Союз онлайн: Есть что сказать

14 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Встречи со Святой Землей. Львиные ворота. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Мы с вами продолжаем путешествие по старому Иерусалиму. Предмет нашего интереса – ворота города. Мы уже познакомились с Дамасскими воротами, с Цветочными воротами. А теперь наш проводник, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви, поведет нас к Львиным воротам.

– Раз вы готовы, тогда продолжим наше движение вдоль стены Старого города. Если мы идем с вами от Цветочных ворот, то скоро обнаружим, что стена поворачивает направо и из северной, соответственно, превращается в восточную стену. А напротив мы увидим Масличную гору (гору Елеон). И вот как раз восточная стена Иерусалима идет вдоль Масличной горы. Таким образом, с востока Иерусалим защищен от Иудейской пустыни этой горой. И между Елеоном и Старым городом, то есть, собственно, перед интересующей нас стеной, лежит Иосафатова долина, которую многие, может быть, видели по телевизору или слышали, что еще ее называют Долиной Страшного Суда. Потому что действительно, по пророчествам пророка Захарии и пророка Иоиля, именно в этом месте будет происходить Страшный Суд. То есть Второе Пришествие Господа будет здесь, на Масличной горе и, соответственно, Суд будет в Иосафатовой долине.

Восточная стена Старого города полностью сохранила свое направление и стоит на том же месте, где она стояла и во времена Христа Спасителя. Это действительно так, и подтверждением этому служат исторические и археологические свидетельства и просто здравый смысл. Иерусалим действительно много раз разрушался за последние две тысячи лет, и много раз его стены отстраивались заново. Однако из-за очень специфической топографии стена могла стоять только на этом месте и, собственно говоря, нигде больше. Поэтому она вот так и стоит.

В восточной стене города есть двое ворот. Одни из них – Львиные ворота, о которых я сегодня буду рассказывать. А другие – это знаменитые Золотые ворота, через которые Господь наш входил в Иерусалим (в Вербное воскресенье мы это событие вспоминаем), но они заложены. Так что действующие ворота только Львиные. Львиные ворота, как и все другие, имеют несколько названий. Древнее название их – Овечьи ворота. Единственное, что Овечьи ворота времен Христа стояли не совсем на этом месте, но где-то примерно поблизости. Почему Овечьи? Вы знаете, что в ветхозаветном храме приносили в жертву овец. И перед жертвоприношением необходимо было овцу омыть. Для этого неподалеку от Овечьих ворот существовала специальная купель – бассейн, устроенный для омовения жертвенных животных. Купель Вифезда существует и по сей день, и пройти к ней можно, естественно, через Овечьи ворота – это их древнее название.

Также их называют Львиные ворота. Это название пристало к ним после XIV века, когда Иерусалим завоевали мамлюки и поместили над воротами знак (знак царской власти): двух львов, один справа, другой – слева. Совершенно очаровательные львы, на мой взгляд, милые, невоинственные, хотя мамлюки были как раз, наоборот, совсем не милые и очень жестокие. А львы очень симпатичные. И так это название «приклеилось» к воротам, и до сих пор их все называют Львиными, на всех языках – на английском, иврите…

Также эти ворота еще имеют название Стефановы. Это византийская традиция, которая ошибочно приписывала место побиения камнями архидиакона Стефана Иосафатовой долине. Это, к сожалению, исторически неверно, потому что Стефан был побит камнями неподалеку от Дамасских ворот. И в VII веке императрицей Евдокией там была устроена величественная базилика. Она очень мало успела простоять, персы ее разрушили. Но это было именно там, об этом есть исторические свидетельства. А Стефановыми ворота назвали либо позже, после этого события (возможно, во времена крестоносцев, которые иногда ошибочно определяли какие-то места), либо же история была другой. Дело в том, что в Иосафатовой долине действительно стоит храм архидиакона Стефана. Нынешний храм новый и построен не так давно, уже в наше время. Но там есть раскопки древнего монастыря. Я пока нигде не могу найти точных сведений, и со многими православными гидами мы на эту тему разговариваем: почему там стоит храм и как это место было связано с архидиаконом Стефаном. У меня есть такое предположение, что когда архидиакон был побит камнями, он был там похоронен. До того момента, когда была построена в конце VI века базилика императрицей Евдокией, прошло 600 лет. И там почиталась его могила и находились его мощи. Почему я так думаю? Потому что именно в Иосафатовой долине (напомню, ее другое название еще Кедронская, она разделяет Старый город и Масличную гору) как раз хоронили умерших. Хоронили ведь за городом, по иудейскому обряду. Так что это очень логично.

Львиные (Стефановы или Овечьи) ворота – единственные в Иерусалиме, к которым ведет очень крутой подъем. К Яффским тоже, но намного менее крутой, более пологий. И здесь действительно, особенно летом, приходится попотеть, потому что нужно преодолеть такой серьезный крутой подъем, чтобы попасть к воротам. Войдя в ворота, мы сразу же оказываемся в очень интересной точке: прямо слева от нас вход на Храмовую гору. Храмовая гора – то место, где стоял ветхозаветный храм: первый, то есть Соломонов, и второй – времен Христа. Там же стоял храм Ирода, который не называют третьим, но фактически он третий. Поскольку Ирод перестраивал храм, во времена Господа еще велись строительные работы. Так вот, войдя в Львиные ворота, слева видишь проход на территорию Храмовой горы. Однако этот проход для нас недоступен. Только для мусульман и только в пятницу, когда они идут на молитвы к своей мечети. Для нас, всех остальных, вход на Храмовую гору находится с южной стороны города, через арку Робинсона, и в принципе посетить Храмовую гору можно.

Однако это место крайнего напряжения. Чем ближе к Храмовой горе, как я говорю, тем больше чувствуется это напряжение, потому что, даже войдя в Львиные ворота, сразу же обнаруживаешь израильских солдат, которые там постоянно дежурят (хотя в других воротах их нет). Именно из-за того, что Храмовая гора очень близко и могут быть какие-то провокации. Дело в том, что Храмовая гора – это место, которое свято для иудеев как место ветхозаветного храма. Оно свято для мусульман как второе место по значению после Мекки, потому что, по их верованиям, на этом месте было вознесение Мухаммеда, когда он был взят на седьмое небо и ему был показан рай. И также по верованиям иудеев и мусульман, на этой горе находится краеугольный камень, с которого началось творение мира. Этот камень когда-то покрывал ветхозаветный храм, а сегодня его покрывает мусульманская часовня Купол над Скалой. Тот самый знаменитый купол вы видите на всех панорамах Иерусалима.

Что мы здесь обнаруживаем? То, что купель Вифезда действительно в двух шагах, что она действительно была близко к храму; священники могли из храма выходить через специальные ворота, которые были для этого тогда устроены, и омывать животных. Кроме того, мы узнаем, что Иоаким и Анна жили около Овечьих ворот, потому что с IV века дом святых праведных Иоакима и Анны и место рождества Матери Божией почитаются именно у купели Вифезда. Сегодня это место разделено на две территории, потому что от дома Иоакима и Анны осталась только подземная, как мы говорим, пещерная часть, то есть те комнаты, которые были вырублены в скале. Все, что было снаружи, естественно, не сохранилось. Вот эту территорию делят между собой католики и православные. У католиков это монастырь святой Анны. У нас это тоже монастырь – святых Иоакима и Анны, который находится здесь же. То есть, попав в Львиные ворота, мы попадаем сразу же к местам, связанным с Матерью Божией.

Если мы с вами выходим из города через Львиные ворота наружу, спускаемся вниз, то опять же попадаем в Гефсиманию к гробнице Матери Божией. Таким образом, это очень близко.

– Анна, у меня есть вопрос. Когда такие святыни практически в шаговой доступности, не возникает ли некое привыкание? Для человека, который не живет в Иерусалиме и, может быть, раз в жизни там побывает, – это событие номер один большими буквами, написанное золотыми письменами на сердце. А когда вы живете рядом, много зная об этих святынях, нет ли опасности, что можно просто привыкнуть?

– Мы тоже люди, имеем определенную долю чувств, эмоций, которые иногда проявляются у нас помимо нашей воли. Конечно, в эмоциональном плане, живя постоянно рядом и часто бывая у этих святынь, можешь иногда и не испытывать такого, скажем, подъема, который был, когда ты прикладывался первый раз в жизни. Однако мы здесь живем и проходим путь христианина точно такой же, как вы проходите в России, а кто-то – в Японии или Америке. У нас тоже бывают тяжелые искушения, скорби, тяжелые обстоятельства. И когда ты в таком состоянии приходишь к святыням, то, конечно, помощь и утешение получаешь необыкновенные. То есть милость Божия, которая изливается на человека у святых мест, настолько непропорциональна нашим грехам, она настолько велика, что просто только благодарить можно Бога за Его милость. Поэтому мы по своему недостоинству иногда можем и привыкать, но Господь нам не дает привыкать, попуская какие-то искушения и испытания (или мы сами себе попускаем). Когда бежим потом ко Гробу или Божией Матери, то получаем утешение и получаем почти такое же чувство, а может быть, и больше, чем то, когда приходили сюда первый раз в жизни.

– То же самое можно сказать о людях, которые часто бывают на Святой Земле. В принципе, искушения, их преодоление и помощь, которую Господь посылает (может быть, через то, что человек побывает у святыни, приложится к ней, как-то особо тепло помолится), – в общем-то, это все сродни тому, о чем Вы говорите. Я знаю, что кто-то говорит: «Один раз в жизни – в Иерусалим, и больше не надо. И хранить это». Но получается, что даже можно жить возле святынь – и все-таки остается это благоговение, это трепетное отношение. Просто, может быть, формы бывают разные, но никто не говорил, что хороши только определенные формы, некая экзальтация и слезы и т.д. То есть, наоборот, есть трезвость какая-то.

– Да, совершенно верно. Святые отцы и опытные духовники нас учат, что вообще на свои собственные слезы обращать особо внимание не нужно. У всех людей это по-разному, у кого-то они близко, у кого-то нет. Это все очень субъективно. Другое дело, что Святая Земля и для нас, и для паломников, которые приезжают часто, становится частью духовной жизни. Это трудно объяснить сразу. Конечно, человек может спасаться и у себя в храме в каком-нибудь малюсеньком селе, даже без храма в определенных страшных обстоятельствах, как было при коммунистах. Но есть такой момент, что Святая Земля может стать частью твоей духовной жизни, и тогда, конечно, это очень много, очень большая поддержка, большая сила. Особенно богослужения на святых местах. Те самые Львиные ворота, о которых я вам говорила сегодня, хотя ведут формально все в тот же Мусульманский квартал, однако очень часто ими пользуются христиане, монахи, монахини, их там можно часто видеть. Ранним утром они спешат на литургию к гробнице Божией Матери в Гефсиманию, которая бывает там каждый божий день. Литургия начинается в половине шестого или половине седьмого утра (зависит от зимнего или летнего времени). И монахини румынки, монахини гречанки, благочестивые миряне спешат рано утром (иногда в будний день, перед работой) в Гефсиманию, именно через эти ворота выходят из Старого города и идут на литургию к Царице Небесной.

– Спасибо Вам большое. Но мы не прощаемся, потому что ворот у нас осталось еще немало, и мы надеемся их все посетить с Вашей помощью.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать