Союз онлайн: Есть что сказать

14 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Военное духовенство (часть 1). Гость студии: Борис Михайлович Лукичёв – помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, полковник в отставке. Ведущая Светлана Ладина.

– У нас в гостях Борис Михайлович Лукичёв – помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, полковник в отставке. Борис Михайлович многие годы посвятил службе в вооруженных силах, затем перешел на работу в Администрацию Президента России – он отвечал за взаимодействие с Русской Православной Церковью. С 2010 по 2013 гг. в Министерстве обороны занимал должность начальника управления по работе с верующими военнослужащими. Эту должность он занимал с момента ее образования, то есть наш гость – один из тех людей, которые стояли у истоков формирования института военного духовенства в современной России.

Борис Михайлович, прежде чем мы перейдем к рассказу о военном духовенстве в современной России, хотелось бы вас попросить вот о чем. Вы всегда с большим интересом, искренне и с вдохновением рассказываете об истории стародавнего русского военного духовенства. Если можно, расскажите нашим зрителям об этом в нескольких словах.

– Документально известно, что еще при российском государе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в стрелецких полках появились первые штатные военные священники. В некоторых документах указывается, что они были на государственном попечении, но решающую роль в формировании института военного духовенства, конечно, сыграл государь Петр I. По его указам в полках и на кораблях стали появляться военные священники. Сначала это были монашествующие из Александро-Невского монастыря(сейчас это Александро-Невская лавра). По решению Петра I были изданы соответствующие уставы, в которых прописывались все обязанности и права военных священников. С того времени началась история славной категории российского духовенства – военных священников.Они были в Российской гвардии, в казачьих войсках, в пехоте и на флоте.

Эта структура развивалась практически двести лет и оказалась в определенной степени сформированной к началу русско-японской войны, когда были прописаны соответствующие оклады денежного содержания, льготы, возможности материального поощрения, награды и т.д. Таким образом, это была уже оформившаяся и влияющая на моральный потенциал российских войск структура. В годы русско-японской войны, а особенно в годы Первой мировой войны, военное священство проявило себя исключительно с положительной стороны, хотя мы знаем отдельные примеры подвигов военных священников еще в Отечественную войну 1812 года. Например, протоиерей Василий Васильковский, а также многие другие, которые проявляли себя в боях как настоящие герои.

Многие военные священники были удостоены государственных офицерских наград. Тот же Василий Васильковский был награжден орденом Святого Георгия Победоносца IV степени за подвиги под Малоярославцем и в Витебске. В Малоярославце сейчас есть памятник протоиерею Василию Васильковскому, который был создан в 2014 году на собранные народом деньги. Это единственный памятник военному священнику в нашей стране.

В годы Первой мировой войны в войсках насчитывалось до пяти тысяч священников. Тогда же проявил себя протопресвитер армии и флота Георгий Иванович Шавельский, который внес решающий вклад в формирование нормативной базы института российского военного духовенства, в организацию его работы в боевых условиях и в намётку перспектив развития этой категории духовенства в Русской Православной Церкви.

К сожалению, в 1918 году, после революционных событий 1917 года, институт военного духовенства был упразднен декретом наркома по военно-морским делам. С 1918 по 2010 годы такого института в российских вооруженных силах не было, хотя священники никуда не делись. Те, кто служил в российской армии,потом воевали в рядах белой гвардии, многие эмигрировали, некоторые были репрессированы, и судьба их была печальна. Но необходимость деятельности военного духовенства в армии сохранилась. Тертуллиан говорил, что душа по природе христианка, и военный человек чувствовал потребность души в вере, стремление к Богу, особенно в условиях военной опасности.

Годы Великой Отечественной войны подтвердили это. В это время Русская Православная Церковь проявила себя исключительно с позитивной стороны. В советское время об этом много не говорилось, но Церковь собирала средства на военно-техническую помощь армии. Это очень интересный аспект. На собранные Церковью деньги были построены танки, две эскадрильи самолетов. Одна эскадрилья называлась «Александр Невский», а другая, которая была создана в Сибири,– «За нашу Родину». Кроме того, верующие люди собирали теплые вещи, продукты питания для фронта, занимались бездомными детьми, которых было очень много в годы войны, так как родители были на фронте или гибли. В сохранившихся монастырях ухаживали за раненными и пострадавшими в годы войны. Все это была работа Церкви.

Кроме того,существовал международный аспект. Для стран, которые должны были встать на сторону Советского Союза в войне против фашистской Германии, был очень важен нравственный авторитет Церкви. И когда в руководстве страны поняли, что Второй фронт не будет открыт, пока не будут решены некоторые вопросы по взаимодействию с религиозными объединениями, Сталин был вынужден встретиться с архиереями Русской Православной Церкви и пойти на определенные уступки. Самая известная встреча состоялась в сентябре 1943 года, когда было принято решение о проведении Архиерейского Собора, о выборе патриарха, выпуске журнала, то есть многие вопросы были решены в позитивном ключе, и это,в частности,стало одним из оснований для того, чтобы конгресс США принял решение о финансировании Второго фронта.

В советское время военных священников как таковых не было, но взаимоотношения армии и Церкви не прекращались, хотя они были на низовом уровне. Батюшки храмов, которые находились близ военных гарнизонов, все равно выстраивали отношения с замполитами. Мы знаем одну славную байку о том, как однажды замполит встретился с батюшкой и говорит: «Батюшка, у нас буду проверять художественную самодеятельность. Не мог бы ты свой хор дать на время проверки?» Тот отвечает: «Я дам, но ты впусти в клуб мою воскресную школу». Может быть, это анекдот, но он отражал реалии времени: на местах все равно взаимодействие происходило, потому что вера неистребима, и военным людям она необходима.

Я сам был свидетелем таких фактов. Курсанты Киевского военно-морского политического училища ходили в храм, который находился за забором училища, на Подоле в Киеве. В воскресенье они помогали убирать, расставлять стулья, но на самом деле многие из них ходили на литургию. Еще у меня был случай, когда я ездил с проверкой в Суворовское училище в Ленинграде, которое находилось в Воронцовском дворце. Начальник училища мне говорит: «Борис Михайлович, я не знаю, что делать. У меня здесь на антресолях в библиотеке кое-что лежит». Там лежало огромное скульптурное распятие Спасителя, и генерал в советское время не знал, что с этим распятием делать. Мне хватило ума сказать: «Пусть полежит, может, придет время, когда оно пригодится». Действительно, оно сохранилось, а потом было поставлено в церкви.

Вот такая обстановка имела место в преддверии возрождения института военного духовенства.

– Борис Михайлович, говоря о Первой мировой войне, безусловно, нельзя не сказать о героизме священников, о том, что им пришлось совершать в условиях брожения умов. Можем ли мы сказать, что в итоге они все-таки не справились? Что это брожение оказалось сильнее?

– Можно сказать, что задачи и цели, которые стояли в целом по армии, не везде,может быть, но были достигнуты. Благодаря героическим усилиям самого протопресвитера Георгия Ивановича Шавельского и других священнослужителей, которых было несколько тысяч человек, работа велась. Но дело в том, что Церковь двести лет сама была подневольная. Это так называемый синодальный период, во время которого не было управления Церковью, не было патриарха. Церковь была поставлена в положение государственного института. Были разные моменты. В обязательном порядке причащались в течение года – для галочки. Подразумевалось, что если в ходе исповеди священник вдруг узнавал, что кто-то затевает антигосударственную деятельность, то он должен был об этом доносить, то есть тайны исповеди тоже не было.

Эти моменты подрывали доверие к некоторым служителям Церкви. А в условиях войны, когда непонятно, за что воюем, когда сознание солдат размывалось пропагандой, тем более.

Пропаганда была очень мощная и хорошо подготовленная.

– Пропаганда очень хорошо финансировалась, в том числе из-за рубежа, со стороны Германского генерального штаба и т.д. Они грамотно действовали с противником, не только с фронта, но и сточки зрения воздействия на сознание солдатских масс. Таким образом, условия, в которых приходилось служить военному священству в годы Первой мировой войны, были очень тяжелые. Конечно, были случаи, когда солдаты говорили священнослужителю: «Хочешь воевать? Бери винтовку и воюй!» В такой ситуации выполнять задачи нравственной мобилизации, опираясь на духовные моменты, было очень сложно. Но само по себе стремление окормлять военнослужащих, помогать им в тяжелой обстановке, поддерживать их – все было востребовано.

Еще священники могли оказывать первую медицинскую помощь. В годы Первой мировой войны на фронт приходило очень много простых крестьян, которые ничего не знали. Например, получив ранение в руку или повреждение артерии, они даже кровь не умели остановить и погибали. А священник мог помочь наложить жгут. Священники были, как правило, грамотные, а многие солдаты не умели писать, и священнослужители писали письма на родину. Они выполняли свой долг. Если человек погиб, они совершали отпевание и писали письма родным, что солдат погиб, защищая Родину, что его проводили в последний путь по православному обряду. И это было утешением для тех людей, которые оставались на местах. Таким образом, нравственные и духовные задачи выполнялись, и это имело большое значение.

– Борис Михайлович, я Вас сердечно благодарю. Ваша краткая историческая справка растянулась на всю программу. Мы запишем вторую часть, в которой поговорим о том, что делается в современной России для того, чтобы священники справлялись с поставленными задачами, с чем им приходится сталкиваться, как армия реагирует на Церковь, а Церковь – на армию. Спасибо Вам!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать