, где обменивали деньги, продавали жертвенных животных, голубей и где Господь сделал бич из веревок и прогнал торговцев, сказав: «Мой дом домом молитвы наречется, а вы сделали из него вертеп разбойников».

Получается, это происходило наверху, над Стеной Плача. А сама Стена Плача была, собственно, просто стеной, мимо которой ездили и ходили люди и где торговали. В 70 году, когда храм был разрушен (мы знаем, его разрушил римский император Тит), эта стена оказалась единственной доступной для того, чтобы подойти. Южная стена, о которой мы говорили в прошлый раз, где та самая лестница, по которой Господь входил в храм, где был вход и выход из ветхозаветного храма, оказалась вся разрушена, это был завал гигантских камней. Римские солдаты в ярости сбрасывали камни от храма вниз на мостовую, таким образом, все было покрыто строительным, так скажем, мусором. И расчистили это археологи только в 70-х годах XX века. А до этого времени единственной стеной, относящейся к храму (скажем так, к храмовому комплексу), к которой можно было физически подойти, была западная стена, построенная Иродом в качестве подпорки под плиту, покрывавшую Храмовую гору. Евреи были в ужасном состоянии. Римляне захватили их и использовали в качестве рабов – тридцать юношей и дев продавали за один сребреник. И вход в святой город был закрыт ими под страхом смертной казни. За большие деньги евреи выкупали право подойти к западной стене, которая и получила название Стена Плача, раз в год на Судный день (Йом Кипур), плакать там о разрушении храма и молиться о восстановлении храма. Вот что такое Стена Плача.

Естественно, после Христа Спасителя появляется другой иудаизм. Тот иудаизм, который мы имеем сегодня, это не иудаизм времен Христа. Это раввинистический иудаизм. Почему? Потому что это иудаизм без храма. А исполнение закона Моисеева, жизнь по Ветхому Завету, без храма абсурдна и невозможна. Мы, христиане, держимся Нового Завета, и у нас есть храмы. У иудеев храма нет, они молятся в синагогах, но это как молельный дом. В синагоге не приносится жертва очищения, жертва всесожжения. И в новом иудаизме Стена Плача занимает очень важное место. Это символ прошлого, своей идентичности как цельного народа, принадлежащего закону Моисееву. И мечта о восстановлении третьего храма. Ну а кто построит третий храм, мы с вами хорошо знаем. Мы с вами все люди верующие, знаем Апокалипсис и пророчество. Книга пророка Даниила говорит, говорят святые старцы и в России, и на Афоне, и у нас здесь, что, конечно, это будет храм Антихриста. Поэтому я дерзну обратиться ко всем православным: подойти посмотреть на Стену Плача, конечно, можно, это интересно, но прикладываться к ней, класть в нее записки, по моему мнению, все-таки ни в коем случае нельзя.

А религиозные иудеи, конечно, ходят к Стене Плача очень часто – многие семьи каждую субботу; иногда издалека, из дальних районов Иерусалима, и даже могут час или полтора в один конец идти пешком к Стене Плача. И, конечно, на иудейские праздники. Таким образом, они часто пользуются Мусорными воротами. Так что Мусорные ворота – это ворота своего рода иудейские. Мусульман там практически не увидишь, а христиане есть – паломники, туристы, которые ходят посмотреть или положить записки. Дальше от Стены Плача, то есть через Мусорные ворота, можно пройти как раз к «Раскопкам второго храма», к той самой лестнице, по которой поднимался в храм Господь. Это археологический парк Офель, и вход в него находится там же, рядом. Но только он платный в отличие от Стены Плача.

– Очень серьезный у нас получился разговор. Вот так ворота с непрезентабельным названием Мусорные открыли очень важные вещи. Действительно, это обязательно должно было прозвучать. Я тоже много раз в общении со знакомыми слышала: «Ой, мы были в Израиле, мы были в Храме Гроба Господня. Мы были у Стены Плача». И то и другое говорится с одинаковой восторженностью, причем знаю, что люди крещеные. Спрашивается, что же они там делали? «Ну как же, все-таки святое место!» Поэтому важен этот призыв к трезвости, знанию своей веры, безусловно, к уважению к другим вероисповеданиям, но тем не менее к какой-то дистанции в тех вопросах, в которых никакое взаимодействие не может иметь место. За разговор об этом и за историю Мусорных ворот огромное Вам спасибо! И я надеюсь, что истории других ворот, о которых мы еще не успели поговорить, прозвучат в нашем эфире.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать