Союз онлайн: Есть что сказать

17 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Сретение Господне. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Еще несколько дней мы с вами будет поздравлять друг друга с праздником Сретения Господня. Об этом торжестве, происшедшем почти две тысячи лет назад, о самом событии и о том, как память о нем хранится на Святой Земле, мы поговорим с гидом паломнической службы «Радонеж» Анной Мусан-Леви.

Скажите, пожалуйста, Сретение отмечается как-то особенно на Святой Земле? Ведь там оно и произошло.

– Вообще Сретение – праздник иерусалимский, оно и произошло в Иерусалиме, и святой Симеон Богоприимец был иерусалимцем. Поэтому этот праздник особенно чувствуется в Иерусалиме в отличие от других мест Святой Земли. Со Сретением в Иерусалиме связаны сразу два места: одно из них, собственно говоря, место Ветхозаветного храма, где было Сретение, а второе – монастырь святого Симеона Богоприимца. Но дело в том, что на самой Храмовой горе, где был Ветхозаветный храм, где и произошло Сретение, стоит часовня Золотой купол, а место принадлежит мусульманам. Соответственно, там никакие празднества невозможны, даже частная христианская молитва тоже. То есть на этом месте нельзя молиться никому, кроме мусульман, поэтому на Сретение у нас идет служба в монастыре Сайданая. Это один из маленьких монастырей в Старом городе, где освящен престол в честь Сретения. Это, естественно, праздничный день, красный день календаря, но самая главная сретенская служба идет на второй день, когда мы вспоминаем святого Симеона Богоприимца, то есть 16-го числа. Бывает большая патриаршая служба в монастыре святого Симеона Богоприимца, который стоит на том месте, где святой Симеон жил, где он похоронен; здесь до сих пор показывают его могилу.

Давайте начнем по порядку. Я немного расскажу о самом месте Сретения, и хотя открытая молитва там невозможна, но место существует, и это очень интересно. Дело все в том, что сама Храмовая гора действительно занята сейчас мусульманами и на ней ничего не осталось от Ветхозаветного храма. Однако остался вход в Ветхозаветный храм, который не принадлежит мусульманам, – это археологический парк, так называемые раскопки Второго храма, или Офель. Есть лестница, которая вела ко входу в храм. Вход был трехарочным, он называется ворота Хульды. В русской традиции почему-то «Хульда» переводится как «пророчица Олдама», но вообще Хульда – родственница пророка Иеремии. В свое время у этих ворот она проповедовала и подтвердила царю Осии, что действительно будет Вавилонский плен, что храм разрушат, но потом восстановят. И в честь ее, когда Второй храм восстановили, эти ворота назвали воротами Хульды. Это был вход в храм, а выход находился рядом, чуть левее, и был двухарочным. То есть входили в одни ворота, выходили – в другие.

Лестница, ведущая в храм, сохранилась, она была открыта археологами в 70-е годы, освобождена от загромождавших ее глыб и камней, которые когда-то римские солдаты сбрасывали, разрушая храм. Она расчищена, отреставрирована, но многие ступени остались со времен Христа. Это, конечно, потрясающе. Вообще это место необыкновенное, и в моей жизни тоже была с ним встреча.

Само событие Сретение на иконах обычно пишется следующим образом. Святой Симеон стоит на ступенях храма, а не на ступенях, ведущих на территорию храма, потому что через вход человек не попадал сразу в храм, а попадал во дворы храма, а потом, пройдя все дворы, – к самому зданию храма. Так вот, обычно изображают, что святой Симеон стоит на ступенях храма, а Матерь Божия подходит к нему. Однако мне почему-то кажется, что, может быть, Сретение было как раз на этой лестнице, по дороге к самому храму, то есть у ворот, ведущих на территорию храма. Мне кажется, что это естественней, логичней, ведь Симеон не был священником и вряд ли он смог бы стоять на ступенях самого храма. Эти ступени сохранились.

Когда мы с моим Рафаилом были еще женихом и невестой, очень много гуляли по Иерусалиму и обожали всякие раскопки, особенно те, на которые вход был запрещен. Было пять или шесть часов вечера, закат, все было совершенно золотое – золотая стена Иерусалима, ворота Хульды просто светились золотом… Мы куда-то шли, и муж говорит: «А ты когда-нибудь была на раскопках Второго храма?» Я в ответ: «Нет, много раз ходила мимо, но не была». Он и говорит: «Ты что? Пойдем!»

Естественно, все было закрыто, мы перелезли через забор, пробрались ужасно опасным путем (когда я сейчас смотрю на это, не понимаю, как я там прошла, сейчас не решилась бы). Мы прошли, как акробаты, по узким остовам зданий византийского периода (там прохода просто нет, это очень опасно, мы могли упасть в эти ямы и свернуть себе шею); прошли к этим ступеням. И когда я увидела подъем в храм, я стояла так же, как стояли Матерь Божия и Спаситель много раз, при входе в храм. Перед тобой ступени и эти трехстворчатые замурованные ворота, заложенные мусульманскими правителями с VIII века, но это они, те самые ворота в храм… Ощущения при этом непередаваемые. Как-то рядом был американский гид со своей группой, он сказал людям, я четко слышала его слова: «То, что нога Иисуса ступала на эти ступени, это не предание, не фантазия, это исторический факт». Я просто встала на колени, приложилась к этим ступеням, ощущение передать словами нельзя! Такое же потрясение у меня было, когда я увидела Гроб Господень. Наверное, по силе воздействия эти два места для меня оказались одинаковыми.

А потом, несколько лет спустя, я привела туда владыку Антония, архиепископа Уральского и Гурьевского; у него была группа пятьдесят человек. Я думала: «Что я делаю, зачем я его туда веду?» Я говорю: «Владыка, это место Сретения», а он отвечает: «Я хочу посмотреть». Там очень дорогой платный вход – 10 долларов с человека. А сама думаю: «Господи, там же нет ни иконостаса, ни икон, ни свечей – ничего!» А владыка идет с крестом, за ним идут его священники, группа. Когда мы подошли, у людей был шок, они не знали, как себя вести: не в храме же, что делать? Я говорю: «Владыка, по этим ступеням Господь в храм поднимался». Владыка перекрестился, упал на колени, стал прикладываться, а за ним весь народ. Я подумала, что теперь все будет хорошо и меня помидорами не закидают за то, что я привела людей на какие-то раскопки, в археологический парк. Кстати, на этом месте можно прочесть тропарь и величание, что мы и сделали, но единственное, конечно, что там невозможно, это провести крестный ход, потому что это археологический парк.

А там, где мы молимся 16-го числа на святого Симеона, это монастырь Симеона Богоприимца, это совсем другой мир, начало его относится к тому периоду, когда в Иерусалим пришли грузины (это было в XI веке) строить Крестный монастырь; они также построили и монастырь Симеона Богоприимца. В нем жила грузинская братия, молилась, но к XVII веку у них образовалось очень много долгов и они были вынуждены покинуть Святую Землю и свои монастыри. До XIX века оба монастыря (Крестный и святого Симеона) стояли просто в запустении. Наша Патриархия ничего не могла сделать – турки не давали разрешения на ремонт. А потом, к концу XIX века, сложился благодатный период: в 80-е годы наша Патриархия получила разрешение от турок и смогла наконец-то договориться о ремонте и владении многими нашими монастырями, которые по закону были всегда наши. А в данном случае это были монастыри грузинские, но наша Патриархия заплатила долги, выкупила, таким образом, право на них, и монастырь святого Симеона стал восстанавливаться.

Сам по себе монастырь очень маленький, там живет отец Феодорит, уже совсем слепой; с ним две монахини, которые за ним ухаживают, потому что он уже в преклонном возрасте и почти не видит. Там бывает служба: пару раз в месяц приезжает кто-то послужить для них, но патриаршая служба особая. Особого внимания заслуживает район вокруг монастыря, который создался в свое время. Это было в 20-е годы XX века, наша Патриархия решила продать земли вокруг монастыря по причине отсутствия денег, но за очень умеренную плату, с тем чтобы христиане могли построить себе там дома. В то время, надо сказать, это было далековато от Старого города, и в основном эти земли купили обеспеченные люди, у которых были, например, собственные автомобили, врачи, адвокаты, то есть это арабская элита. Они построили там себе виллы и район назвали Катамон («вокруг монастыря»), а монастырь стал их приходским храмом.

Все было хорошо до 1948 года, когда началась война за независимость. Израильтяне воевали буквально за каждый район, в том числе за Катамон. Шли бои, и монастырь был захвачен отрядом солдат, они в нем засели и стреляли по иконам. Не потому, что они были против христианства… Это были молодые социалисты, кто создавал Израиль, примерно такие же, как в Советском Союзе, поэтому они были вообще против любой религии, они стреляли по иконам, соревновались в меткости и разграбили, конечно, ризницу и монастырь.

Потом Патриархия получила монастырь обратно (в общем-то, никто у нее его не отбирал). Когда война закончилась и жители района просто покинули его, монастырь опять оказался у нас в руках, но без прихода. Еще недавно, 16 февраля, съезжались прихожане этого монастыря. Было очень трогательно это видеть. И лет 20 назад это было. Сейчас их остается все меньше в живых, а то приезжали даже из-за границы, то есть это те прихожане, которые бежали отсюда в свое время. Вот они и приезжали в свой детский приходской храм. Сейчас их практически нет, остался один Василий, он грек по национальности. У него мама русская, а папа грек. Он коренной житель этого района, до сих пор там живет и ходит в этот храм, но он «последний из могикан», можно сказать. А так приходят паломники, и местные жители стараются приезжать, приходить.

Так сохраняется память о святом Симеоне Богоприимце, о том, что он действительно жил в Иерусалиме, пришел в тот день в Иерусалимский храм и встретил Господа.

– Анечка, спасибо Вам! Ваш рассказ натолкнул меня на мысль об еще одной теме для разговора, наверное, мы осуществим это позже. Ведь святой Симеон прожил очень долгую жизнь, по воле Божией он жил несколько столетий, а все потому, что когда-то дерзнул попытаться отредактировать Священное Писание. То есть «не Дева во чреве примет и родит Спасителя, а жена» – это пытался он исправить при переписывании и был остановлен ангелом. Тогда ему было сказано, что он не умрет, пока не увидит этого Самого Спасителя и эту Самую Деву, что и произошло в праздник Сретения. Очень хотелось бы поговорить о самом этом событии и еще о том, как воспринимается в традициях Святой Земли старость. Но это задел на будущее, а сейчас спасибо Вам. С праздником Вас и всю Вашу семью!

Уважаемые зрители, спасибо вам за внимание, даст Бог, продолжатся наши встречи на Святой Земле.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать