Союз онлайн: Есть что сказать

10 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Гость студии: диакон Илия Кокин, клирик храма Казанской иконы Божией Матери, кандидат богословия, кандидат культурологии, школьный педагог, сценарист, мультипликатор, поэт.

- В биографии отца Илии значится: был иподиаконом Святейшего Патриарха Алексея II. Батюшка, добрый день! Моя просьба в этом и заключается: рассказать о том, как Вы общались со Святейшим Патриархом, рассказать о нем. Такой короткий вопрос подразумевает, наверное, обширнейший ответ, и понятно, что в пятнадцать минут нашей программы уместить его очень сложно, но тем не менее расскажите самое значимое для Вас, что-то самое запомнившееся, то, что хранится в сердце и согревает его.

- Прежде всего, как часто бывает с какой-то хорошей переменой в жизни, которая сначала воспринимается в штыки, я очень расстроился! Меня вызвали к руководству Московской духовной семинарии (а я только перешел в третий класс) и сказали, что мне нужно ехать в Москву, потому что поступило распоряжение, чтобы я был переведен на иподиаконское послушание у Святейшего Патриарха. Расстроился потому, что только что стал уставщиком братского хора Троице-Сергиевой Лавры, пел у отца Матфея, и это было верхом моих мечтаний! У меня был ключ от Лаврской колокольни - о чем еще может мечтать семинарист! Только что ты чего-то достиг, и тут тебе Господь дает другое.

Я понимал, что это гораздо большее, чем то, что я имел тогда, но это таило в себе какую-то опасность, вызывало тревогу, потому что это - патриаршие службы, ответственность, съемки, быть в центре внимания. Но спустя годы я вспоминаю эти пять с половиной лет, которые я был у Святейшего иподиаконом, с благодарностью и теплотой, потому что это удивительный опыт, удивительная школа общения - я не побоюсь этого слова - со святым человеком. Из этих пяти лет три года я был книжником у Святейшего - это такое послушание, когда человек держит архиерейский молитвослов, то есть три года я наблюдал, как Святейший молится на расстоянии что называется вытянутой руки.

Поскольку программа длится всего пятнадцать минут и надо как-то лаконично рассказать о том, по поводу чего Вы задали вопрос, то можно одной фразой попытаться суммировать итоги того урока, который я получил за годы общения со Святейшим. Эту формулу выразил сам Святейший. Когда он рукополагал священнослужителей и они подходили к нему под благословение, он их напутствовал и давал отеческий совет. И это были удивительные слова! Он говорил всего два слова: «Утешай людей!» Наверное, вот в этих двух словах выражена суть современного христианского служения, служения церковного, служения пастырского. Потому что скорбей много, и нужно зажечь какой-то маячок для человеческой души, что-то, как Вы говорите, теплое и доброе, горячее, чтобы этот маячок был человеку путеводной нитью, тем, к чему человек бы стремился. Сам Христос говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть». В христианстве нет ничего сложного! Можно быть христианином и быть радостным, не обязательно быть унылым. Сейчас идет Великий пост, и Господь дает нам относительно и этого указание, что не надо уподобляться фарисеям, не надо ходить с постными лицами, хотя идет пост.

- Если по Апостолу: христианину и нужно быть радостным. Всегда причем.

- Да! Даже наш подвиг, даже когда мы подвизаемся, это не предполагает какого-то унылого, напряженного состояния. Мы можем радоваться, и именно эта радость будет и других людей привлекать ко Христу. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся!» То есть вот этой радостью надо обращать людей ко Христу прежде всего.

За годы, что я был при Святейшем, запомнилось несколько интересных случаев. Конечно, их было много, но несколько случаев сильнее других врезались в память. Это случаи, которые не войдут в официальную биографию, это не какие-то масштабные деяния, как объединение Церквей, это события, которые происходили в пределах небольшого, ограниченного круга людей, между Святейшим и его ближайшим окружением. Но они тем и дороги, что это что-то такое, что тебе тоже принадлежит.

Например, был случай, который для меня стал настоящим уроком христианской любви. Такой нестандартный совершенно поступок, в котором как раз проявилась настоящая христианская любовь Святейшего. Хотя этот поступок и эта история даже в чем-то комичны. Произошло это во время патриаршего визита в Белоруссию, была очень плотная, насыщенная программа, много богослужений. Каждое утро начиналось или с Божественной литургии, или с молебна. Но где-то посередине программы выдалось одно утро, которое ничем не было занято. В программе просто «стоял» завтрак. Мы наконец-то выспались, помолились, пошли на завтрак. Естественно, все из делегации Патриарха думали, что, наверное, Святейший где-то отдельно кушает, а делегация, пресса, иподиаконы будут питаться в обычной столовой. Я иду, отстал от всех, так как я был мальчиком мечтательным, захожу последним и вижу страшную картину: большой стол, в центре сидит Патриарх, вся делегация сидит аккуратненько по периметру, все занимают последние места, не напротив Патриарха, и остается одно место прямо напротив Святейшего. Все смотрят на меня, который замыкает это шествие, и улыбаются. Все понимают, что я сейчас окажусь в центре всеобщего внимания. Помолились, сели. Я сижу, хочу сквозь землю провалиться. Святейший сидит напротив, смотрит и улыбается своей знаменитой теплой улыбкой. Я понимаю, что надо что-то делать.

- Вообще ведь надо еще и есть. А есть, наверное, в этой ситуации сложно.

- Ну да! Но просто сидеть и ничего не делать - это самое страшное. Надо хотя бы руки занять. Вы говорите, что есть страшно, а я подумал, что есть - как раз выход. Я взял хлеб, масло, намазал масло на хлеб, взял сыр, положил его на бутерброд - то есть что-то делаю руками. Вроде бы при делах. Все продолжают на меня смотреть. Я кусаю бутерброд и краем глаза вижу, что у ребят, которые сидят напротив, на лицах ужас. Они показывают на часы. Я прокручиваю ситуацию, понимаю, что это среда, постный день, понимаю, что лучше бы я просто сидел и ничего не делал. Я положил бутерброд, опустил голову и стал ждать своей участи. Святейший выждал еще несколько секунд, смотрел, улыбался, потом взял хлеб, намазал его маслом и стал есть.

Мне кажется, что настоящая любовь - это такая способность, что даже если человек рядом с тобой ошибся, эту его ошибку разделить, лишь бы дать ему понять, что ты с ним, что ты его сейчас поддерживаешь. Это очень важно, мне кажется! Я для себя вот такой урок из той истории вынес.

- Но это можно и в патериках встретить, и у Антона Павловича Чехова, что вежливость и воспитанность не в том, чтобы не пролить соуса на скатерть, а чтобы не заметить, если это сделает кто-нибудь другой.

- В данном случае это еще и пролить свой соус. Это одна из таких историй, которая как-то врезалась в память. Вообще само присутствие рядом со Святейшим - это удивительный опыт! Не все можно выразить словами, не обо всем можно рассказать, что мне запомнилось. Вы сейчас упомянули про патерики, и есть такая замечательная патериковая история, когда к известному старцу приходят монахи из далекой обители. Он их принимает, они садятся вокруг него, задают вопросы о духовной жизни, он каждому из них подробно отвечает. В конце монахи встают и собираются уходить. Старец замечает, что один из монахов ничего не спросил, и он обращается лично к нему: «Почему ты ни о чем не спросил? У тебя нет никаких вопросов? Тебя ничего не интересует?» А монах ответил: «Авва, я не хочу ничего спрашивать, мне достаточно тебя видеть». Вот Святейший был таким - его достаточно было видеть.

- Отец Илия, здесь в Екатеринбурге, наверное, всегда будут особо благодарны Святейшему Патриарху за то, что сейчас у нас на Ганиной Яме есть монастырь во имя святых царственных страстотерпцев. Причем когда в сентябре 2000 года Святейший посетил Екатеринбург, ему пришлось проявить всю решительность, потому что власти не пускали его в это почитаемое народом место, которое было уже местом молитвы. Но в сентябре, как Вы помните, святые царственные страстотерпцы были уже прославлены, однако вот такое было отношение к Ганиной Яме - к месту уничтожения останков. И Святейший сказал, что даже если снимут охрану, а грозили именно этим, он поедет туда все равно. И он это сделал, и именно тогда были сказаны его слова, что это - живой антиминс, пронизанный останками святых, и тогда же было дано благословение. Можно сказать и об истории Храма-на-Крови на месте убиения царской семьи. До 2000 года строительство храма, заложенного в начале 90-х годов, не двигалось с места, а вот первосвятительская молитва на этом месте дала мощный толчок. То есть мы видим и администратора, который может управить так, как он считает нужным, и молитвенника.

- Так было не только в Екатеринбургской епархии. Вообще пастырские патриаршие визиты по стране всегда были переломным моментом в какой-то сложной ситуации. Очень часто после патриаршего визита, когда он лично говорил с руководством области или города, какие-то проблемы, которые годами не решались, наконец сдвигались с мертвой точки, и в этом, конечно, была колоссальная заслуга Святейшего.

- А Вы помните свою самую-самую первую встречу с ним уже в качестве иподиакона? Вот вы пришли, Вам надо представиться - как это было?

- Во время первой службы я просто стоял и молился, наблюдал за действиями иподиаконов. Мне сказали, что я буду ходить с репидой. Я внимательно следил, что надо делать с репидой. А на следующей службе мне доверили уже действительно что-то настоящее: я подошел к Святейшему с подносом, и когда он разоблачался, мне на поднос положили одну из частей облачения, тогда Святейший посмотрел, улыбнулся и спросил, как меня зовут. Я представился. Вот так прошла первая встреча.

- Про прощание я спрашивать не буду: думаю, будет неделикатно. Во всяком случае, огромное Вам спасибо за то, что Вы нарисовали такой живой и настоящий портрет. Потому что когда люди такого уровня уходят, все-таки очень важно, чтобы они оставались в нашем сознании не только как личности в истории Церкви, но и как живые люди, теплые молитвенники, старцы, кого-то наставлявшие, и просто как христиане, в глазах у которых был отблеск Царства Небесного.

- Несколько раз в году патриаршие иподиаконы собираются в Богоявленском соборе на месте его захоронения, служат панихиду, и самое интересное, что приходят не только иподиаконы (мы-то понятно, мы - люди верующие, приходим помолиться за Святейшего), но и охранники Святейшего. За те годы, что они были с Патриархом, работа для них стала больше чем работа - для них он тоже стал родным человеком, и они несколько раз в году собираются, чтобы помолиться за него. Это дорогого стоит! Это о многом говорит!

 

Автор и ведущая: Светлана Ладина
Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать