Союз онлайн: Есть что сказать

16 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: улицы Иерусалима. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Мы продолжаем наши встречи на Святой Земле. Прогуляться по улицам Иерусалима нас приглашает гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

Анна, какой-то совершенно потрясающий вид у Вас за спиной, мы видим фотообои, или это живой, настоящий Иерусалим?

– Это настоящий Иерусалим, причем западный Иерусалим, на который у наших паломников обычно совершенно не хватает времени, поскольку мы в основном путешествуем по Старому городу и его окрестностям. А между тем в западном Иерусалиме очень много интересных мест, связанных с Библией, – это то, что нас всегда больше всего интересует. Я очень рада, что сегодня у меня есть возможность хотя бы немного Вам рассказать об этом Иерусалиме.

– Да, мы с удовольствием будем слушать и смотреть.

– Как раз район, расположенный сзади меня, с красными крышами, это район, который носит очень странное для Иерусалима название, – «Немецкая колония» (Мошава  Германит). Его история, как вы уже догадались, связана с немцами, которые здесь жили. Сама история про немцев, живших некогда в Иерусалиме, совершенно потрясающая, и я ее обязательно вам расскажу, но начать нужно, как это часто бывает в Иерусалиме, со времен более давних, а именно с Ветхого Завета, потому что главная улица этого района носит странное название: «Долина исполинов» или «Долина привидений» (Эмек Рефаим). Звучит очень грозно, немного страшно. Библейская история повествует нам об очень интересных событиях, происшедших здесь. На иврите «исполины» – это «рефаим», иногда в Библии и в русском (славянском) переводе их так и называют: рефаимы. Кто же это такие? Это были коренные жители Святой Земли, которая в то время называлась страной Ханаан, и являлись они потомками дочерей Ханаана (который был, в свою очередь, старшим сыном Хама, то есть внуком Ноя) и падших ангелов. Как мы помним, в Книге Бытия говорится, что падшие ангелы увидели дочерей человеческих, как они прекрасны собой, вошли к ним, и от них родились исполины, эти самые рефаимы. Рефаимы соседствовали с другими племенами и жителями Ханаана до прихода сюда Израиля – и даже после. Они селились в основном в районе Голанских высот и горы Хермон, тогда это место называлось Васан. Возможно, вы помните, что в Псалтири царь Давид благодарит Бога за то, что Он даровал ему победу над Огом, царем Васанским. Говорят, что царь Васанский был одним из последних рефаимов. Эти самые рефаимы воевали на стороне филистимлян, против Израиля. Они были необыкновенного роста – до 5-6 метров высотой, были очень могучими, сильными людьми, но, как мы понимаем, они были плохими людьми. Я вообще не против великанов, очень люблю читать детям сказки про всяких великанов, но данные великаны в Библии называются мертвецами, так называет их пророк Исаия. Он говорит, что рефаимы не воскреснут, это связано с тем, что слово «рефаим» на иврите переводится еще как «призрак», «привидение» или «мертвец». Древние израильтяне предполагали, что рефаимы были некогда Богом умерщвлены, во время Всемирного потопа, а затем восстали, вышли из ада и пребывали на земле. Они действительно воевали с Израилем, с народом Божиим.

В Иерусалиме в этой самой долине жили когда-то эти исполины, отсюда и историческое название – Долина исполинов, которое дало название нынешней улице Эмек Рефаим. В этой долине царь Давид некогда победил филистимлян. Когда он стал царем Израиля (пророк Самуил его помазал), то филистимлян это обстоятельство существенно огорчило. Они очень рассердились и собрали все свое войско, чтобы идти на Давида. Когда филистимляне собрались в Рефаимской долине, Давид молился Богу: «Предашь ли Ты мне их в руки? Идти ли мне против них?» Господь сказал: «Да, иди, и предам их в руки твои, однако не нападай на них сразу, окружи их; и когда ты увидишь, что по верхушкам тутовых деревьев идет ветер, знай, что Я иду вместе с твоим войском против них, и тогда начинай наступление». Так и получилось, действительно Господь был с Давидом, и была одержана решающая победа над филистимлянами.

Эта долина была заселена в разное время, здесь всех не перечислишь, всего не упомнишь. В 1873 году сюда прибывают очень необычные люди. Это немцы из южных земель Германии, протестанты. Однако они образовали очень необычное движение: по-русски мы называем их «темплеры», а по-немецки она называли себя народом Божиим и считали, что они должны поселиться в Палестине на Святой Земле и строить здесь храм. Однако не строить ветхозаветный храм как здание, а своим образом жизни создать такое общество, которое будет достойно присутствия в нем Бога, то есть станет своего рода живым храмом Богу. Вот такая невероятная идея, такая сильная любовь к Святой Земле. Конечно, мы с вами прекрасно понимаем, что такая идея так наивно осуществлена быть не может, потому что святые отцы недаром уходили в пустыни, брали на себя страшные тяжелые подвиги, снисходили в глубины смирения и покаяния, для того чтобы общаться с Богом и стать храмом Божиим. Это не так просто, однако в протестантизме бывают такие наивные, романтические идеи – и это была одна из них.

Немцы под предводительством человека по имени Хоффман прибывают в составе примерно 20 – 30 человек и начинают создавать свои поселения, одно за другим: поселение в Хайфе, поселение на территории современного Тель-Авива и, конечно, в Иерусалиме, в этой самой Долине титанов или привидений. Почему они выбрали именно ее? Это нам неизвестно, но я думаю, им показалось, что здесь будет очень плодородная земля, однако они жестоко ошиблись – земля как раз была непригодной для сельского хозяйства, но немецкое трудолюбие и аскетизм сделали свое дело. Поселение получилось замечательным: немцы построили дома, проложили дороги. Что очень интересно, каждое поселение было у них спроектировано по-немецки: улицы обязательно пересекались под прямым углом, где это было топографически возможно.

– Чтобы этим пересечением получался крест, я правильно понимаю?

– Дело и в этом тоже, но еще просто в немецкой аккуратности: у них все было очень точно спроектировано. Арабские деревни в то время выглядели как нагромождение домов, было очень сумбурное, беспорядочное строительство, а у них очень четко отделялись жилые дома от торговых и промышленных зданий, магазинов, церквей и т.д. И совершенно потрясающе то, что темплеры вообще не занимались миссионерством. Они считали, что лучшим миссионерством является их образ жизни, и, будучи до безумия трудолюбивы, своим образом жизни (праведным, честным, порядочным) показывали пример того, как должен выглядеть христианин и народ Божий. Они довольно быстро наладили отношения с местным населением, нередко давали работу местному христианскому арабскому населению – и православному в том числе. И вообще сыграли невероятно большую роль в сельском хозяйстве, градостроительстве нашего региона. До прихода немцев о сельхозтехнике здесь даже никто не слышал. Немцы построили паровые машины, ветряные мельницы. Они создали целое предприятие, которое выпускало повозки. Открыли транспортную компанию, несколько отелей, банков, то есть принесли европейскую цивилизацию, которой, честно сказать, значительно не хватало нашему региону. Еще очень много они сделали в фермерском деле, научились выращивать особые породы коров, скрещивая местных коров с более молочными из Европы. Конечно, они являются отцами-основателями двух первых и единственных пивных в Иерусалиме. В немецкой колонии они варили пиво, но между тем вели очень трезвый, пуританский образ жизни.

Эту общину постигла невероятно трагическая судьба. Дело в том, что началась Первая мировая война, и в это время как раз сюда пришли англичане. К концу Первой мировой войны, когда она была выиграна, англичане посчитали, что подданным Германии на этой территории не место. И немцы на два года были депортированы в Египет. К этому времени их было 1700 человек (с маленькими детьми). Их просто высадили в Египте и бросили на произвол судьбы. Они и там построили поселение. Через два года их вернули, потому что британцы поняли, что без немцев некому на таком уровне заниматься сельским хозяйством, к тому же они были наслышаны о их трудолюбии и великих свершениях. И далее, казалось бы, все могло быть хорошо, но грянула Вторая мировая война, и снова наши темплеры оказались гражданами нацистского в этот раз государства, с которым воевали англичане (в 1939 году началась война между Германией и Англией). И, соответственно, встал вопрос об их повторной депортации. Их депортируют на этот раз в Австралию. Причем там их выкидывают на пустыре, и они живут в бунгало (по шесть человек на кровати), но опять основывают поселение. Там они выстояли и выдержали, и эта община существует до сих пор. Есть очень интересные рассказы старожилов, им сейчас уже по 80 – 90 лет, и они помнят свою родину Палестину, хотя живут в Австралии. Они уже имеют там детей, внуков и продолжают жить так, как жили их предки 150 лет назад.

– У них действительно потрясающая судьба. Когда Вы, рассказав про рефаимов, потом заговорили про немцев и сказали, что это был удивительный народ, удивительные люди, я подумала, как на фоне рефаимов быть удивительными? Это надо очень постараться. А теперь понятно, в чем дело.

Аня, давайте вернемся к началу разговора. Насколько эта история реальна? То есть все-таки мы говорим: «так гласит легенда», или мы доверяем тем сведениям, которые нам говорят про людей пяти-шестиметрового роста и такого, мягко говоря, странного происхождения?

– Вы знаете, вообще Библия – это книга, не носящая цель дать нам исторические справки, поэтому это вопрос очень сложный. Скорее, вопрос веры и, скажем так, библейской логики. По библейской логике такие существа быть абсолютно могли. Мы с вами знаем, что во время Благовещенья Матерь Божия испугалась, увидев Архангела. Почему Она испугалась? Потому что Она хорошо знала историю и Ветхий Завет. Она знала, как падшие ангелы под видом прекрасных юношей входили к земным девушкам. Кроме того, пророк Исаия говорит о рефаимах, также во Второй книге Царств говорится о них – в связи с царем Давидом (о Долине Рефаимов), в Солономовых притчах тоже о них упоминается в негативном смысле – как об олицетворении зла и греха. Я верю, что они были.

– Что можно сказать про сегодняшний день этой удивительной улицы? Действительно удивительной – в какой век ни посмотри, там все происходило что-то совершенно необычное.

– Можно сказать о том, что Иерусалим – это город, принадлежащий всем людям, которые верят в Бога, любят Бога и стремятся к Богу. Сейчас последние времена, и мы храним чистоту православия, ни на миллиметр от нее никогда не отойдем, однако время вынуждает нас смотреть несколько более глобально на ситуацию. Сейчас мир делится на верующих и неверующих, поэтому такой пример немцев темплеров (хотя они неправославные) может очень многому нас научить. Научить нас стойкости, решимости, верности Богу и, конечно же, этой поразительной любви к Святой Земле, которая питала и питает во все века сердца христиан, к какой бы конфессии они ни относились. Мы с вами продолжим путешествие по улицам Иерусалима, и я еще не об одной такой конфессии вам буду рассказывать. Наш рассказ будет не только о православных.

– Анна, огромное Вам спасибо не только от меня, но и от всех зрителей и от нашей съемочной группы. Когда Вы рассказываете, мы тут все замираем, всем интересно. Я хочу сказать, что очень хороший, добрый зрительский отклик мы получаем на эти наши встречи на Святой Земле, поэтому есть надежда на то, что они будут продолжаться. Спасибо!

Уважаемые зрители, мы благодарим вас за участие в этой прогулке по Иерусалиму. Она, даст Бог, обязательно продолжится. Оставайтесь с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать