Союз онлайн: Есть что сказать

13 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Обрезание Господне, святитель Василий Великий, старый Новый год. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– 14 января в России отмечается сразу три праздника. Самое примечательное, что степень известности каждого из них несоразмерна его значению. Если 14 января вы выйдете на улицу и спросите: «Какой праздник сегодня?», то вам ответят: «Старый Новый год» или сформулируют иначе: «Новый год по старому стилю». Но мало кто вспомнит, что это праздник Обрезания Господня и праздник святителя Василия Великого. Мы с Анной Мусан-Леви, нашим постоянным проводником по Святой Земле, решили поговорить именно об этих двух последних, наиболее значимых для нас, православных людей, праздниках.

Анна, я все-таки спрошу, прежде чем мы перейдем к основной теме нашей программы, а празднуют ли на Святой Земле старый Новый год?

– Как раз очень даже празднуют. Его празднует Иерусалимская Патриархия. Как вы знаете, Иерусалимская Церковь, так же как Русская и Сербская Православные Церкви, живет по календарю старого стиля. И соответственно, это единственный Новый год, который празднуют верующие, церковные греки, монахи и, в частности, насельники монастырей на Святой Земле. У нас бывает очень замечательная ночная служба на Гробе Господнем и в честь новолетия ночью совершается крестный ход по Храму Гроба Господня. Многие православные люди, в частности и наша семья, празднуют этот день именно как Новый год. То есть все церковные праздники мы отмечаем именно по старому календарю, несмотря на то что сейчас в мире серьезная тенденция перехода на календарь нового стиля. Многие наши православные друзья в Германии и Великобритании вынужденно перешли на новый календарь и празднуют всё, кроме Пасхи, вместе с католиками.

Для нас это вопрос очень серьезный. В нашей семье мы считаем, что, может быть, в самом новом стиле страшного греха нет, но если дата рождения человека приходится на календарь по старому стилю и если он жил по нему, то должен всячески его поддерживать в своей семье и не соглашаться на современные тенденции и веяния: мол, не важно, какого числа какой праздник, главное – мир между христианами. Это, бесспорно, важно, но мы стараемся хранить верность «старому стилю» и поэтому вместе с Иерусалимской Церковью празднуем Новый год не 1 января по гражданскому календарю, а 1 января именно по церковному календарю.

– А что касается праздника Обрезания Господня и праздника святителя Василия Великого?

– Василий Великий – потрясающий святой. Наверное, другого такого богослова, столько сделавшего для Церкви, трудно найти. Возможно, только Иоанн Златоуст может стоять рядом со святым Василием Великим. В Старом городе есть монастырь Василия Великого, еще там есть много маленьких монастырей, которые, к сожалению, сейчас уже не заселены монахами или монахинями, но тем не менее в каждом из них остался небольшой исторический храм и есть ключарь. На праздники там бывают соответствующие службы, как и в монастыре Василия Великого. Монастырь находится в христианской части Старого города Иерусалима, недалеко от Новых ворот. Накануне праздника в нем бывает вечерня, а 14-го числа проходит торжественная литургия.

Главная патриаршая служба совершается в ночь с 13 на 14 января на Гробе Господнем. Кстати, Патриарх недавно стал сам служить, раньше эту службу всегда возглавлял ныне покойный владыка Василий (такая была традиция). Он был самым старым архиереем Патриархии и всегда сам служил. Совершенно потрясающе, что Василий Великий на иконе и владыка Василий были очень сильно похожи, поэтому появлялось совершенно нереальное ощущение. Казалось, что святитель Василий Великий сошел с иконы и сам служит Божественную литургию. После того как владыка Василий почил несколько лет назад, нередко сам Блаженнейший Патриарх возглавляет ночную службу.

На утрене, которая у нас служится перед литургией, примерно в полночь, выносят для поклонения великую святыню, которая хранится в Иерусалимской Патриархии в костнице Храма Гроба Господня, – это левая рука святителя Василия Великого, все могут к ней приложиться. Это всегда очень трогательно, потому что она ничем не закрыта, она не под стеклом, просто в ковчежце прикрыта сеточкой, поэтому буквально чувствуешь благодать, аромат и тепло от мощей святых, как это обычно бывает.

После ночной службы на Гробе Господнем бывает крестный ход. Люди идут с хоругвями по всему Храму Гроба Господня. Храм расположен так, что по улице, вокруг него, идти технически невозможно, поэтому все крестные ходы совершаются внутри (Храм достаточно большой), а после крестного хода бывает угощение. Тут нужно объяснить, что у нас и у греков есть такая традиция, когда ко дню Василия Великого пекут специальный хлеб, у греков он называется василопита. Это большой каравай, его обычно делают из теста с большим количеством специй (кардамон, гвоздика, корица) и внутрь запекают монетку. Когда каравай разрезают, всегда возникает большая интрига – кому попадет монетка.

Василопиту пекут для патриаршей вечерни, которая бывает накануне 13 января в пять часов вечера. В Патриархии будут ее разрезать, и кому-то попадается соответственно монетка. А поскольку василопита очень большая, то обычно она остается (бывает, что пекут даже несколько караваев), и хлеб также разрезают у Гроба Господня, то есть ночью.

– Я поняла. Как-то раз, подбирая фотографии для нашей с Вами программы в Интернете, я наткнулась на снимок, запечатлевший, как Патриарх разрезает какой-то огромный пирог. Мне тогда это было непонятно, а сейчас я понимаю, о чем идет речь. А что же тот счастливец, которому попалась монетка? Он же не должен ее проглотить?

– Нет, Боже сохрани! Монетка золотая, и считается, что тот, кому она попала, будет иметь особое благословение и помощь Божию в наступающем новом году. Так что это напрямую связано с празднованием Нового года. Так делают, потому что, как мы знаем из жития святителя Василия Великого, он был очень милосерден к бедным и тайно давал им милостыню вот таким образом. Он брал хлебные караваи или булки, вкладывал туда монетки и, подавая их нищему, таким образом давал ему еще и щедрую милостыню деньгами, только тайно. В память об этом и пекут василопиту.

– Это очень важное пояснение, потому что на самом деле можно было решить, что нечто языческое есть во всем этом ритуале, но тем не менее корни абсолютно христианские.

– Да, это очень благочестивый обычай, который напоминает нам о том, что надо быть милосердными и щедрыми к бедным, малоимущим соседям, друзьям, которые нуждаются в нашей помощи, так как именно Новый год по старому календарю совпадает с днем Василия Великого. Он был прославлен в народе именно своей милостыней. Это мы его знаем и почитаем как великого богослова, но простой народ не очень в этом разбирался. Во времена Василия Великого его больше знали как владыку, который помогал бедным.

Мою вторую дочь зовут в честь Емилии, которая была матерью Василия Великого, и это также день памяти преподобной Емилии.

– То есть у вашей маленькой Емилии будут именины?

– Да, у нее будут именины. В этот день дома мы печем хлеб, закладываем и запекаем в нем монетку (в том году папе нашему попалась). Мне трудно приходится, потому что мне надо забыть, куда я ее положила, в какое место пирога. У нас же он не такой огромный, как в Патриархии. Я уже его кручу-кручу, чтобы себя «запутать» и забыть это место… Потому что потом я его сама режу и всем раздаю.

Преподобная Емилия тоже заслуживает внимания, потому что это день ее памяти. Именно память этой святой празднуется в день Нового года. Она была совершенно чудной матерью, хотя, как и Пресвятая Богородица и святая великомученица Екатерина, не желала замужества. Она хотела быть монахиней, но ее родители благословили выходить замуж. Она смирилась перед их волей, вышла замуж за Василия (то есть отец Василия Великого тоже был Василий), он был адвокатом и очень набожным человеком. Они прожили в любви и согласии долгую жизнь, родили десятерых детей, пять из которых стали святыми. Кроме Василия Великого, это еще его брат святитель Григорий Нисский, а также его сестра преподобная Макрина, которую тоже многие знают.

Когда Емилия вырастила деток, похоронила мужа, она ушла в монастырь к своей дочери Макрине, которая к тому времени уже имела большой монастырь. Они с Макриной вышли из монастыря, построили небольшой скит на берегу реки, и так в молитве и в серьезном подвиге Емилия окончила свою жизнь в глубокой старости.

– Получается, что, желая воспитать детей настоящими христианами, надо обращаться за помощью к святой преподобной Емилии. Мы, кстати, редко это делаем, все больше у нас на слуху святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. А ведь посмотрите, какой потрясающий пример.

– Да, я могу сказать, что я довольно часто к ней обращаюсь за помощью, потому что моя дочь носит ее имя и потому что это подвиг воспитания детей в миру. Сам Василий Великий пишет, что его правильному понятию о Боге он обязан своей матери. Это написал богослов, на трудах которого стоит наша Церковь. Поэтому для меня это пример. Если Вера, Надежда, Любовь и мать их София – это очень экстремальный путь мученичества, который для каждой матери очень страшен и не всем нам под силу его осмыслить и понять, то пример преподобной Емилии – как раз воспитание детей в обществе и в Церкви. Почти все ее сыновья стали священниками и владыками (святитель Петр тоже был ее сыном), а также дочь Макрина стала святой.

Само имя Емилия по-гречески произносится как «Эмэлия» и переводится как «мелодичная» и «гармоничная».

– Анечка, мы нашей программой воспроизвели то отношение к этим трем праздникам, о котором я говорила в самом начале. Буквально несколько слов скажите еще о празднике Обрезания Господня.

– Об Обрезании Господнем мы знаем мало, единственное, что можно сказать точно, что оно произошло в Вифлееме, потому что младенцев обрезали, как сейчас, так и тогда, дома. Здесь можно сказать только одно, что Спаситель этим полностью исполнил Закон. Он таким образом стал Сыном своего народа, полностью разделил тот человеческий путь, который предназначен Богом человеку в Ветхом Завете. Наша Церковь не делает большого акцента на этом празднике.

– Именно в этот день нарекалось имя младенцу?

– Да, как правило. Хотя в случае с Божией Матерью и Иосифом они сразу знали его имя, предсказанное ангелом. Иисус, на иврите «Иешуа», в переводе означает «Спаситель» или «Наше Спасение». Но нарекли Его этим именем, скорее всего, в момент обрезания.

– Анна, я Вас сердечно благодарю! Поздравляем Емилию с ее именинами, с днем ее небесного покровителя. Поздравляем вас со старым Новым годом, с днем святителя Василия Великого и с праздником Обрезания Господня.

Дорогие друзья, все эти поздравления, помимо именинных, я адресую всем вам и, как всегда, прошу: оставайтесь с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать