Союз онлайн: Есть что сказать

12 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Служение военного духовенства. Гость студии: Александр Иванович Суровцев - начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор философских наук. Ведущая Светлана Ладина.

– У нас в гостях Александр Иванович Суровцев – начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор философских наук.

Александр Иванович, Христос воскресе!

– Воистину воскресе! С праздником, дорогие телезрители!

– Александр Иванович, в этом году в одном временном промежутке сошлись сразу две победы: победа Христа над смертью и победа в Великой Отечественной войне. Что эти победы значат для Вас? Если можно, в нескольких словах.

– Как сказано в Писании, Пасха – это победа, победившая мир, праздник праздников. Это величайшее событие в христианском мире для каждого человека. Мой отец был военным летчиком стратегической авиации, был командиром корабля, поэтому в моем детстве слово «Пасха» не звучало. Но я отлично помню Вербное воскресенье, когда мы ходили собирать вербочки. Хорошо помню крашеные яйца и праздничное настроение. Это говорит о том, что в душе народа Пасха всегда была, но несколько в другом виде. Сегодня это действительно великий праздник.

В этом году действительно две победы – победа жизни над смертью и победа в Великой Отечественной войне – стоят рядом. Они объединены в общее торжество. Я уверен, что для большинства наших соотечественников это действительно величайшие праздники.

– Александр Иванович, продолжая праздничную тему, хочу поздравить Вас с 300-летием института военного духовенства в России, к чему Вы имеете непосредственное отношение.

– Спасибо большое. Эта дата, о которой, наверное, не все знают. 10 апреля 1716 года Петр I утвердил воинский устав. Там впервые была глава об обер-полевом священнике. Военное духовенство всегда было с армией, начиная с создания нашего государства, первых дружин, но официально этому событию исполняется 300 лет. Для нас это важно, потому что у нас именно штатное военное духовенство, которое было создано по решению Президента Российской Федерации в 2009 году.

– Здесь очень важно, что это решение не сверху спущено, а было ответом на то, что уже реально происходило в войсках, когда было активное взаимодействие с Церковью. Начиная с 90-х годов батюшки ездили в «горячие точки» с нашими воинами и в мирных условиях тоже их окормляли.

– Да. Очень важно помнить эту историю. Двадцать лет очень напряженной работы заложили основы служения современного военного духовенства. Есть памятные даты, например 2 марта 1994 года, когда Святейший Патриарх Алексий II и министр обороны Павел Грачев подписали совместное заявление. Оно было опубликовано в «Красной звезде», в центральном печатном органе Министерства обороны. В нем были изложены основы взаимодействия.

Но напечатать – это одно, а работать – это чуть-чуть другое, поэтому все эти годы безвозмездно, на добровольных началах священники трудились в Вооруженных Силах. Был период, когда командиры и все должностные лица увидели, что священники приносят огромную пользу во многих направлениях: дисциплина, духовность и воспитание. Много было сделано, поэтому введение военного духовенства на штатной основе – это закономерный итог.

– Александр Иванович, сейчас хватает штатных священников? Сколько у нас их вообще и, может быть, существует недобор?

– Сейчас у нас более 160 штатных священников, а должностей на 100 больше, то есть 260. Мы постоянно работаем над подбором кандидатов, но не торопимся с этим, потому что понимаем, что это очень непростая работа. До революции в военные священники шли только лучшие из лучших. Тяжело представить себе худших священников, поэтому речь идет о том, что есть неподготовленные.

– Просто есть набор требований, которому, видимо, не каждый соответствует. Наверное, в первую очередь батюшка должен сам знать, что такое армейская служба?

– Надо сказать, что мы над этим тоже работаем. Мы проводим специальную военную подготовку среди священников. Что касается духовного образования, то это дает семинария или академия. Четверть из наших священников – это те, которые служили офицерами в Вооруженных Силах.

Сейчас все очень динамично развивается, и армия уже другая, не та, что была десять лет назад, поэтому мы проводим специальную военную подготовку. Священники проходят месячный курс в военном университете. Когда я говорил, что мы выбираем лучших из лучших, я имел в виду не столько военное образование, сколько призвание работать с военнослужащими. Это очень самоотверженная работа, потому что это не только ежедневная работа с ними, это участие в учениях, сопровождение в «горячие точки», включая современные. Военная служба сопряжена с потерями и с различными трудностями, которые сопровождают военного человека, и священник должен быть готов ко всему этому.

– Александр Иванович, в 2007 году Вы защитили докторскую диссертацию на тему «Развитие духовных основ в военной безопасности Российской Федерации». В первую очередь, очень приятно узнать, что, оказывается, в нашей военной безопасности учитывается духовный аспект. Но я могу предположить, что так было не всегда и вполне вероятно, что десять лет назад это был некий прорыв.

К примеру, разное понимание слова «духовность»: если мы спросим о том, что это такое, у православного священника, то получим один ответ, а театральный деятель скажет что-то свое (и это может очень сильно различаться). А для военного человека, да еще в вопросах безопасности, что такое духовность?

– Спасибо, что Вы напомнили об этой страничке моей биографии. Это был труд, обобщающий многие годы работы военного духовенства в Вооруженных Силах. Понятие «духовность» существовало и раньше, даже в советское время. Проводили духовно-воспитательную работу, например, водили солдат в кино, в клуб и показывали какой-то хороший фильм.

– Фильмы, правда, были хорошие.

– Да, действительно, и сейчас мы их с удовольствием смотрим. Мы старались вернуть истинный смысл понимания жизни, службы и военной безопасности, который закладывался испокон веков; мы говорили о духовности как о ключевой ценности, которая связана со смыслом жизни человека. Вспоминая защиту диссертации, надо сказать, что все проходило очень непросто. Часть диссертационного совета не была готова принять такую концепцию духовности. Честно скажу, меня упрекали в определенной клерикализации этого понятия. В работе речь шла и о военном духовенстве, но это была только составляющая часть. Я старался показать, что смысло-жизненные ценности, связанные с нравственностью, духовностью, для человека крайне важны. Они становятся материальной силой тогда, когда превращаются в мотив его деятельности.

Я просмотрел взаимосвязь между ценностями и образом мыслей и действиями человека. Деятельность военного духовенства рассматривалась как один из факторов активизации духовного начала. Надо сказать, что большинство меня поддержали, хотя мне пришлось отстаивать эту тему в дополнительных инстанциях. Не знаю, насколько это сегодня возможно, но диссертация была направлена на экспертизу в Администрацию Президента.

– Слава Богу, сегодня Сергей Кужугетович Шойгу осеняет себя крестным знамением перед тем, как начинается парад в честь Дня Победы.

Александр Иванович, интересно, какие аспекты Вашей работы были актуальны на момент защиты диссертации, а какие актуализировались сейчас (именно в плане духовных основ военной безопасности)? Может быть, что-то изменилось за это время?

– Некоторые моменты мы увидели как обязательные для того, чтобы мы занимались ими буквально каждый день. Ведь современное штатное военное духовенство, по решению президента, было введено в 2009 году. В основе лежало социологическое исследование, которое показало, что более половины военнослужащих называют себя верующими. Но кто такой верующий человек? Это тот, который носит крест, был крещен? Или тот, который исповедуется и причащается, живет по заповедям? Здесь огромный разрыв, и это не секрет. Сколько верующих военнослужащих, которые себя так называют (таких около 70 %, из них 88 % православных), регулярно приходят на исповедь и причащаются? Всего несколько процентов.

– На «гражданке» мы видим то же самое.

– Более того, в армии этот процент выше.

– Должны ведь экстремальные условия пробуждать в человеке веру?

– Да, это сказывается. Но тем не менее воцерковленных всего 5 %, а где остальные 83 %? Как сказано в евангельской притче: «А где же остальные?», когда речь шла о том, что прокаженные исцелились, и только один из десяти пришел благодарить. Так и здесь. Скорее всего, это не вина самих военных, может быть, это отсутствие православного воспитания и обучения. Поэтому сегодня одна из главных задач священника – это духовное просвещение, как бы второе крещение. То есть люди крещеные, а в храмах бывают только на Пасху. Понимания того, что необходимо постоянно вести духовную жизнь, общаться с духовником, причащаться, исповедаться, к сожалению, на практике у многих военных нет. А когда люди узнают заповеди, слышат слово Евангелия, то многое в их жизни меняется. Сегодня на первый план выходит задача духовного просвещения страны, в том числе и военнослужащих.

– Александр Иванович, спасибо Вам большое! Помоги Господь справиться с этой задачей Вам и Вашим соработникам, дорогим батюшкам, которых еще раз сердечно поздравляем со всеми праздниками. К Светлому Христову Воскресению и ко дню Победы добавляем еще и поздравление с 300-летием основания военного духовенства в России.

Друзья, спасибо за участие в этой программе.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать