Союз онлайн: Есть что сказать

17 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Встречи со Святой Землей. Золотые ворота. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Начнем с библейской цитаты: «И сказал… Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены».  Это слова из Книги пророка Иезекииля. Мы продолжаем путешествие по воротам древнего святого города Иерусалима. Мы с вами побывали возле Дамасских ворот, полюбовались на Цветочные ворота, узнали историю Львиных ворот. А сейчас нас ждут Золотые ворота старого Иерусалима. Наш проводник в этом путешествии гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

– Сегодня мы продолжим прогулку вдоль восточной стены города. На практике эту прогулку осуществить не так просто. Для того чтобы идти вдоль именно самой стены, то есть совсем касаясь ее рукой или просто на максимально близком расстоянии, нам придется пробираться через мусульманское кладбище. И кладбище здесь, естественно, неспроста.

Золотые ворота стоят на своем историческом месте. Сегодня они закрыты, ими действительно никто не может пользоваться, и думается, что в ближайшем будущем тоже. Свою историю они начинают еще от ветхозаветного храма. Во времена Господа и даже еще более ранние от Золотых ворот шел мост, который соединял старый город Иерусалим с Масличной горой. Этими воротами и этим мостом пользовались только священники, и притом раз в году. У евреев есть особый день, день очищения. На иврите он называется Йом Кипур. Бывает он обычно осенью, после еврейского Нового года. Еврейский Новый год (Рош Ха-Шана) – праздник переходящий, соответственно, и Йом Кипур тоже переходящий день. В день очищения весь израильский народ постится, то есть 24 часа израильтян е не едят и не пьют и просят у Бога прощения за все грехи, соделанные ими за год. И во времена, когда в Иерусалиме стоял еще храм Богу Живому, в этот день совершалось особое жертвоприношение. Торжественная процессия священников выходила через Золотые ворота, проходила по мосту и оказывалась на Масличной горе. Там был устроен специальный жертвенник. На этом жертвеннике приносилась в жертву всесожжения красная корова. Корова была специально оранжево-красной масти, без единого пятна и порока. И она полностью сжигалась, до пепла. Этот пепел смешивали с водой и брали пучок иссопа. (Иссоп – это растение, ореган сирийский, по сезону паломникам всегда стараюсь его показать; он у нас растет даже в садах, в чай его кладем.) Пучок иссопа использовали при окроплении народа пеплом красной коровы, смешанным с водой. Это считалось очищением народа. В самом же храме также совершалось особое богослужение. Как мы знаем, священник входил во святая святых единственный раз в год и просил прощения у Бога за грехи Израиля. Затем, выйдя, он возлагал руки на козла, которого потом, по мосту, через Золотые ворота изгоняли из храма. Таким образом, считалось, что он несет на себе грехи народа. И его выгоняли на Елеон, в Иудейскую пустыню на восток.

– Это отсюда как раз пошло выражение «козел отпущения»?

– Да, совершенно верно. Таким образом, эти ворота стояли для особых, скажем так, целей. Пользовались ими только священники. За пределами Иерусалима под стенами в Иосафатовой долине всегда хоронили умерших, о чем мы говорили в прошлый раз. Хоронить в черте города запрещалось. Мост был устроен таким образом, что имел три этажа. В связи с чем Иосиф Флавий писал: «Даже у самого смелого воина, если бы он посмотрел вниз, закружилась бы голова». То есть мост был необычайной высоты. Это было сделано для того, чтобы священники могли пройти через кладбище, ведь им было запрещено прикасаться и приближаться к умершему телу. А тройной мост позволял им соблюдать ту чистоту, которая по закону Моисея была необходима. И именно через этот мост войдет в Иерусалим наш Спаситель, именно этими воротами. Об этом было предсказано заранее, об этом и пророк Захария сказал, как мы знаем: «Радуйся, дочь Сиона! Вот Царь твой грядет, сидя на ослице, Он кроток». И ожиданием этого входа Царя в Иерусалим в то время жили все люди. Только не ожидали, что Он войдет и не явит потом никакого чуда, в том смысле, что не появится вдруг легион воинов, не свергнет римскую власть, не свергнет нечестивого царя, который в то время правил (очередной потомок Ирода). Они не ожидали, что это будет так, что Он придет для того, чтобы принять на Себя позорную казнь. И не могли предположить воскресения. Поэтому вход Господень в Иерусалим для нас очень трагическое событие. Слово «Иерусалим» на иврите женского рода. Поэтому пророк Исаия пишет, что Иерусалим как невеста, которая уготована и ожидает прихода Жениха. Когда Жених пришел, то она кричала: «Распни Его!» – и не признала Его.

Поэтому Золотые ворота всегда вызывают чувство скорби, трепета, когда смотришь на них с Масличной горы – оттуда особенно хорошо их видно. Это двухстворчатые, двухарочные ворота. Нынешние ворота построены в византийские времена, верхушка сделана в VIII веке, но фундамент тот самый, времен Господа Спасителя. А замурованы и заложены они были тоже в VIII веке мусульманскими правителями, потому что с VII по XX век Иерусалим находился в руках мусульман, с небольшим перерывом на 200 лет, когда были крестоносцы. А в VIII веке были правители из рода Омейядов, они верили в то, что через эти ворота придет Царь, Спаситель, и очень боялись, что Он захватит власть, поэтому ворота замуровали. Мало того, они устроили под ними кладбище. Но здесь на самом деле две причины: во-первых, к тому времени уже существовало еврейское кладбище на склоне Масличной горы в Иосафатовой долине. В самой же долине были уже христианские могилы времен Византийской империи, которая правила Иерусалимом с IV по VII век. И мусульмане переняли традицию (как правило, именно это они и делали – перенимали традиции у христиан и иудеев, наполняя их иногда своим каким-то, другим смыслом), которая говорила о том, что именно здесь будет Страшный Суд, всеобщее воскрешение умерших. Таким образом, это желание первыми встать на Суд, первыми приветствовать Царя. У православных христиан (да и вообще у христиан) есть, скорее, особое покаянное чувство, когда мы думаем о Страшном Суде. Как один священник хорошо сказал: «Мы все осуждены, и надежда только на амнистию».

А у иудеев и в какой-то степени у мусульман чувство совсем другое. Иудеи уверены, что они предстанут на Суд как истцы, как обвинители, а не как обвиняемые, что наконец-то они будут оправданы, а все прочие народы за то, что гнали их, за то, что приняли, как они полагают, «неправильного» Спасителя, то есть Христа, Господа нашего, будут наказаны. Поэтому у евреев там огромное кладбище. Поэтому у них такое дерзновенное стремление встать первыми на Суд, получить оправдание. И могилы там действительно стоят до миллиона долларов на сегодняшний день. А мусульмане переняли эту традицию и устроили свое кладбище хитрым образом – прямо под стеной Старого города. Здесь две причины. Одна из них та, что просто не было другого места, уже все занято. А во-вторых, есть такое предание, что они не хотели, чтобы Мессия пришел скоро, им все-таки хотелось еще поцарствовать, пожить спокойно. И зная, что Он, как священник, не перешагнет через кладбище, предполагали, что оно преградит Ему путь. Священникам нельзя заходить на территорию кладбища, то есть туда, где есть умершие. Вот такая легкая путаница у них в голове, но тем не менее кладбище существует.

Однако к Золотым воротам подойти можно с наружной стороны. Пройти через мусульманское кладбище не запрещается, и я ходила много раз. Правда, с группой была только один раз. Это неудобно, там не везде есть проход между могилами, что затрудняет путь. Но можно подойти и потрогать их рукой. А изнутри, со стороны Храмовой горы, путь к ним прегражден железным барьером, замурованным в арку, то есть близко подойти к ним изнутри города никак нельзя. Так что страх перед Золотыми воротами у мусульман сохраняется до сих пор. Но зато им принадлежит право молитвы на Храмовой горе, а сама гора принадлежит общественной мусульманской организации «Вакф», которая владеет местами в пользу бедных. То есть это место не является ничьей частной собственностью, но контроль над ним принадлежит мусульманам. Соответственно, на Храмовой горе запрещено молиться кому бы то ни было, кроме мусульман. Запрещено проносить какие бы то ни было предметы, связанные с религией, то есть иудеям запрещено заходить туда в кипе или с молитвословом в руках, а нашим священникам с наперсным крестом, женщинам с крестиком, который видно на груди, и т.д. При входе на Храмовую гору есть израильский охранник, который отбирает все эти вещи. Ты можешь потом вернуться, сделав огромный круг, забрать свои вещи, но чаще всего люди бывают предупреждены гидами, чтобы ничего не брали, даже в сумке. Нельзя пронести на Храмовую гору, например, свечи и т.п. Потому что считается, что если другие помолятся на горе, то потом могут сказать, что раз они здесь молились, то теперь эта гора принадлежит тоже и им (христианам или иудеям). Так что это такое не очень спокойное место, где нередко бывают стычки, возникают проблемы.

А дальше от Золотых ворот стена поворачивает на юг, и мы оказываемся у совершенно дивного места. Это не что иное, как вход в ветхозаветный храм. Тот самый древний, которым входили Господь, Матерь Божия, апостолы и праведные Иоаким и Анна. Все, что мы знаем о храме из Евангелия, было там. Сохранились ступени, по которым ходил и поднимался в храм Господь. Лестница действительно большая, высокая. И она имеет два пролета: слева и справа, поскольку был отдельный трехарочный вход в храм и двухарочный выход из храма, так как народа бывало на празднике очень много. Так что Золотые ворота в какой-то степени связаны с Храмовой горой и южной стеной. Это место называется «Раскопки второго храма» или Офель. И его можно посетить, паломники в свободный день имеют такую возможность. Только там дорогой платный вход. Это археологический заповедник, но это очень, конечно, интересно.

– Вы как раз ответили на возникший у меня вопрос. Если там так много сложностей и очень мало того, что связано именно с нашим верованием, то зачем туда вообще идти? И я поняла, что именно туда Господь входил в Вербное воскресенье (мы это событие отмечаем), и потом – тот самый вход того самого храма. Это, конечно, тоже очень ценно, и побывать там очень бы, наверное, всем хотелось. Но, конечно, при этом остается центральная, главная святыня – Храм Гроба Господня. Наверное, можно не увидеть ни одних ворот (хотя это технически не получится, но, может быть, пройти и не заметить), но Храм Гроба Господня – это все равно центр наших устремлений.

– Да, это так. Но вы будете удивлены, когда узнаете, что если стоишь на Храмовой горе рядом с мечетью «Золотой купол», которая предположительно находится на месте ветхозаветного храма, то увидишь, что слева от тебя, по прямой линии, – Гроб Господень, а справа, по той же прямой линии, – Масличная гора. Ты стоишь в точке, которая соединяет Ветхий Завет (Соломонов храм, то есть ветхозаветный) и Новый Завет, это Храм Гроба Господня. Это одна прямая линия – и дальше Масличная гора, где произойдет Второе Пришествие Господа. Ты стоишь между настоящим, прошлым и будущим – на той оси, которую можно на самом деле продолжить, потому что на одной прямой линии находится сам Иерусалим, Харан, откуда пришел праотец Авраам. Вефиль – Иерусалим – Хеврон – своего рода духовная ось земли, как один из гидов ее назвал. И как раз Гроб Господень, часовня «Золотой купол» и Масличная гора тоже лежат на одной линии. Ощущение потрясающее, там очень близко небо, и хочется вместе с апостолом Иоанном Богословом воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Это ощущение того, что у Бога времени нет и что Второе Пришествие одновременно и очень далеко, и очень близко.

– Анна, огромное Вам спасибо! Я надеюсь, наши беседы продолжатся, и мы узнаем историю ворот Иерусалима, о которых мы еще не успели поговорить.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать