Союз онлайн: Есть что сказать

11 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Встречи со Святой Землей. Дамасские ворота. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– В 2009 году, когда в составе съемочной группы телеканала «Союз» я побывала на Святой Земле (это было в Великую Субботу), мы снимали схождение Благодатного огня, и, слава Богу, это удалось. Нас очень строго предупреждали, чтобы мы не потерялись и не задержали бы отправку самолета с Благодатным огнем, который уже ждали на Урале. Как только Огонь сойдет, вы, порадовавшись, быстро гасите свечи и устремляетесь к Яффским воротам, говорите: «Джаффа гейт». Эти слова поймет любой из полицейских или военных, которые там во множестве стоят в оцеплении, и покажет вам направление. С тех пор я узнала, что есть Яффские ворота. Потом были еще поездки в Иерусалим, и нам показывали другие ворота города, у каждых ворот есть своя потрясающая история. И наверняка Вы, как человек опытный, можете рассказать о тех или иных вратах в Старый город.

– Да. На самом деле это совершенно уникальная вещь, потому что, если мы с вами вспомним древность, ворота вообще как таковые – это очень важный символ, в древности они были важной частью города. Взять ворота города означало захватить город. Царь Давид говорит нам: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата  вечная». Так он говорит о помыслах, страстях: если мы победим наши помыслы, страсти, возьмем их под свой контроль, не будем их слушать и делать то, что они нам говорят, то мы возьмем врата вечные. Таким образом, символ власти над чем-то – это ворота (взять ворота). В Псалтири очень много таких, кстати, мест. Также по Библии мы можем вспомнить, что в воротах совершались сделки, вершился суд. Во Второзаконии мы, например, читаем, что если какой-то мужчина или женщина будут творить богомерзкие дела, поклоняться идолам или делать что-то другое, противное Богу и Закону Божиему, то последствия таковы: «Выведи их за ворота и побей камнями».

То есть выход за ворота означал выход из общества людей, выход за пределы хранимого места, за пределы города. В воротах принималось решение о наказании человека. Также в Иерусалиме, например, во времена Господа Христа у римлян были ворота, ведущие за город к Голгофе, которые назывались Судные врата, потому что человек, переступая этот порог, терял возможность подать апелляцию. Мы с вами часто говорим «смертный порог», есть такое выражение в русском языке. Это идет из Древнего Рима, когда по закону до того, как преступник переступал ворота, ведущие за город, кто-то мог подать голос в его защиту, и тогда дело пересматривалось. Если человек переступил порог, уже возврата нет и он будет казнен. Что и произошло с нашим Спасителем. И к порогу этих страшных Судных врат мы прикладываемся с паломниками. Кроме того, в воротах совершались сделки, обменивались деньги, при входе в город платились пошлины и т.д. Но вы скажете, это все было в древности, а при чем тут современный мир? Но что интересно, в Иерусалиме ворота Старого города имеют очень большое значение для жизни обычных людей, сознают они это или нет.

Рассказ о воротах города я бы начала с Дамасских ворот. Дело в том, что они самые древние в Иерусалиме, они стоят над историческими воротами, то есть над воротами времен Христа, на том же месте. Поскольку есть такое понятие, как культурный слой, древние раскопки ниже уровня современного города. Так же точно ворота времен Христа находятся ниже, их видно, и паломники могут их прекрасно видеть, над ними такая каменная площадь, как мост широкий, а на ней уже стоят ворота XVI века, которые построил султан Сулейман Великолепный, как и стены Старого города, – он был последний, кто их восстанавливал. Соответственно, Дамасские ворота стоят на своем историческом месте. Как они назывались во времена Христа, мы не знаем, однако есть предположение, что они могли называться так же, как называются сегодня по-арабски, Баб-аль-Амуд – Ворота столба. Дело в том, что около этих ворот стоял столб – римская верста, от него рассчитывали расстояние до Дамаска, поэтому их второе название – Дамасские ворота. Также есть третье название – Сихемские ворота. Древний Сихем – это город в Самарии, связанный с праотцем Иаковом, а позднее также с Иисусом Навином. Около Сихема находится знаменитая гора Гризим, которую, может быть, помнят те, кто читал и знает Ветхий Завет. Таким образом, от этих ворот шла дорога и на Дамаск, что намного дальше – это в Сирии. Интересно, что в Иерусалиме почти все ворота имеют несколько названий, к этому люди тоже привыкли, это нормально. Хотя есть все-таки принятые – Дамасские ворота: если мы называем по-русски, называем их только Дамасские, если называем на иврите, то – Сихемские. А арабы называют их Баб-аль-Амуд. То есть эти названия не путаются, иерусалимцы в курсе, что есть три названия.

Дамасские ворота ведут нас в Мусульманский квартал города. И что очень интересно, эти ворота также являются рынком. Это достаточно необычно, но ворота – это не просто стена с аркой. Ворота – это обычно прямоугольное здание, которое примыкает изнутри к стене. Есть вход в ворота (затем обязательно поворот налево), и есть выход из ворот в город. Это делалось для того, чтобы во время войны защитники города могли в воротах встречать завоевателей и сражаться здесь с ними. И как раз получалось так, что когда в город входили нападающие, их левая сторона оказывалась незащищенной. Поэтому ворота всегда так и построены в Иерусалиме (я думаю, что и в других городах того времени), чтобы воин поворачивал налево и, таким образом, его левая сторона была не защищена, значит его легче поразить и, соответственно, легче защитить свой город. В Дамасских воротах сегодня находятся разные магазинчики, есть очень уютный магазин с сумочками. Вечная проблема с моими тремя девочками, когда проходишь мимо: «Ах, какие сумочки!» Всех сортов и видов, все это такое арабское, блестящее, восточное, очень красивое. Также там находится обменный пункт, где меняют доллары на шекели. Это уже, собственно говоря, двухтысячелетняя традиция (если не больше). В воротах всегда были обменные пункты денег, и в Дамасских такой пункт до сих пор есть. Это, конечно, совершенно потрясающе.

Пройдя через Дамасские ворота, оказываешься в Мусульманском квартале города. Кругом рынок, продаются овощи, фрукты и всякие китайские вещи, как и везде. Все это перемешано с какими-то чисто нашими восточными товарами, продают специи и кофе. Дальше улица раздваивается. Если идти направо, по правому рукаву, по правой улице все время прямо, то через 10 – 15 минут будешь у Гроба Господня. Это практически прямая дорога до Гроба Господня. А левый рукав приведет к Стене Плача и дальше – к Сионским воротам. И вот эти две улицы – это две древние торговые улицы времен I – II веков. Это Кардо Максимус и Кардо Валентиус. Это римская традиция – в каждом городе должна была быть Кардо, торговая улица, где лавки, магазины, она обязательно прямая, и от нее лучиками уже расходились жилые кварталы. Так же и до сих пор. Это, конечно, очень впечатляет, и паломники очень легко ориентируются. Поэтому сами могут сориентироваться в городе, если гид им объяснит что к чему. Таким образом, идя по правому рукаву, пройдя через эту древнюю торговую улицу, которая сейчас вся, естественно, в магазинах (это было и в древности), попадаешь ко Гробу Господню. Наши паломники, которые живут неподалеку от Дамасских ворот в Иерусалиме (там есть целый ряд паломнических арабских отелей), так ходят ночью ко Гробу Господню. И хотя это Мусульманский квартал, но ночью он превращается в чисто христианский, потому что группы (в сезон это много групп) с батюшками идут ко Гробу Господню на ночную литургию и именно через Дамасские ворота.

– Как сами коренные жители квартала относятся к таким ночным метаморфозам? Есть ли какие-то правила, которые должны соблюдать христианские паломники в Мусульманском квартале?

– Нет, Вы очень удивитесь, но абсолютно никаких правил нет, отношение самое доброжелательное, добродушное. К тому же ночью все спят, это тоже важный момент, все закрыто. Но в любом случае у нас нет столкновений между мусульманами и христианами на Святой Земле. Мусульмане и христиане живут испокон веков мирно.

– А вот однажды, когда мы подошли где-то к пяти – шести утра к Храму Гроба Господня и перекрестились, юноши, которые шли мимо, посчитали своим долгом плюнуть в нашу сторону. Они не собирались в нас именно попасть, но выразили свое отношение, что-то ритуальное в этом было.

– Это могли быть, скорее всего, евреи.

– Понятно, это были иудеи.

– Да, религиозные иудеи. Хотя раввины ругают их за это, осуждают и говорят им, что это грех и этого делать нельзя. Но есть радикально настроенные фанатичные молодые люди из верующих иудеев, которые такие выходки себе позволяют. Но я Вам скажу, что я за всю свою практику видела, может быть, пару раз, когда священник шел с крестом и они плюнули и сделали вид, что плачут и страдают, – такие вот театральные выходки. Но обычно такого нет. А что касается мусульман, отношения самые теплые и замечательные.

Что же касается Дамасских ворот, то самое потрясающее время, чтобы туда ходить, это когда у арабов бывает пост Рамадан. Каждый год он немного сдвигается, в этом году закончился 18 июля, а начался 17 июня, значит на будущий год он начнется где-то 18 -19 июня и будет идти 30 дней. В это время Дамасские ворота превращаются в настоящую восточную сказку. Протягиваются гирлянды необычайной красоты, очень красивая иллюминация. Лампочки мелкие, как сетка, на достаточно большой высоте, это очень красиво, получается как будто бы небо в искусственных звездах. Над самими воротами вешается полумесяц – знак мусульман.

А перед воротами разворачивается потрясающий рынок, вообще там каждую пятницу большой рынок, но в Рамадан – особенно. Продается наш знаменитый напиток сахлаб – молочный кисель с добавлением экстракта орхидеи, щедро посыпанный орешками, корицей и кокосом. Это очень вкусно, и его продают горячим из огромных титанов. Это очень, конечно, приятно вечером, в нашей иерусалимской прохладе. Здесь и всевозможные игрушки для детей, которые стоят копейки, потому что считается, что детей обязательно нужно радовать в этот период. И, конечно же, жарят шашлыки, но у нас обычно идет Апостольский пост. Ну и все остальное – такая особая радость. И наши дети заранее спрашивают: «Когда мы пойдем на Рамадан?» Так интересно, что православные дети знают об этом мусульманском посте. Наш город вообще обладает многими, скажем так, характерными особенностями, которых в другом городе нет, – например, у нас здесь и иудеи, и мусульмане, и христиане. И дети растут в такой немного необычной атмосфере. Так что для нас Дамасские ворота – это мир Востока, ислама, неповторимых арабских запахов пряностей, кофе. И особый мир Рамадана, и этим праздником они делятся со всеми, даже с нами. Потому что мы же не говорим по-арабски с ними, мы говорим на иврите, на английском, всё равно все улыбаются. Мы им желаем приятного аппетита, когда они разговляются, они нам рассказывают, что можно у них купить. То есть это очень интересное взаимопроникновение вер и культур.

– Огромное спасибо за эту возможность войти вместе с Вами в Старый город через Дамасские ворота.

Восемь ворот в Иерусалиме. Мы поговорили пока только про одни. Будет продолжение. Всего доброго! Оставайтесь с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать