Союз онлайн. Четверть часа

27 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Паломники-онлайн.
Оливковое чудо Вифлеема. О жизни христиан в городе Рождества Христова, о традиционном промысле и о себе расскажет хозяин лавки икон и сувениров Иосиф Кассис.
Древняя гробница в Хевроне: увидим, как хоронили усопших во времена Христа.
Ведущая Надежда Калинина.

– С приближением праздника Успения Пресвятой Богородицы мы все чаще мысленно переносимся на Святую Землю, где и произошло это событие. К Гробнице Божией Матери в эти дни нас еще позовет программа «Паломники-онлайн», а сейчас мы побываем в Вифлееме.

Палестина, со времени рождения там Спасителя, сменила много правителей. Палестинские христиане пережили великих завоевателей и их империи. Сегодня их родину окружают стены и посты, а контролирует армия Израиля. Город Рождества Христова Вифлеем находится в Палестинской автономии, более 80% жителей составляют мусульмане. Немногочисленные христиане продолжают жить здесь и хранить наши святыни, и с одним из них мы сейчас познакомимся в очередном выпуске программы «Паломники-онлайн. Оливковое чудо Вифлеема».

Светлана Ладина, корреспондент телеканала «Союз»:

– Только очень аскетично настроенный паломник, находясь на Святой Земле, сможет пройти мимо иконных лавок, которые попадаются ему на пути. Впрочем, здесь стоит прислушаться к опытным гидам, которые посоветуют надежное место. Вот в одном из таких мест в Вифлееме мы и оказалась, его хозяина зовут очень символично для Вифлеема – Иосифом.

Иосиф, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, из чего создается вся эта красота? Что это за дерево и что за мастера вырезают эти фигуры?

Иосиф Кассис, хозяин лавки икон и сувениров:

– Здравствуйте! Это изделие из оливкового дерева. Уже много веков это основной промысел и основной источник дохода для православных христиан Вифлеема.

Светлана Ладина:

– То есть в то время, когда весь мир заполонили китайские штампованные изделия, у Вас можно приобрести изделия именно ручной работы – настоящие, натуральные, подлинные.

Иосиф Кассис:

– Это очень хороший вопрос, потому что в нашем магазине мы никогда не продаем китайских вещей. Мы стараемся поддерживать наше, местное, христианское население, потому что (еще раз повторю) изделия из оливкового дерева – это основной доход многих православных, живущих в Вифлееме.

Светлана Ладина:

– Иосиф, скажите, пожалуйста, Вы сами родились и выросли в Вифлееме? И Ваша семья тоже?

Иосиф Кассис:

– Я родился в Вифлееме, вся наша семья родом отсюда. Сколько я знаю (15-20 поколений), мы живем здесь. В нашем роду в основном все были священниками, то есть хотя бы один мальчик в каждом поколении должен стать священником.

Светлана Ладина:

– А почему Вы выбрали вот такой род занятий?

Иосиф Кассис:

– Это было очень давно, сорок лет назад. Тут нет конкретного ответа. Тогда мне казалось, что это неинтересно. Сейчас я, может быть, поступил бы по-другому. Но я живу как священник: я преподаю Библию, изучаю Библию, а еще я работаю с православными паломниками, и мне это очень нравится.

Светлана Ладина:

– Спасибо Вам большое. Божьей помощи! Пусть Вас хранит Господь и Матерь Божия!

Иосиф Кассис:

– Спасибо Вам за интервью, потому что благодаря ему Вы узнали немного о жизни православных вифлеемцев. Божьего благословения Вам!

– Дорогие друзья! Более подробно о жизни христиан Вифлеема вы можете узнать, посмотрев фильм Анны Мусан-Леви «Дом хлеба, или Один день с абуной Спиридоном». Эта документальная лента размещена на сайте tv-soyuz.ru и на нашем канале на видеохостинге Youtub.

Конечно, Палестина со времен Спасителя очень изменилась, и современные пилигримы вроде бы идут по той же земле, по которой ступали апостолы, Спаситель и Богородица, но зачастую видят другую картину. Вот, предположим, Гробница Божией Матери в Иерусалиме – большой храм с высоким потолком и старинными иконами. Но это сейчас, а в те времена, когда ученики Христа хоронили Царицу Небесную, было это не в величественном храме и тело Ее положили не в каменную кувуклию (небольшую часовню). Увидеть, как изначально выглядела гробница Спасителя и подобная ей гробница Богородицы, мы можем прямо сейчас. Анна Мусан-Леви вновь зовет нас в путешествие по Святой Земле в программе «Паломники-онлайн».

Гид Паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви:

– Помните, совсем недавно мы пели: «Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща»? Вот так выглядел такой камень. Мы стоим у гробницы времен Господа Христа. Мы не знаем, чей это гроб, но можем на нем отлично изучить, как хоронили древние иудеи.

Итак, хоронили в пещерных гробах. Камень – известняк, он достаточно мягкий. Иногда использовали природные пещеры, которые иногда обрабатывали внутри, и получалось помещение, в котором можно увидеть много отверстий для тел; то есть обычно гробницы (усыпальницы) делались семейными. Прежде чем покойника занести в гроб, его клали на камень помазания. Здесь мы видим даже не один камень, что еще раз подтверждает, что это было захоронение не для одного человека. На такой камень клали тело усопшего. Приглашались плакальщицы (это, конечно, взяли от язычников, от древних греков), которые выражали горе, создавали необходимую атмосферу. Тело помазывали специальным составом – смесью смирны и алоэ. Это липкий состав, к которому потом фактически приклеивались пелены. Пелены – это такой широкий бинт (ткань), которым как бы пеленали, туго скручивали тело, ведь хоронили-то без гробов. И чтобы тело имело аккуратный вид, его туго спеленывали, забинтовывали этой лентой. Дальше тело покрывали саваном и несли на руках в гроб. После этого его клали в свободное отверстие. Затем мужчины (конечно, при помощи рычага) закатывали камень, заваливали его, закрывали вход в гроб как дверью.

Почему не замуровывали наглухо? Почему нужно было иметь возможность отвалить камень? Потому что в нашем климате (у нас очень жарко и сухо) кости высыхают, то есть тело не гниет, а как бы иссыхает. Примерно через три года камень отваливали, сухие косточки промывали, складывали их в отдельные кувшины, ставили в уголочек. И можно хоронить следующего. Отсюда у русских людей есть выражение «перемывать кости»; вот это от древнего погребального обряда, можно сказать.

И вот жены-мироносицы не успели как положено оплакать Господа и как положено достаточно помазать Его тело ароматами. Они совершили как бы первую часть обряда, наскоро покрыли Его саваном и положили. И вот они пришли, чтобы закончить все как положено: еще ароматы, еще слезы; может быть, поаккуратней спеленать тело, положить его более красиво. И представьте, они приходят, вот так отваленный камень, ангел сидит и говорит: «Что ищете Живого с мертвыми? Он воскрес». Вот так это выглядело.

Сейчас, когда мы придем в Храм Гроба Господня, будет по-другому; будет большой храм, часовня, в которой лампады, мраморное ложе (не такое вот естественное, а мраморное). И кажется: как это Гроб Господень? Что, какая-то усыпальница как на Новодевичьем кладбище? Нет, это построили уже в IV веке, часовней покрыли природную пещеру. То есть вокруг все вырубили и пещеру покрыли часовней, а вокруг – храм. Вот что такое Гроб Господень. А изначально он вот так выглядел.

Когда жены-мироносицы пришли рано утром ко гробу Господню, солнце еще не взошло, было темно снаружи и внутри гроба. Мы снимаем сейчас в дневное время, но все равно внутри этой пещеры практически полная темнота. Мироносицы, не помня себя от радости, побежали к апостолам. Петр и Иоанн тут же побежали ко гробу. Иоанн был младше, бежал быстрее Петра. Он не вошел во гроб, ожидая Петра, но увидел лежащие во гробе пелены, да еще и плат, который был свернут и лежал на особом месте. Как же это было возможно? Вот сейчас мы включим свет. Видите? Это всего лишь мой шарфик, который скромно изображает пелены Господа. Уж простите нас, но очень хотелось показать вам, как же Иоанн и Петр увидели пелены в полной темноте. Гроб Господень был наполнен Божественным Светом, Святым Светом, который теперь мы называем Благодатным огнем. Это та самая энергия Божественной благодати, которая сходит в Великую Субботу и принимает форму огня.

– Возвращаясь к событию Успения Царицы Небесной, хочу сообщить, что в конце минувшей недели духовенство Русской духовной миссии вместе с духовенством Иерусалимского Патриархата совершило Божественную литургию на Гробнице Божией Матери в Гефсимании. По многолетней традиции соборные русские литургии совершаются в обители Пресвятой Богородицы ежегодно в один из последних дней Успенского поста. В сам праздник торжественные богослужения пройдут в Троицком соборе Русской духовной миссии. О традициях празднования Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле и об истории Ее Гробницы расскажет специальный выпуск программы «Паломники-онлайн».

С пожеланием всем встретить Успение Божией Матери радостно и благодатно я прощаюсь с вами до новых встреч в прямом эфире телеканала «Союз».

Ведущая Надежда Калинина

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать