Союз онлайн: Есть что сказать

13 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Встречи со Святой Землей. Цветочные ворота. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Мы продолжаем цикл бесед о Святой Земле. Беседы наши заочные, посредством телеэфира, но тем не менее благодаря этому мы с вами смогли побывать уже возле Дамасских ворот старого Иерусалима, войти в них, попасть в Мусульманский квартал, ощутить запах специй, которые там продаются, и услышать многоголосый говор. В этом нам помогает гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви. Ну а сейчас нас ждут Цветочные ворота, и я передаю слово нашему экскурсоводу.

– Я готова вас вести к Цветочным воротам. Цветочные ворота находятся на совсем небольшом расстоянии от Дамасских. Как и Дамасские, они в северной стене города. Вообще северная стена Иерусалима всегда была наиболее уязвимой, менее защищенной. Иерусалим, как писал о нем царь Давид, со всех сторон окружен горами. Помните? «Горы окрест Сиона, как Господь окрест боящихся Его». Так вот, именно с севера серьезных гор нет. Поэтому с севера, как писал пророк Исаия, приходит зло. Именно с севера чаще всего нападали на Иерусалим и ассирийцы, и вавилоняне, а намного позже рыцари-крестоносцы, которые взяли Иерусалим в 1099 году. Они сделали это именно с северной стены. Мы говорили о Дамасских воротах, что они стоят на своем историческом месте. Что же касается Цветочных (хотя они были построены позже, в XVI веке), то само их название и история восходят к глубокой древности, то есть ко временам ветхозаветного храма. Таким образом, исторические ворота были где-то рядом, поблизости. А более поздние, XVI века, сохранили историческое название.

В ветхозаветном храме было принято каждение, мы с вами знаем об этом из Евангелия. Отец Иоанна Предтечи Захария как раз кадил, когда ему явился ангел и возвестил о рождестве Иоанна Предтечи. Каждение заключалось в том, что священник подходил к кадильному жертвеннику (это специальный небольшой столик, на котором были разложены угли; стоял он перед завесой, перед входом во святая святых) и сыпал на этот жертвенник ладан. В Евангелии он называется иногда алтарь кадильный. Так вот, этот ладан делали из определенных растений. В Талмуде называется число этих растений. Есть много легенд и преданий, связанных с рецептом изготовления этого ладана, который хранился в великой тайне. Этим занималась одна-единственная семья в Иерусалиме и хранила секрет. Потому что никто не должен был знать, из чего делается ладан, для того чтобы язычники не могли этот рецепт использовать и впоследствии кадить своим богам этим ладаном, который можно было использовать только в ветхозаветном храме, только для Бога Живого.

И вот нам рассказывает Талмуд, что около Цветочных ворот, вернее – за Цветочными воротами, снаружи города, располагался сад, где выращивались эти растения, из которых делался ладан для ветхозаветного иерусалимского храма. Отсюда и их название – Цветочные ворота. Рассказывают об одном из учеников раввина Акивы (это уже относится к временам после воскресения Христова). Когда он прогуливался с одним мальчиком из еврейской благочестивой семьи по лугу, мальчик вдруг увидел какое-то растение, цветочек, и начал горько плакать. «Что случилось, почему ты плачешь?» Мальчик ответил: «Я увидел это растение и вспомнил, как мы с отцом делали ладан для храма». Отец к тому времени был уже убит римлянами, а мальчик стал сиротой. Он был из этой семьи. И тогда раввин стал умолять его открыть ему, что это за растение, чтобы хотя бы одно из них узнать. Однако мальчик отказался, сказав, что он давал клятву и не может этого сделать. Через три дня этот мальчик умер. Вот есть такое предание о том, как Бог хранил эти знания. Но мы не знаем, действительно ли это было так или это история выдуманная – это не Священное Писание, это Талмуд, это устное предание Ветхого Завета. Хотя многие из историй подлинные и действительно очень интересные. Так или иначе, с таким вот серьезным местом связаны Цветочные ворота.

У них есть второе название – Рыбные, потому что в свое время около них был рыбный рынок, он есть и до сих пор, уже много сотен лет. Войдя в Цветочные ворота, попадаешь опять же в мусульманскую часть города, в Мусульманский квартал, и там есть большой рыбный магазин, так что традиции у нас хранятся иногда столетиями. В Цветочных воротах всегда продают замечательные фрукты, и наши паломники частенько их там покупают, потому что Цветочные ворота к некоторым отелям ближе, чем Дамасские, таким образом, люди буквально в пяти минутах ходьбы находятся. Гиды обычно Цветочными воротами не пользуются. Однако я очень люблю водить паломников через Цветочные ворота в пешеходный день, потому что через них идет самый короткий путь к купели Вифезда и к месту Рождества Божией Матери, с которого мы начинаем наш пешеходный день. Однако дорога эта извилистая, поэтому паломников всегда приходится предупреждать, что для того, чтобы не оказаться в ситуации известного героя из фильма «Бриллиантовая рука», надо следить за гидом. Потому что если они потеряются, то дорогу уже не найдут.

– Я помню эти ощущения в Старом городе, когда ты понимаешь, что если ты отстанешь, то потом будешь долго объяснять, даже если позвонишь кому-то, кто в группе, где ты вообще находишься. И как тебе понять, что тебе сказали, куда тебе идти? Да, сложно.

– Да, особенно в этой части города, потому что это как раз нетуристическая часть Мусульманского квартала. И как-то раз одна бабуля вышла из дома и сказала: «Почему ты здесь водишь группу? Мы здесь живем». Но тем не менее мы никому не мешаем, и, в общем-то, город принадлежит всем и пройти по нему может любой человек. Но это было ее некоторое возмущение, что мы ходим не через те места, где положено ходить паломникам. И это было единственный раз за много лет, а так ходим все равно. И люди имеют возможность увидеть эти узенькие улочки, увидеть, как живут люди в Старом городе, ведь Старый город жилой.

Мало того что он жилой и здания в Старом городе (большинство из них, скажем так, XIV – XIX веков) все-таки не времен Христа и даже не более ранние, однако интересно, что в их стенах нередко хранятся фрагменты (арки, камни, окна) зданий двухтысячелетней давности. И когда есть возможность, я всегда паломникам это показываю. Тем, кто идет рядом со мной, всегда могу показать: «Посмотрите на эту арку. Вас не удивляет ее кладка? Она совершенно другая. Сейчас это часть жилого дома, явно XVI или XVII века. Но посмотрите вот на эту кладку! Это явно времен II или III века или времен Византии». Это безумно интересно. Таким образом, город вмещает в себе двухтысячелетнюю историю, историю разных завоевателей – каждые несли свою культуру в Иерусалим. И все это Иерусалим смог переработать и каким-то образом сохранить, даже внешне. Мы видим камни, своды, арки, какие-то фундаменты, совершенно необыкновенные. Кроме того, паломники всегда обращают внимание, что на некоторых дверях и стенах есть мусульманский полумесяц, изображение Мекки и какая-то надпись на арабском. Это дома тех, кто совершил паломничество в Мекку, их называют «хаджи». Люди поражаются, они говорят: «Смотрите, мы в Иерусалим съездили и ничего себе на дверь не вешаем». А тут человек был в Мекке, так он краской нарисовал на стене дома, чтобы все видели, что он там был.

– И мало того, он же приобретает некий титул – приставку «хаджи».

– Да, интересно. И через Цветочные ворота мы выходим прямо к улице, ведущей к Крестному пути. Однако уклоняемся налево, идем к купели Вифезда, где Господь исцелил расслабленного, там же, рядом, дом Иоакима и Анны. И потом уже, помолившись там, посмотрев, мы начинаем наше движение к Крестному пути.

– Вот очень интересно, я прочитала в Интернете (сейчас проверим правдивость Интернета), что они еще называются ворота Ирода и ворота лунатиков. Что это? Правда или нет? И с чем связано, если правда?

– Вы знаете, про ворота Ирода – это совершенно понятно, потому что при Ироде они перестраивались. Ирод обносил город третьей городской стеной, таким образом охватив очень большую территорию. А вот что касается лунатиков – это интересно, я обязательно проверю. Я не встречала такое название, но возможно, люди, которые страдали душевными расстройствами, считались одержимыми, в древности у этих ворот, например, сидели снаружи города. Их изгоняли из города как прокаженных, душевно болящих людей. Поэтому очень может быть. Это интересно, спасибо за информацию.

– Спасибо огромное Вам за этот рассказ. И мы продолжим знакомство с воротами Старого города Иерусалима в следующем выпуске программы «Есть что сказать». Эфир телеканала «Союз» продолжается, оставайтесь с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать